Дело № 2а-1823/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.
при секретаре Собяниной Л.А.,
с участием административного истца – ФИО1, представителя административного истца – ФИО2 по доверенности,
представителя административного ответчика - специалиста-эксперта правового отдела Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми ФИО3 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело в порядке административного судопроизводства по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми с требованием о признании незаконным налогового уведомления об уплате земельного налога в части,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми с требованием о признании незаконным налогового уведомления об уплате земельного налога в части. Требования обосновывает тем, что имеет на праве общей долевой собственности ... за который налоговым органом ему начислен земельный налог с повышающим коэффициентом ... в размере 427948,00 рублей. Решением от Дата Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю отказало в удовлетворении жалобы. Считает начисление земельного налога с повышающим коэффициентом незаконным по следующим основаниям. Право собственности на указанный земельный участок возникло в силу прямого указания закона, а не под строительство жилых домов. Жилой дом на земельном участке находился в ветхом состоянии и был снесен. На земельный участок наложены ограничения в виде установленной зоны охраны объектов культурного наследия, что исключает строительство капитальных объектов, не связанных с функционированием размещенных в зоне объектов. На земельный участок наложен арест. Налог оплачивался ежегодно без повышающего коэффициента.
Определением от Дата удовлетворено ходатайство административного истца о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия требования № 3 Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми, выданного ФИО1
Административный истец в судебном заседании на доводах настаивал.
Представитель административного истца ФИО2 доводы иска поддержала, представила подтверждающие обстоятельства невозможности строительства на земельном участке документы.
Представитель административного ответчика ФИО3 на удовлетворении иска возражала.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, а также гражданского дела №, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе. Согласно п. 11 ст. 85 НК РФ указанные сведения представляются в налоговые органы в электронной форме.
В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом.
Согласно ст. 52, п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187 установлен и введен в действие земельный налог на территории муниципального образования «город Пермь». Ставки земельного налога определены в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования и категории земель. Ставка ... от кадастровой стоимости установлена для земельных участков, приобретенных для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства).
Установлено, что ..., Адрес принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права от Дата
Основной вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома этажностью ...
Дата на земельный участок постановлением ... районного суда г.Перми наложен арест. В качестве имущества указан земельный участок в многоквартирном доме площадью 4263 кв.м.
Дата утвержден градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым разрешенным использованием данного земельного участка является зона жилой застройки ....
Решением суда от Дата имущество от ареста освобождено в связи с тем, что судебной коллегией по уголовным делам Пермского краевого суда от Дата из резолютивной части приговора решение об обращении взыскания на арестованное имущество, принадлежащее, в том числе, ФИО1, исключено.
На дату формирования налогового уведомления № налоговый орган располагал сведениями, поступившими в порядке ст. 85 НК РФ от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о том, что ФИО1 в Дата являлся собственником земельного участка. По состоянию на Дата информация о строительстве на земельном участке и регистрации на нем жилых объхектов недвижимости отсутствовала, в связи с чем налоговый орган рассчитал земельный налог за Дата исходя из повышающего коэффициента -2, за ...
Применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
В отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, положениями главы 31 НК РФ, предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога, поставленный в зависимость от момента приобретений соответствующих участков на условиях осуществления на нем жилищного строительства (пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса).
Согласно п. 15 ст. 396 НК РФ, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Частью 2 указанного пункта предусмотрено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Довод о том, что земельный участок не приобретался налогоплательщиком в целях осуществления на нем жилищного строительства, в связи с чем не может быть исчислен земельный налог с повышающим коэффициентом, не соответствует материалам дела.
Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю», земельный участок с кадастровым номером Дата входит в состав земельного участка Дата, находящегося в муниципальной собственности город Пермь, имеет категорию земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома этажностью ... и выше, объект недвижимости снят с кадастрового учета Дата. Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют.
В соответствии с действующим законодательством вопрос о переходе земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме разрешается в соответствии с правилами ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (далее - Закон № 189-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 16 Закона № 189-ФЗ установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопрос о переходе прав на земельный участок под многоквартирным домом решается в зависимости от времени его формирования и кадастрового учета: согласно п. 2 ст. 16 Закона № 189-ФЗ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, такой переход произошел с момента введения в действие ЖК РФ - с 1 марта 2005 года; согласно п. 5 ст. 16 Закона № 189-ФЗ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который не был сформирован до введения в действие ЖК РФ, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
По общему правилу момент возникновения общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома совпадает с моментом государственной регистрации возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», указано, что. у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество».
Согласно ст. 16 Закона № 189-ФЗ для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом необходимо: государственная регистрация возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, формирование земельного участка под многоквартирным домом и проведение в отношении этого земельного участка кадастрового учета.
Из ст. 16 Закона № 189-ФЗ, ст. 36 ЖК РФ следует, что земельный участок должен быть сформирован именно под многоквартирным домом, при чем под каждым жилым домом отдельно (один многоквартирный дом с входящими в него объектами недвижимого имущества - один земельный участок).
При наличии двух вышеуказанных условий у собственников помещений в многоквартирном доме возникает право общей долевой собственности на земельный участок. В случае если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право какого-либо лица (например, право собственности застройщика), эти же обстоятельства являются основанием для прекращения этого права.
С 1 марта 2005 года (с момента введения в действие ЖК РФ) земельные участки под многоквартирными домами (под каждым в отдельности), которые были сформированы в установленном порядке и в отношении которых был проведен кадастровый учет, при этом в этих многоквартирных домах были зарегистрированы права всех собственников на все жилые и нежилые помещения, перешли в общую долевую собственность домовладельцев на основании п. 2 ст. 16 Закона № 189-ФЗ. В этом случае, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на такой земельный участок зарегистрировано право другого лица, оно может быть прекращено по представлению в регистрирующий орган заявления собственника земельного участка о прекращении права и документа от органа, осуществляющего деятельность по- ведению государственного земельного кадастра, подтверждающего, что земельный участок под многоквартирным домом и иными входящими в состав такого дома объектами недвижимого имущества, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет с указанием даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»).
На основании п. 5 ст. 16 Закона № 189-ФЗ права собственника земельного участка под многоквартирным домом прекращаются с момента формирования земельного участка и проведения в отношении него кадастрового учета в установленном порядке.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано Дата
С момента возникновения права собственности на земельный участок прошло более 3-х лет, разрешенное использование - многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше.
Поскольку материалами дела подтверждено, что земельный участок приобретен налогоплательщиком в целях осуществления на нем жилищного строительства, при исчислении суммы земельного налога необходимо применять повышающий коэффициент ...
Довод административного истца о том, что земельный участок находился под арестом, что является основанием для освобождения от уплаты земельного налога с повышающим коэффициентом, судом отвергается как несостоятельный.
Исходя из норм ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применение повышающих коэффициентов поставлено в зависимость от вида разрешенного использования земельного участка и не зависит от нахождения имущества под арестом или в зоне с особыми условиями использования территории.
Действующим законодательством предусмотрено, что если земельный участок соответствует разрешенному использованию «жилищное строительство», то в отношении этого земельного участка исчисление земельного налога должно осуществляться с применением повышающих коэффициентов ... установленных пунктом 15 статьи 396 НК РФ.
Кроме того, решением ... районного суда г.Перми от Дата земельный участок от ареста освобожден, ограничения по отчуждению и любым другим юридически значимым действиям сняты.
Согласно градостроительному плану земельного участка от Дата, в границах земельного участка находится зона охраняемого природного ландшафта ..., утвержденная постановлением Правительства Пермского края от Дата
Согласно указанному постановлению, на земельном участке находится зона скверов, парков, садов, бульваров городского исторического центра и отдельных фрагментов города.
В соответствии с регламентом, устанавливаемым для данной зоны, предметами охраны являются объекты культурного наследия, визуальное восприятие объектов наследия, сохранившаяся историческая планировка, назначение территорий как мест исторического отдыха горожан, зеленые насаждения.
В рамках общего режима градостроительной деятельности в данной зоне разрешаются строительные и ремонтные работы, связанные с прокладкой инженерных коммуникаций, при условии, что после их завершения охраняемый ландшафт не будет искажен, любые другие формы хозяйственной деятельности, не влекущие за собой нарушение сохранности природных объектов, при согласовании с природоохранными и с государственным органом охраны объектов культурного наследия.
Тем не менее, административным истцом не представлены доказательства обращения в соответствующие органы в целях согласования строительства на земельном участке.
Исходя из представленного административным истцом ответа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от Дата... на момент обращения в пределах земельного участка с кадастровым номером ... объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр, либо выявленные объекты культурного наследия, отсутствуют.
Исходя из приведенного административным истцом Определения судебной коллегии по экономическом спорам ..., арест влечет за собой ограничение права на распоряжение арестованным имуществом путем его отчуждения, но не препятствует осуществлению строительства в соответствии с полученной разрешительной документацией.
Вывод о том, что строительство на земельном участке не могло быть начато, а разрешение на строительство не могло быть получено, не соответствует практике Верховного суда Российской Федерации.
Несогласие налогоплательщика с суммой земельного налога не может являться основанием для отмены требования налогового органа.
Согласно ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми о признании незаконным налогового уведомления № о расчете земельного налога в части применения для расчета повышающего коэффициента ... об уплате земельного налога физическими лицами в границах городских округов ФИО1 в размере 427948 рублей - отказать.
Решение в течение одного месяца со дня его изготовления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
...
Судья Е.В.Мухина