ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1823/2017 от 21.06.2017 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-1823/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

С участием:

Представителя административного истца Серпуховского городского прокурора по доверенности – ст.помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А.,

Представителя административного ответчика - Совета депутатов Серпуховского муниципального района, заинтересованного лица - Главы Серпуховского муниципального района по доверенности – ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Серпуховского городского прокурора об оспаривании решения, действия (бездействия) Совета депутатов Серпуховского муниципального района

У с т а н о в и л :

Административный истец Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском и просил признать незаконным отказ Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области предоставить в городскую прокуратуру заверенные копии справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой Серпуховского муниципального района ФИО2 за 2015 год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей; обязать Совет депутатов Серпуховского муниципального района Московской области предоставить в городскую прокуратуру заверенные копии справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные главой Серпуховского муниципального района ФИО2 за 2015 год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в срок 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что в городскую прокурату из прокуратуры Московской области поступило обращение Н. о возможном нарушении главой Серпуховского муниципального района ФИО2 требований законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений о доходах.

В целях проведения проверки городской прокуратурой 13.03.2017 года и 23.03.2017 года в Совет депутатов Серпуховского муниципального района направлены запросы о предоставлении в срок до 20.03.2017 года и до 30.03.2017 года соответственно заверенных копий справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных главой Серпуховского муниципального района ФИО2 в Совет депутатов Серпуховского муниципального района за 2015 год в отношении себя, а также своей супруги и несовершеннолетних детей.

Согласно ответа заместителя председателя Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 30.03.2017 № 153-исх. в предоставлении истребованных копий документов отказано.

Данный отказ Серпуховский городской прокурор считает незаконным, влекущим создание препятствий по осуществлению возложенных государством полномочий по контролю за исполнением законов, в частности, по осуществлению полномочий по борьбе с коррупцией.

Административный истец ссылается на положения ст.1, п.2.1 ст. 4, ст.6, ст.21, ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 6, ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и указывает, что проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в порядке, установленном ст.8 Закона №. 273-ФЗ, осуществляется прокурорами в рамках, возложенных на органы прокуратуры задач борьбы с коррупцией, то есть необходима для достижения общественно значимых целей, в интересах Российской Федерации.

Прокуроры при проведении соответствующих проверок вправе истребовать сведения, содержащие персональные данные государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности, членов их семьи, без получения согласия субъектов персональных данных.

Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района МО от 30.10.2015 № 4/26 утверждены «Положение о представлении лицами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, лицами при назначении на муниципальные должности и лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», а также «Перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Серпуховского муниципального района и муниципальных должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи».

Из подпункта «г» п. 2.1 Положения следует, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки лицами, замещающими муниципальные должности (глава Серпуховского муниципального района, председатель контрольно-счетного органа Серпуховского муниципального района), депутатами Совета депутатов - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Пунктом 2.3 Положения определено, что муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, предусмотренную перечнем должностей, лицо, замещающее муниципальную должность, депутат Совета депутатов представляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения о расходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения о расходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Пунктом 1 Перечная должность главы Серпуховского муниципального района отнесена к муниципальной должности, при назначении на которую граждане и при замещении которой муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Административный истец полагает, что не предоставление административным ответчиком справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных в Совет депутатов главой Серпуховского муниципального района ФИО2 в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, препятствует прокурору в проведении проверки соблюдения законности за исполнением указанным лицом возложенных законом обязанностей по предоставлению указанных сведений, а также осуществлению задач по противодействию коррупции.

Довод Совета депутатов Серпуховского муниципального района о том, что необходимости истребовать данные справки у городской прокуратуры не имелось, поскольку проверку возможно провести на основании данных, публикуемых в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления, является необоснованным, поскольку публикуемые в сети Интернет сведения содержат ограниченный круг информации, проведение проверки по которым затруднительно, а по некоторым данным невозможно.

Так, в опубликованных сведениях отсутствуют необходимые для направления соответствующих запросов персональные данные, в том числе дата и место рождения, адреса регистрации, а также информация о реквизитах документа, удостоверяющего личность граждан.

Кроме того, отсутствие в городской прокуратуре заверенных копий указанных справок позволяет органу местного самоуправления, в случае выявления городской прокуратурой нарушений и принятия мер реагирования, внести соответствующие изменения в справки, находящиеся в распоряжении указанных органов, и переложить ответственность за выявленные нарушения требований закона на иных лиц, в обязанности которых входит их опубликование.

Административный истец Серпуховский городской прокурор в судебное заседание не прибыл, извещен надлежаще, его представитель по доверенности Кобозева О.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что в прокуратуру г.Серпухова поступило обращение Н., в котором содержался текст данного обращения и приложены фотографии главы Серпуховского муниципального района. В ходе проведения проверки Серпуховским городским прокурором направлен ряд запросов на имя главы Серпуховского муниципального района. Согласно поручения Серпуховского городского прокурора, сотрудники Серпуховской городской прокураторы обязаны проверить достоверность и полноту сведений в справках о доходах государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности, членов их семьи, без получения согласия субъектов персональных данных. На основании поручения прокурора старшим помощником Серпуховского городского прокурора Волковой Ю.В. проводилась проверка предоставления справок о доходах муниципальными служащими Серпуховского района. Довод Совета депутатов Серпуховского муниципального района о том, что необходимости истребовать данные справки у городской прокуратуры не имелось, поскольку проверку возможно провести на основании данных, публикуемых в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления, несостоятелен, поскольку публикуемые в сети Интернет сведения представлены в усеченном виде, в отношении объектов не имеется сведений об адресах и иных данных, которые позволят их идентифицировать. На сегодняшний день ответа на запрос Серпуховского городского прокурора от 13.03.3017 года из Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской не поступило, однако у прокуратуры г.Серпухова не имеется достоверных сведений о получении данного запроса Советом депутатов Серпуховского муниципального района Московской. Также пояснила, что в запросах имеется техническая ошибка в указании даты предоставления копий истребуемых справок, так как сами запросы были сформированы в 2017 году, соответственно ответы должны быть предоставлены также в марте 2017 года

Представитель административного ответчика Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской, а так же заинтересованного лица главы Серпуховского муниципального района ФИО2 по доверенности – ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что 13.09.2016 года Серпуховской городской прокуратурой, а именно: помощником Серпуховского городского прокурора Волковой Ю.В. была проведена проверка сведений в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении главы Серпуховского муниципального района и членов его семьи за 2015 год, о чем в журнале имеется соответствующая запись от 13.09.2016 года. При ознакомлении с документами Волкова Ю.В. не была ограничена во времени и имела возможность детально изучить представленные документы. По результатам проведенной проверки никаких нарушений выявлено не было. Советом депутатов Серпуховского муниципального района правомерно было отказано в предоставлении запрашиваемых материалов, поскольку согласно п.2.3 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). На момент поступления запроса сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера были размещены на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района. Таким образом, у прокурора не было достаточных оснований к запросу данных документом. Кроме этого в запросе Серпуховского городского прокурора от 23.03.2017 года не усматривалось какие именно сведения об имуществе, отраженные в жалобе Н., не были внесены главой Серпуховского муниципального района за 2015 год, в связи с чем в прокуратуру был направлен отказ в предоставлении запрашиваемых материалов, на основании п.2.3 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и в соответствии с ранее проведенной проверкой.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица также указывает, что сведения о доходах, расходах и имуществе главы Серпуховского муниципального района и членов его семьи за 2015 год были размещены на официальном сайте администрации Серпуховского муниципального района http://serpregion.ru/. На сегодняшний день сведения на сайте обновлены и размещены по состоянию на 2016 год, в соответствии с Указом Президента РФ от 08.07.2013 года «Вопросы противодействия коррупции» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.

Согласно позиции представителя административного ответчика и заинтересованного лица ссылка прокурора на затруднительность проведение проверки на основании опубликованных на официальном сайте данных ввиду отсутствия на нем персональных данных является несостоятельной, поскольку при проведении проверки помощник Серпуховского городского прокурора Волкова Ю.В. могла переписать из предоставленных документов персональные данные, удостоверяющие личность проверяемого лица, кроме этого органы прокуратуры самостоятельно могли сделать запрос на проверку персональных данных в соответствующие органы.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых обязательной не признавалась, в соответствие со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителей административного истца, ответчика, заинтересованного лица, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные административно исковые требования подлежат удовлетворению.

Решением избирательной комиссии муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области» от 09.09.2013 года № 46/4 признаны выборы Главы Серпуховского муниципального района Московской области 8 сентября 2013 года состоявшимися и действительными. ФИО2 признан избранным Главой Серпуховского муниципального района (л.д. 59), в соответствии с постановлением № 1 от 11.09.2013 года он приступил в 12 часов 15 минут 11 сентября 2013 года к исполнению полномочий Главы Серпуховского муниципального района на постоянной основе (л.д. 60).

Согласно п.9 ст. 27 Устава муниципального образования «Серпуховский муниципальный район», глава Серпуховского муниципального района входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя; полномочия главы Серпуховского муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы Серпуховского муниципального района (п.7); из п. 9.1 Устава усматривается, что глава Серпуховского муниципального района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (п.9.1).

Как усматривается из материалов дела, 06 марта 2017 года для проведения соответствующей проверки в Серпуховскую городскую прокуратуру Московской области из Прокуратуры Московской области в соответствии с п.п.3.1 и 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, поступило для рассмотрения обращение гражданина Н. о возможных нарушениях со стороны главы Серпуховского муниципального района при заполнении ежегодной декларации о доходах (л.д. 10-12).

13 марта 2017 года, а так же 23 марта 2017 года Серпуховским городским прокурором Денисовым Р.Н. в адрес главы Серпуховского муниципального района ФИО2 направлены запросы о необходимости предоставить в городскую прокуратуру в срок до 30.03.2017 года заверенные копии справок за 2015 год о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении главы Серпуховского муниципального района, его супруги и несовершеннолетних детей в связи с проведением проверки по обращению Н. о нарушении требований законодательства о противодействии коррупции, выразившемся в неполном отражении сведений (л.д.13, 14-15).

30 марта 2017 года на запрос Серпуховского городского прокурора от 23.03.2017 года № 10ж-2015 заместителем председателя Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской ФИО3 сообщается, что в соответствии с п.2.3 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не вправе требовать информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа. Также указывается, что Серпуховской городской прокуратурой, а именно: помощником Серпуховского городского прокурора Волковой Ю.В. была проведена проверка сведений в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении главы Серпуховского муниципального района и членов его семьи за 2015 год, о чем в журнале имеется соответствующая запись от 13.09.2016 г. При ознакомлении Волкова Ю.В. не была ограничена во времени и имела возможность детально изучить представленные документы. Также сведения о доходах, расходах и имуществе главы Серпуховского муниципального района и членов его семьи за 2015 год размещены на официальном сайте администрации Серпуховского муниципального района http://serpregion.ru/. Кроме того, из запроса Серпуховского городского прокурора не усматривается какие именно сведения об имуществе, отраженные в жалобе Н., не были внесены главой Серпуховского муниципального района при предоставлении им сведений в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год. С учетом изложенного Совет депутатов Серпуховского муниципального района Московской полагает, что оснований для проведения повторной проверки не имеется (л.д. 16).

Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской от 30.10.2015 года за № 4/26 утверждено Положение о представлении лицами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, лицами при назначении на муниципальные должности и лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Серпуховского муниципального района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Согласно Перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Серпуховского муниципального района, являющегося приложением № 2 к решению Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 30.10.2015 № 4/26, глава Серпуховского муниципального района обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Положением лицами, замещающими муниципальные должности, в порядке, установленном соответствующем органом местного самоуправления, размещаются на официальном сайте такого органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте – представлению средствам массовой информации для опубликования по их запросам (л.д. 27-33).

Советом депутатов Серпуховского муниципального района Московской области 07.04.2016 года начальнику отдела по взаимодействию со СМИ и общественными организациями направлены сведения о доходах и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих в Совете депутатов Серпуховского муниципального района муниципальные должности, должности муниципальной службы, и членов их семей за 2015 год для размещения на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района, в том числе и в отношении главы Серпуховского района ФИО2, его супруги и несовершеннолетних детей (л.д. 44-46).

Как видно из сообщения начальника отдела по взаимодействию со СМИ и общественными организациями от 09.06.2017 года за № 332 на запрос начальника отдела по обеспечению деятельности Совета депутатов Серпуховского муниципального района, сведения о доходах и обязательствах имущественного характера главы Серпуховского муниципального района за 2015 год были размещены на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района 08.04.2016 года на основании решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 30.10.2015 года № 4/26. Данным документом установлен, в том числе, и офици­альный источник опубликования сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.07.2013 года «Вопросы противодействия коррупции» данные сведения обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи, соответственно, на сегодняшний день сведения обновлены и раз­мещены на сайте по состоянию на 2016 год (л.д. 49).

Из представленной в материалы дела выписки из журнала сдачи и проверок справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих в Совете депутатов Серпуховского муниципального района муниципальные должности, должности муниципальной службы и членов их семей, следует, что 13.09.2016 года по поручению прокурора старший помощник Серпуховского городского прокурора Ю.В. Волкова ознакомлена со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленными главой Серпуховского муниципального района за период 2015 года (л.д. 47-48).

Приказом прокурора Московской области от 03.02.2010 года № 95 Волкова Ю.В. назначена старшим помощником Серпуховского городского прокурора (л.д. 57).

В силу положений части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, предъявление любого административного иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов обратившегося в суд лица.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В пункте 2.1 ст.4 Закона о прокуратуре закреплено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Как указано в ст.6 вышеназванного закона, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ч.1).

Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления (п.2).

Прокурор не вправе требовать у органа (организации): информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и(или) не относящиеся к предмету указанной проверки; информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (п.2.3).

В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 2.3 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы (п.2.4).

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (ч.3).

При реализации полномочий по осуществлению надзора прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе органами местного самоуправления.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч.2 ст.21).

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Одним из способов противодействия коррупции является деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п.п. «а», «б» п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 N 195 (ред. от 4 октября 2013) определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Согласно ч.4 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Согласно части 7.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 272-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно части 1 ст.15 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» указано, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Частью 6 ст.20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации закреплено в ч. 3 ст. 67 названного Закона.

Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, вправе с целью проведения соответствующих проверок затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона, поскольку прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействия коррупции.

В связи с поступлением из прокуратуры Московской области для проведения соответствующей проверки обращения Н., в котором содержалась информация о возможном наличии в собственности у главы Серпуховского муниципального района авто, мототранспортных средств и иной самоходной техники, возможно не указанной в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и содержалась просьба провести по данному факту проверку, у прокурора города Серпухова в рамках проведения соответствующей проверки имелись установленные федеральными законами полномочия и основания для запроса в Совете депутатов Серпуховского муниципального района копий справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой Серпуховского муниципального района ФИО2 за 2015 год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей.

Исполнение норм законодательства о противодействии коррупции обеспечивается привлечением к ответственности виновных лиц на основе материалов прокурорских проверок. Таким образом, запрос прокурора связан с возложенными на него законом функциями по надзору за исполнением законодательства в части соблюдения ограничений и запретов высшим должностным лицом Серпуховского муниципального района: достоверности, полноты представленной информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Непредставление Советом депутатов Серпуховского муниципального района запрашиваемых на основании полномочий прокурора, определенных законодательством о противодействии коррупции, о муниципальной службе, прокуратуре РФ, сведений не только препятствует Серпуховской городской прокуратуре осуществлять возложенные на нее функции государственного надзора за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ, но и нарушает интересы муниципального образования, так как приводит к невозможности осуществления контроля за соблюдением муниципальными служащими законодательства о муниципальной службе, поскольку бесконтрольное поведение муниципальных служащих может способствовать проявлению коррупции и создать благоприятную почву для дальнейшего нарушения законодательства РФ.

Приводимые представителем административного ответчика доводы о незаконности требований прокурора в связи с тем, что ст.помощник Серпуховского городского прокурора ранее знакомился с предоставленными главой Серпуховского муниципального района справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, а также данные сведения были опубликованы на официальном сайте администрации Серпуховского муниципального района в сети Интернет, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, прокурором запрашивались в Совете депутатов Серпуховского муниципального района копии справок, необходимые для проведения проверки выполнения должностным лицом установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных, с исполнением законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, как это предписывает Федеральный закон № 273-ФЗ.

При этом доводы административного ответчика о том, что в запросе не указано, какие именно сведения об имуществе не были указаны в справках главой Серпуховского муниципального района, суд находит несостоятельными, так как из содержания приведенных норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что требование прокурора по представлению руководителями и другими должностными лицами необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений подлежит безусловному исполнению, и его реализация, в отличие от проверок исполнения законов, во взаимосвязи с фактами нарушения закона не находится. При этом вышеприведенные нормативно-правовые акты не обязывают прокурора обосновывать свои требования конкретными сведениями, предметом конкретной проверки, обусловленной наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности должностных лиц.

Прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, поэтому в рамках предоставленных ему полномочий он праве истребовать необходимую информацию, в том числе о персональных данных муниципальных служащих с целью проведения соответствующих проверок. Из размещенных на официальном сайте администрации Серпуховского муниципального района сведений не представляется возможным установить данные, позволяющие конкретизировать объекты недвижимого имущества, принадлежащего лицу, предоставившему сведения о доходах, об имуществе, которые необходимы для выявления и устранения нарушений закона о противодействии коррупции. При этом данные сведения не являются копиями соответствующих справок, которые были запрошены в Совете депутатов Серпуховского муниципального района, председателем которого является глава Серпуховского муниципального района.

Кроме того, из вышеприведенных норм федерального законодательства не следует наличие прямого запрета прокурору запрашивать копии необходимых документов, которые должны быть надлежащим образом заверены органом, их предоставившим, в случае ознакомления с данными документами сотрудника прокуратуры без одновременного получения копий соответствующих документов. Данных о том, что ст.помощнику прокурора Волковой Ю.В. были представлены копии справок, либо они были изготовлены самим представителем прокуратуры, административным ответчиком в суд не представлено.

Таким образом, требования Серпуховского городского прокурора, адресованные Совету депутатов Серпуховского муниципального района, о предоставлении копий справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой Серпуховского муниципального района ФИО2 за 2015 год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, необходимых для выявления и устранения нарушений закона, соблюдения законодательства о противодействии коррупции, основаны на нормах закона и подлежали исполнению административным ответчиком.

В соответствии с частью 2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

При таких данных, учитывая то, что факт невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, установлен и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, суд признает незаконными действия Совета депутатов Серпуховского муниципального района, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в предоставлении Серпуховскому городскому прокурору копий справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой Серпуховского муниципального района ФИО2 за 2015 год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей.

Руководствуясь пунктом 1 части 3 ст.227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на Совет депутатов Серпуховского муниципального района обязанность предоставить в Серпуховскую городскую прокуратуру заверенные копии справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленные Главой Серпуховского муниципального района за 2015 год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, и в соответствии с частью 9 данной статьи сообщить об исполнении решения по административному делу в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Серпуховского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 30.03.2017 года за № 153-исх об отказе предоставить в Серпуховскую городскую прокуратуру по запросу от 23.03.2017 года 10ж-2015 заверенные копии справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленные Главой Серпуховского муниципального района за 2015 год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей.

Обязать Совет депутатов Серпуховского муниципального района предоставить в Серпуховскую городскую прокуратуру заверенные копии справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленные Главой Серпуховского муниципального района за 2015 год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями части 9 статьи 227 КАС РФ об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 26 июня 2017 года