ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1822/2023ДД.ММ от 22.03.2023 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-1822/2023 ДД.ММ.ГГГГ

УИД -

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Бондарь А.Г.,

при помощнике судьи Бондарец К. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Воронова С. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Воронов С. В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать решение Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу от ДД.ММ.ГГГГ ГРН недействительным.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, заявлений о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в налоговую инспекцию не подавал, доверенность на представление интересов для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не выдавал, нотариальные действия не производил.

В связи с чем истец считает, что запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о регистрации Воронова С. В. в качестве индивидуального предпринимателя должна быть признана недействительной.

Административный истец Воронов С. В. в суд не явился, доверил представлять свои интересы Гудиной О. В., которая в судебное заседание явилась, доводы административного иска поддержала, просила удовлетворить требования.

Представитель административного ответчика МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу Иванова О. В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала. Пояснила, что оснований для отказа в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имелось.

Выслушав доводы представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, исходя из следующего.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен комплект документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ, вх. в МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу поступил, предусмотренный пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), комплект документов с заявлением по форме о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К заявлению прилагалась копия паспорта гражданина Российской Федерации. Пакет документов направлен в электронном виде.

Из положений пунктов 1.2 и 1.5 статьи 9 Закона №129-ФЗ следует, что при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем является физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией, и оно вправе направить документы в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона №129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Требования к оформлению электронных документов, направленных в регистрирующий орган установлен Приказом ФНС России от 12.10.2020 «Об утверждении Порядка взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов» (Действующий на момент подачи заявления в налоговый орган).

Согласно п.11 Порядка электронные документы, сформированные в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 настоящих Порядка и Требований, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Статья 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ («Об электронной подписи» закрепляет презумпцию действительности квалифицированной электронной подписи, которая может быть опровергнута лишь в судебном порядке.

Исходя из положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» в случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи физическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи указывается фамилия, имя и отчество или иная информация, позволяющая идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи.

Так, сертификат ключа проверки электронной подписи содержал следующую информацию: кем выдан – ОАО «ИИТ»; кому выдан – Воронов С. В.; действителен с ДД.ММ.ГГГГ; действителен по ДД.ММ.ГГГГ; ИНН ; Фамилия – Воронов; Имя – С.; Отчество – В.; СНИЛС – ; Алгоритм – <данные изъяты>; Издательский сертификат: Открытое Акционерное Общество «ИнфоТеКС Интернет Траст»; Заключение на средство издателя: Сертификат соответствия от ДД.ММ.ГГГГ; Средство УЦ: <данные изъяты>

Получение Вороновым С. В. электронной подписи подтверждается, полученным на запрос суда ответом АО «ИИТ» <данные изъяты>

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона №129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

При рассмотрении комплекта документов от ДД.ММ.ГГГГ за вх. оснований для отказа в государственной регистрации, установленных статьей 23 Закона №129-ФЗ, налоговым органом не выявлено.

На основании чего, ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации Воронова С. В. в качестве индивидуального предпринимателя, в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись ОГРНИП .

ДД.ММ.ГГГГ за вх. Вороновым С. В. был представлен комплект документов, заявление по форме о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. К заявлению прилагалась копия паспорта гражданина Российской Федерации. Пакет документов направлен в электронном виде.

ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации прекращения Вороновым С. В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие волеизъявления Воронова С. В. на приобретение статуса индивидуального предпринимателя путем подачи необходимого комплекта документов в уполномоченный орган.

Довод административного истца о том, что паспорт был утерян отклоняется, как бездоказательный.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Данная совокупность обстоятельств по делу не установлена, в связи с чем оснований для признания решения недействительным не имеется.

Административным ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление Вороновым С. В. подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, при этом ему стало известно о нарушении его прав в ДД.ММ.ГГГГ

Соответственно, административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Доказательств, дающих основание для признания причин пропуска срока уважительными и для его восстановления, административным истцом, в нарушение требований ст.226 КАС РФ, не представлено.

В силу части 8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судебная защита должна быть своевременной, то есть позволяющей с учетом избранного заявителем способа защиты обеспечить возможность восстановления нарушенных прав последнего.

Административный истец не был лишен возможности обратиться в суд с настоящим иском ранее, непосредственно после выявления факта допущенных, по его мнению, нарушений.

С учетом установленных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Воронова С. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ (РГН ) о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Г. Бондарь