ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1829/2023 от 03.07.2023 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2023 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре судебного заседания Кротиковой А.И., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2 с.В., представителя административного ответчика ФИО3, главы городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД 38RS0024-01-2023-002232-23 (№ 2а-1829/2023) по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского поселения Тельминского муниципального образования, главе городского поселения Тельминского муниципального образования о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенное право,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения Тельминского муниципального образования, главе городского поселения Тельминского муниципального образования о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенное право. В обоснование административных исковых требований указал, что административному истцу ФИО1 с 03 марта 2017 года на праве собственности принадлежит нежилое здание водонасосной станции, площадью 55,6 кв. м. кадастровый (данные изъяты), расположенное по адресу: <адрес>

Указанное нежилое здание расположено на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 1797 кв. м. с видом разрешенного использования: объекты инженерной инфраструктуры, с кадастровым номером: (данные изъяты) по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежит административному истцу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за (данные изъяты).

В соответствии с договором безвозмездного пользования имуществом от 13 марта 2017 года, заключенным на неопределенный срок, принадлежащее административному истцу нежилое здание водонасосной станции передано в безвозмездное пользование администрации городского поселения Тельминского муниципального образования.

25 апреля 2023 года главой городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО4 издано Постановление № 127 «Об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд», в соответствии с которым принадлежащее административному истцу нежилое здание водонасосной станции изымается в целях организации централизованного водоснабжения населения, объектов социального значения, объектов теплоснабжения р. п. Тельма Усольского района Иркутской области.

Копия указанного постановления с сопроводительным письмом от 26.04.2023 № 553 с приложением проекта соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд и копией отчета об оценке № 14-23 от 12.04.2023 получено им по почте 5 мая 2023 года.

Считает вышеуказанное постановление органа местного самоуправления незаконными и нарушающими его права и законные интересы, так как в данном случае действия администрации Городского поселения Тельминского муниципального образования ему напоминают национализацию или реквизицию, однако основания для этого отсутствуют. Считает, что административный ответчик не желает заниматься строительством объекта централизованного водоснабжения, орган местного самоуправления пошел по пути незаконного изъятия готового объекта у собственника. Между тем, в силу ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

Кроме того, п. 4 оспариваемого постановления № 17 от 25.04.2023 ведущему специалисту по правовым вопросам администрации предписано обеспечить проведение мероприятий по определению размера возмещения за изымаемый объект недвижимости.

Однако к письму администрации от 26.04.2023 года, как он указывал выше приложена копия отчета об оценке № 14-23 от 12.04.2023, а в проекте направленного административному истцу соглашения указана цена из этого отчета, счиатет, что свидетельствует о том, что действия по оценке принадлежащего административному истцу имущества произведены административным ответчиком еще за две недели до издания оспариваемого постановления.

Более того, согласно п. 1.1 орган местного самоуправления намеревается выплачивать сумму возмещения в течение двух лет после регистрации перехода права в ЕГРН, тогда как согласно п. 4 ст. 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. Частью 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Считает, что постановление № 127 «Об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд», изданное Администрацией Городского поселения Тельминского муниципального образования является, с одной стороны не соответствующим закону, а с другой - нарушающим его права и законные интересы, как собственника недвижимого имущества.

Просил: признать незаконным Постановление от 25 апреля 2023 года № 127 «Об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд», изданное администрацией городского поселения Тельминского муниципального образования; обязать администрацию Городского поселения Тельминского муниципального образования устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем опубликования решения суда на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и газете «Новости», а также направления его в копии в орган по регистрации прав в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного истца ФИО2 с.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик глава городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО4 в судебном заседании возражал относительно требований административного истца.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в иске отказать, представила возражения (л.д. 139).

Выслушав лиц участвующих в деле, обозрев административное дело 2а-1182/2019, гражданское дело № 2-518/2018, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно положениям ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Как установлено п. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.

В силу положений п. 2 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Согласно п. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4).

В силу п. 7 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии не может быть принято в случае, если: земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Как установлено п. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На картах отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения (п. 5).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником нежилое здание водонасосной станции, площадью 55,6 кв. м. кадастровый (данные изъяты), расположенное по адресу: <адрес>, здание 109 (далее спорное имущество) (л.д. 13).

Согласно представленным документам нежилое здание водонасосной станции находится на земле которая находится у ФИО1 по договору аренды, заключенного с администрацией городского поселения Тельминского муниципального образования от 19.02.2018 сроком по 18.02.2067 (л.д. 15-19).

В соответствии с договором безвозмездного пользования имуществом от 13 марта 2017 года, заключенным на неопределенный срок, принадлежащее административному истцу нежилое здание водонасосной станции передано в безвозмездное пользование администрации Городского поселения Тельминского муниципального образования (л.д. 20-21).

29.03.2023 на заседании Думы Тельминского муниципального образования (л.д. 182-188) осуждался вопрос согласно повестки о передаче водозабора в собственность Тельминского муниципального образования, на заседани присутствовали: глава городского поселения Тельминского муниципального образования, помощник прокурора <адрес>Ф.И.О7, Ф.И.О2 муниципального района <адрес>Ф.И.О3 (административный истец) и иные лица. На заседании Думы Тельминского муниципального образования выступал административный ответчик ФИО4, который доложил депутатам Думы городского поселения Тельминского муниципального образования «о том, что на территории р.п. Тельма расположен водозабор, который является единственным источником централизованного водоснабжения объектов социальной сферы, котельной, а также жилого сектора. С целью исполнения законодательства о концессионных соглашениях администрацией было подано заявление в службу по тарифам Иркутской области о согласовании долгосрочных параметров регулирования тарифов водоснабжения. Собственником объекта водоснабжения муниципальное образование не является, в службе пояснили, что тарифы не будут согласованы. Учитывая данные обстоятельства, есть необходимость приобретения водозабора в собственность муниципального образования. В декабре 2022 года была проведена независимая оценка данного объекта недвижимости, стоимость имущества составляет 1390000,00 (один миллион триста девяносто тысяч) рублей.», также выступал ФИО1 (административный истец) пояснил, «что передать в собственность муниципалитета готов только при условии продажи по стоимости 10 000 000,00 (десять миллионов) рублей».

24.04.2023 ФИО1 обратился к главе администрации Городского поселения Тельминского муниципального образования с предложением об выкупе спорного имущества за 11500 000 руб., либо заключения договора аренды спорного имущества с арендной платой 150000 руб. в месяц, с указанием, что цена предложения о продаже, а также сумма арендной платы изменению не подлежит, и оставлением за собой права отчуждения спорного обьекта третьим лицам, установив срок до 01.06.2023 (л.д. 124).

25 апреля 2023 года главой Городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО4 издано Постановление № 127 «Об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд», в котором указано «1. Изъять здание - водонасосная станция, с кадастровым номером (данные изъяты), площадью 55,6 кв.м., расположенное по адресу: Ф.И.О1, <адрес>, р.<адрес>

2. Цель изъятия - организация централизованного водоснабжения населения, объектов социального значения, объектов теплоснабжения р.<адрес>Ф.И.О4<адрес>.

3.Ведущему специалисту по организационной работе администрации городского поселения Тельминского муниципального образования (ФИО6) в течение 10 (десяти) дней со дня принятия настоящего постановления обеспечить:

1) размещение настоящего постановления на официальном сайте винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) опубликование настоящего постановления в газете «Новости»;

3) направление копии настоящего постановления правообладателюизымаемого объекта недвижимости письмом с уведомлением о вручении,либо вручении лично.

4) направление настоящего постановления в орган регистрации прав.

4. Ведущему специалисту по правовым вопросам администрациигородского поселения Тельминского муниципального образования (ЖелноваСВ.):

обеспечить проведение мероприятий по определению размера возмещения за изымаемый объект недвижимости;

направить правообладателю изымаемого объекта недвижимости проект соглашения об изъятии и документы, предусмотренные п. 4 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, письмом с уведомлением о вручении, либо вручить лично;

в установленном законом порядке принять меры по заключению соглашения об изъятии.

5. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и действует в течении трех лет.» (л.д.35).

Копия указанного постановления с сопроводительным письмом от 26.04.2023 № 553 с приложением: копией постановления от 25.04.2023, проекта соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд, копией отчета об оценке № 14-23 от 12.04.2023, сведений выписки из ЕГРН, получено административным истцом по почте 5 мая 2023 года.

Согласно п. 1, п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Требования к документации по планировке территории и ее содержанию предусмотрены ст. ст. 41.1 - 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Согласно генерального плана городского поселения Тельминского муниципального образования (утвержден решением Думы городского поселения Тельминского муниципального образования от 25.09.2013 г. № 54), в котором указано территориальное планирование муниципального образования (п. п. 2. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ) и определено назначение территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).

26.05.2021 решением Думы городского поселения Тельминского муниципального образования № 149 внесены изменения в генеральный план Тельминского муниципального образования, согласно материалам по основанию внесения изменений в генеральный план (л.д. 152-179), в которых указано источниками водоснабжения Тельминского муниципального образования являются подземные и поверхностные воды. Большая часть населения снабжается водой за счет индивидуальных водозаборных скважин и шахтных колодцев, а другая часть за счет ряда водозаборных скважин и трубопроводов, объединенных в централизованную систему водоснабжения. Часть населения снабжается водой за счет поверхностного водозабора и трубопроводов, объединенных в централизованную систему водоснабжения. Качество воды, подаваемой потребителям, во многом зависит от состава подземных вод, меняющегося в течение времени. На территории населенного пункта представлена централизованная система водоснабжения, включающая в себя два водозабора и хозяйственно-питьевой водопровод. В северной части р.п. Тельма на р. Ангара расположен водозабор для обеспечения водой котельных и потребителей, включающий в себя водозабор открытого типа, производительностью 350 м3/сут., насосную станцию первого подъема. В центральной и южной части населенного пункта подача воды осуществляется из подземного источника - артезианских скважин, производительностью 22,6 м3/сут. Вода подается в водонапорную башню с последующим распределением в разводящую водопроводную сеть.

Генеральным планом предусмотрена реконструкция существующего объекта водоснабжения р.п. Тельма - водозабора, расположенного по адресу: Ф.И.О1, <адрес>, р.<адрес>, соответственно данный документ определяет стратегию развития муниципального образования н условия формирования среды жизнедеятельности (л.д. 89-98).

Также ДД.ММ.ГГГГ решением Ф.И.О2 городского поселения Тельминского муниципального образования (данные изъяты) внесены изменения в правила землепользования и застройки Тельминского муниципального образования (л.д. 181).

ФИО7 О4 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О3, администрации городского поселения Тельминского муниципального образования, обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства – удовлетворены. Признаны бездействия администрации городского поселения Тельминского муниципального образования в части ненадлежащей организации водоснабжения населения р.<адрес>Ф.И.О4<адрес> питьевой водой соответствующей требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» незаконными, признаны бездействия общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» в части не обеспечения качественной питьевой водой населения р.<адрес>Ф.И.О4<адрес> соответствующей требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» незаконными. Возложили обязанность на администрацию городского поселения Тельминского муниципального образования организовать водоснабжение населения р.<адрес>Ф.И.О4<адрес> питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с момента вступления решения суда в законную силу, также обязали администрацию городского поселения Тельминского муниципального образования организовать разработку и утверждение проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения р.<адрес>Ф.И.О4<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязали индивидуального предпринимателя Ф.И.О3 получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны водных объектов – источников водоснабжения населения р.<адрес>Ф.И.О4<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязали администрацию городского поселения Тельминского муниципального образования организовать водоснабжение населения р.<адрес>Ф.И.О4<адрес> из водных объектов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязали общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» обеспечить соответствие качества питьевой воды в р.<адрес>Ф.И.О4<адрес> питьевой воде соответствующей требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», обязали организовать получение санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО7 О4 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Тельминского муниципального образования о признании бездействия незаконным удовлетворены, признаны незаконными бездействия администрации городского поселения Тельминского муниципального образования по не заключению концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в собственности Тельминского муниципального образования, а именно: 1) здание котельной, кадастровый (данные изъяты), расположенное по адресу: <адрес>а; 2) здание котельной, кадастровый (данные изъяты), расположенное по адресу: <адрес>В; 3) сети ХВ и ГВ, кадастровый (данные изъяты), расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> до МДОУ детский сад ОВ (данные изъяты); 4) сети ХВ и ГВ, кадастровый (данные изъяты), расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> до МОУ Тельминская СОШ; 5) сети ХВ и ГВ, кадастровый (данные изъяты), расположенные по адресу: <адрес>, в районе котельной по <адрес>; 6) сети ХВ и ГВ, кадастровый (данные изъяты), расположенные по адресу: <адрес>, в районе котельной по <адрес>; 7) водонапорная башня со скважиной, кадастровый (данные изъяты), расположенная по адресу: <адрес>-б., и обязании администрацию городского поселения Тельминского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, вынесенными решениями Ф.И.О4 городского суда, подтверждают интересы и нуждаемость неопределенного круга лиц находящихся в населенном пункте в спорном объекте, для обеспечения водоснабжения администрацией, с помощью изъятия спорного имущества. При этом суд учитывает, что согласно пояснений сторон и обозрению дел, установлено, что решения исполнены частично, что при изъятии водонасосной станции административным ответчиком, будет способствовать исполнению решений в дальнейшем, поскольку у административных ответчиков появится возможность участия в программах регионального и федерального значения.

В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 279 - 282 и 284-286 данного Кодекса.

Администрация осуществляет реализацию положений Генерального плана в соответствии с правовым механизмом, установленным законом, нарушений последовательности процедуры изъятия спорного объекта в ходе рассмотрения дела судом не установлено. Поскольку правообладателем земельного участка на котором расположена водонасосная станция является администрация, таким образом, изъятия земельного объекта в соответствии со ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством не требуется, в необходимость входит только расторжение договора аренды, который не влияет на предмет рассмотрения дела и может быть, расторгнут после осуществления всех действий по постановлению, соответственно спорное имущество указанное в постановлении от 25.04.2023, подлежит изъятию в связи с нуждаемостью неопределенного круга лиц, находящихся в населенном пункте Тельминского образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) в статье 2 раскрывает понятие местного самоуправления в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Исходя из вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что целью местного самоуправления является обеспечение самостоятельного решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, направленное на удовлетворение интересов и потребностей населения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с Уставом Тельминского муниципального образования администрация исполняет полномочия по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Тельминского муниципального образования в пределах своих полномочий глава издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. Официальными источниками опубликования постановлений являются печатное издание «Новости», распространяемом в муниципальном образовании.

Порядок публикации оспариваемого постановления не оспаривался, постановление опубликовано надлежащим образом, направлено.

Таким образом, судом установлено, что имелись основания, предусмотренные законодательством, для принятия решения об изъятии спорного объекта для муниципальных нужд.

Обжалуемое постановление определяет механизм изъятия спорного имущества, путем возмещения, при этом не устанавливает размер возмещение.

Соответственно доводы административного истца о том, что п. 4 оспариваемого постановления № 17 от 25.04.2023 ведущему специалисту по правовым вопросам администрации предписано обеспечить проведение мероприятий по определению размера возмещения за изымаемый объект недвижимости, при этом к письму администрации от 26.04.2023 года, приложена копия отчета об оценке № 14-23 от 12.04.2023, а в проекте направленного административному истцу соглашения указана цена из этого отчета, истец считает, что свидетельствует о том, что действия по оценке принадлежащего административному истцу имущества произведены административным ответчиком еще за две недели до издания оспариваемого постановления, судом отклоняется судом, поскольку в спорном постановлении указаны все действия необходимые для совершения по изъятию объекта, таким образом, не нарушает права административного истца и его интересы, административный истец, получив соглашение, имеет право представить протокол разногласий к соглашению, провести свою оценку в случае не согласия, либо представить иные документы по стоимости. Кроме того суд считает, что это обязанность административного ответчика на изготовления отчета по оценки, данное обстоятельства с учетом срока изготовления органом местного самоуправления работы по оценке изымаемого нежилого помещений, которым определен размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю соглашения об изъятии недвижимого имущества, не нарушает права административного истца.

Довод административного истца о том, что согласно п. 1.1. не подписанного сторонами соглашения орган местного самоуправления намеревается выплачивать сумму возмещения в течение двух лет после регистрации перехода права в ЕГРН, с указанием п. 4 ст. 281 ГК РФ, ч.3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, не влияет на законность постановления, поскольку данные вопросы разрешаются при процедуре изъятия и только, если стороны не придут к соглашению, могут оспариваться в отдельном гражданском производстве.

Довод административного истца и его представителя, о том, что административный ответчик не желает заниматься строительством объекта централизованного водоснабжения и орган местного самоуправления пошел по пути незаконного изъятия готового объекта у собственника, судом отклоняется, поскольку объективно ничем не подтвержден.

Согласно ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.

В силу ст. 239.2 ГК РФ, отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" утверждено Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (далее - Временное положение) (утратившей силу).

Согласно пункту 4.2 Временного положения в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; объекты социально-бытового, социально-культурного назначения.

В соответствии с пунктом 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 была запрещена приватизация объектов инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов (утратившей силу).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - Положение) (утратившей силу).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов. (утратившей силу)

Согласно пункту 1 названного Положения оно определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и не приватизируемые предприятия (утратившей силу).

Таким образом, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не подлежали включению в уставный капитал акционерных обществ и приватизации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 был установлен порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации и переданных акционерному обществу на баланс по договору, из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

На основании оспариваемых положений предприятия, планы приватизации которых на момент принятия постановления были утверждены, должны были внести соответствующие изменения в планы приватизации, указав, что имеющиеся в их владении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедшие в состав приватизируемого имущества данного предприятия, передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Таким образом, поскольку объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения не подлежали включению в уставные капиталы акционерных обществ при приватизации, право собственности на такие объекты у созданных в процессе приватизации обществ не возникало.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества.

Между тем, судом установлено согласно правоустанавливающего дела на диске, что водонасосная станция была включена в план приватизации от 07.12.1992 Иркутского государственного предприятия спиртовой ликеро-водочной промышленности «Кедр», утвержден распоряжением председателя комитета по управлению имущества Иркутской области от 07.12.1992, которая в последующем стала собственностью ОАО «Кедр».

17.02.2017 ФИО1 приобрел по договору купли продажи на торгах водонасосную станцию у ОАО «Байкалфарм» по лоту 3 и другое имущество. Ранее адрес спорного имущества был: <адрес>, р. <адрес>.

Согласно пояснений главы администрации, он считал, что водонасосная станция будет передана в муниципалитет при торгах в 2017 года.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определено повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения, таким образом, требованиям закона, а также государственной политики в сфере водоснабжения, предусматривающей обеспечение водой жителей данного муниципального округа надлежащего качества, путем собственного социального объекта, который может являться спорное имущество.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Судом установлено, что водонасосная станция является объектом стратегического значения, с зоной с особыми условиями, поскольку в городском поселении Тельминского муниципального образования нет альтернативных источников питьевой воды для нужд части населения, в настоящее время администрация пользуется спорным имуществом на основании договора безвозмездного пользования.

Исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации принято в установленном законом порядке уполномоченным органом в связи обусловленными муниципальными нуждами, произведено в рамках реализации вопросов местного значения.

Кроме того, судом не установлено нарушение прав административного истца оспариваемым постановлением, так как их права и законные интересы защищены компенсационными мероприятиями в случае изъятия спорного объекта, баланс частных и публичных интересов на момент рассмотрения дела соблюден.

Также суд учитывает, что административный истец участвовал как депутат на совещания Думы и на совещании в администрации имел возможность высказать своё мнение.

Исходя из положения п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Указанная совокупность обстоятельств не была установлена судом, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых ФИО1 к администрации городского поселения Тельминского муниципального образования, главе городского поселения Тельминского муниципального образования о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенное право, требований отказать, поскольку оспариваемое постановление отвечает признакам законного решения, и, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит требованиям закона, имеющих большую юридическую силу, принят главой в пределах предоставленных ему законом полномочий и устава, нарушений процедуры принятия и введения в действие постановления органом местного самоуправления не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В исковых требованиях ФИО1 к Администрации городского поселения Тельминского муниципального образования, главе городского поселения Тельминского муниципального образования о признании незаконным Постановления от 25 апреля 2023 года № 127 «Об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд», изданное администрацией городского поселения Тельминского муниципального образования; об обязании администрации городского поселения Тельминского муниципального образования устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем опубликования решения суда на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и газете «Новости», а также направления его в копии в орган по регистрации прав в месячный срок со дня вступления в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течении месяца со дня принятия судом решения в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 12.07.2023.