Дело № 2а-1824/2018
Мотивированное решение изготовлено 27.04.2018 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ломановской Г.С.,
при секретаре Соловьевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 24 апреля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Костерина Максима Алексеевича о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа город Рыбинск, предоставлении отсрочки от призыва,
установил:
Костерин М.А. обратился в суд с требованием о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа город Рыбинск, от 04.04.2018 года о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на время обучения.
Свои требования истец мотивирует тем, что не согласен с решением призывной комиссии, поскольку имеет право на отсрочку от призыва в соответствии со ст. 24 п. 2 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе», поскольку в настоящее время обучается в магистратуре ЯрГУ им. П.Г. Демидова (очная форма обучения) на основании приказа от 23.08.2017г. зачислен в академическую группу ИТ-1МО.
Определением Рыбинского городского суда от 09.04.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Военный комиссариат Ярославской области.
В судебном заседании административный истец Костерин М.А. свои требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время обучается на первом курсе магистратуры, первая отсрочка от призыва была предоставлена в 18 лет, когда закончил школу.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ярославской области» Бойченко М.Е. в судебном заседании не признала административный иск, пояснила, что не предусмотрена отсрочка на период обучения по программе магистратуры.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Федеральный закон № 53-фз от 28.03.1998 года "О воинской обязанности и военной службе", предусматривает основную форму реализации конституционной обязанности - прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, за исключением граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В силу подпункта "а" пункта 2 статьи 24 ФЗ от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абз.2);
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абз.7);
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абз.9).
Предусмотренная отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым указанного подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым названного подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым данного подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 ФЗ от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым данного подпункта.
В судебном заседании установлено, что Костерин ДД.ММ.ГГГГ г.р., достиг призывного возраста 07.01.2013 года и является лицом, подлежащим призыву на военную службу.
Решением призывной комиссии городского округа г. Рыбинск от 24.02.2013 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до окончания школы от 25.06.2013г. в порядке абзаца 1 пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. № 53-ФЗ.
01.07.2013г. Костерину М.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по программе среднего общего образования до 01.10.2013г. в порядке пп. «г» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Решением призывной комиссии городского округа г. Рыбинск от 22.10.2013г. Костерину М.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в ЯрГУ им. П.Г. Демидова по программе бакалавриата до 31.08.2017г. в порядке пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Решением призывной комиссии городского округа г. Рыбинска от 02.10.2017г. Костерин М.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу. Решением призывной комиссии Ярославской области от 15.11.2017г. решение призывной комиссии городского округа г. Рыбинск утверждено.
Не согласившись с данными решениями, Костерин М.А. обратился в Ленинский районный суд г. Ярославля с административным иском.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 12 декабря 2017 года решение призывной комиссии городского округа г. Рыбинск от 02.10.2017г. и решение призывной комиссии Ярославской области от 15.11.2017г. в отношении Костерина М.А. признаны незаконными и отменены. Решение суда вступило в законную силу.
Названным решением установлено, что Костерин М.А, как поступивший на обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования по программе бакалавриата, имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в период освоения государственных образовательных программ в соответствии с действующими образовательными стандартами по программам магистратуры.
На основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Судом также установлено, что на основании выписки из приказа от 23.08.2017г. № установлено, что Костерин М.А. зачислен в состав обучающихся абитуриентов на факультет информатики и вычислительной техники с 01.09.2017 года, основа обучения бюджетная, форма обучения – очная.
В настоящее время Костерин М.А. продолжает обучение по программе магистратуры, срок обучения до 31.07.2019 года.
Учитывая, что Костерину М.А. дважды предоставлялась отсрочка от службы в армии, связанная с обучением, предоставление третьей отсрочки законом не предусмотрено, решением призывной комиссии городского округа г. Рыбинска от 04.04.2018г. Костерин М.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу, категория годности «Б», показатель предназначения -3.
Оспаривая данное решение, Костерин М.А. обратился в суд.
При рассмотрении иска суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
При обучении в общеобразовательной организации (школе) лица, начавшие обучение в одном учебном году, достигают возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания, так и после окончания учебного заведения (средней школы).
В зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву до окончания среднего общего образования, а другой - подобная отсрочка предоставляться не будет.
Соответственно лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе, считаются реализовавшими данное право по пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и в случае получения высшего образования по программам бакалавриата, будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе), что нарушает принцип равенства, установленный Конституцией Российской Федерации, так как ставит право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе.
На неправомерность ограничения прав граждан, получивших отсрочку в связи с достижением 18 лет до окончания среднего общеобразовательного учреждения, на отсрочку от призыва в армию в магистратуре, когда такое право предоставлено гражданам, образующим с ними одну категорию, обратил внимание и Конституционный суд РФ, который в постановлении от 17.04.2018 года указывает, что такое ограничение не имеет объективного оправдания и ставит разные группы граждан в неравное положение, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и не соответствует Конституции РФ. В связи с этим до внесения изменений в правовое регулирование факт предоставления первой отсрочки – отсрочки школьнику – не должен учитываться при рассмотрении вопроса об отсрочке студенту магистратуры (без диплома специалиста или диплома магистра).
На основании изложенного, суд признает незаконным решение призывной комиссии городского округа город Рыбинск Ярославской области от 04 апреля 2018 года о призыве на военную службу Костерина Максима Алексеевича.
Одновременно суд учитывает, что при вынесении решения Ленинского районного суда г. Ярославля от 12.12.2017 года о признании незаконными и отмене решений призывной комиссии городского округа город Рыбинск от 02.10.2017 года и призывной комиссии Ярославской области от 15.11.2017 года, вопрос об отсрочке не рассматривался, такое требование Костериным М.А. не было заявлено.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что требование административного истца о предоставлении отсрочки от призыва до 31.07.2019 года, то есть до окончания обучения по программе магистратуры, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Костерина Максима Алексеевича удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии городского округа город Рыбинск Ярославской области от 04 апреля 2018 года о призыве на военную службу Костерина Максима Алексеевича.
Обязать призывную комиссию городского округа город Рыбинск Ярославской области предоставить Костерину Максиму Алексеевичу отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения по программе магистратуры, то есть до 31 июля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Г.С. Ломановская