ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-182/17 от 21.08.2017 Ельниковского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-182/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Ельники Республики Мордовия 21 августа 2017 года

Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Л.Н.Сабировой,

с участием административного истца Шишканова Василия Петровича,

представителя административного истца адвоката Емельяновой Светланы Валентиновны, действующей по ордеру № 99 от 24 июля 2017 года и по ордеру № 114 от 11 августа 2017 года,

административного ответчика – администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишканова Василия Петровича к администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

установил:

Шишканов Василий Петрович обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, указав, что в июне 2016 года он обратился в администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Дом животноводов» на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>. Письмом № 846 от 12.07.2016 администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия указала ему на недостатки представленной им вместе с заявлением проектной документации, которые им были исправлены, после чего 05.07.2017 административному ответчику была представлена проектная документация с устраненными недостатками. Письмом № 146 от 05.07.2017 администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия отказала ему в выдаче разрешения по тем основаниям, что возможность возведения строений на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для ведения фермерского хозяйства, нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не предусмотрена. Кроме того, административный ответчик считает, что дом животновода является вспомогательной постройкой, на возведение которой в силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение не требуется.

Административный истец указанный отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства считает незаконным, нарушающим его права и, ссылаясь на часть 1 статьи 218, часть 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, 6, 11 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», часть 1 статьи 263 Гражданского кодекса, часть 10, 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просит суд признать незаконным отказ администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в выдаче ему разрешения на строительство объекта капитального строительства, выраженный в письме № 146 от 05.07.2017 и обязать администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия выдать ему разрешение на строительство объекта капитального строительства «Дом животноводов» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

Административный истец Шишканов В.П., представитель административного ответчика – администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия заблаговременно извещенные о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, обратившись в суд с письменными заявлениями о рассмотрении административного дела в их отсутствие. В заявлении административного ответчика указывается на отсутствие возражений против административного иска.

При этом административный истец и представитель административного ответчика не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок. В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Представитель административного истца адвокат Емельянова С.В., действующая по ордеру № 99 от 24 июля 2017 года и по ордеру № 114 от 11 августа 2017 года, в судебном заседании, согласно заявления Шишканова В.П., уточнила административные исковые требования Шишканова В.П. и просила суд признать незаконным отказ администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в выдаче Шишканову Василию Петровичу разрешения на строительство объекта капитального строительства, выраженный в письме № 146 от 5 июля 2017 года; обязать администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия выдать Шишканову Василию Петровичу разрешение на строительство объекта капитального строительства «Дом животноводов» на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого <адрес>. Указанные требования просила удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд находит требования административного истца Шишканова В.П обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; <…>.

Согласно пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации к принципам земельного законодательства относятся, в том числе, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 8, 11).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

В соответствии с положениями частей 1, 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно части 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с частями 9, 9.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

В силу части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. <…>

выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Судом установлено, что административный истец Шишканов В.П. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 11).

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 11 сентября 2014 года, копии кадастровой выписки о земельном участке от 27 мая 2014 года Шишканов В.П. является субъектом права собственности на земельный участок <данные изъяты>.

Из представленных материалов следует, что административный истец Шишканов В.П. ранее обращался в администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Дом животноводов», представив все необходимые для этого документы.

Письмом № 846 от 12 июня 2016 года указанное заявление Шишканова В.П. административным ответчиком оставлено без удовлетворения в связи с наличием недостатков в проектной документации (л.д. 7).

После устранения недостатков проектной документации Шишканов В.П. вновь обратился в администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с письменным заявлением о выдаче разрешения на строительство Дома животноводов на этом же земельном участке, приложив к заявлению все необходимые документы.

Письмом № 146 от 5 июля 2017 года администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия отказала Шишканову В.П. в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Дом животноводов» на земельном участке <данные изъяты>. Отказ обоснован тем, что Водным кодексом Российской Федерации определены виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон рек, других водных объектов, в том числе складирование навоза и мусора. Находящиеся и размещаемые в особых случаях (по согласованию с территориальным органом управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации и при наличии положительного заключения экологической экспертизы) здания в водоохранных зонах должны оборудоваться закрытой сетью дождевой канализации, исключающей попадание поверхностных стоков в водный объект, не допускать потерь воды из водонесущих инженерных коммуникаций, обеспечивать сохранение естественного гидрологического режима прилегающей территории. Соответственно закон допускает включение в состав имущества фермерского хозяйства нехозяйственных построек, но такие постройки должны быть связаны с производственной деятельностью фермерского хозяйства. Данный земельный участок, согласно Генеральному плану Мордовско-Коринского сельского поселения, а так же Схеме территориального планирования Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, находится на землях сельхозугодий – луга, то есть целевое назначение данного участка для осуществления производственной деятельности фермерским хозяйством может рассматриваться например как для сенокошения и не предусматривает строительства. На этом основании, как указано в отказе, «в настоящее время возведение строений на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для ведения фермерского хозяйства, невозможно, поскольку ни ЗК РФ, ни ГК, ни закон о КФХ не предусматривают обратное».

Кроме того, в письме об отказе Шишканову В.П. в выдаче разрешения на строительство указано, что по своему функциональному назначению дом животновода является объектом вспомогательного использования. В связи с этим подразумевается, что на данном земельном участке предполагается дальнейшее строительство объектов сельскохозяйственного производства в соответствии с основным видом деятельности, что не представляется возможным, так как данный земельный участок не соответствует предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (1,0 – 5,0 гектара), установленных Законом Республики Мордовия от 12 марта 2009 года № 23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия», а так же с ограничениями, определенными Водным кодексом в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон рек.

При этом в этом же письме администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия разъяснила Шишканову В.П., что в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (л.д. 5-6).

Вышеуказанные основания, по которым Шишканову В.П. административным ответчиком отказано в выдаче разрешения на строительство суд признает надуманными исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежит Шишканову В.П. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 12.01.2009. При этом сведений о том, что этот земельный участок предоставлялся Шишканову В.П. в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, суду не представлено, как не представлено и сведений о видах деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является административный истец. При этом несоответствие размера земельного участка с кадастровым номером размерам, предусмотренным пункту 2.1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 12 марта 2009 года № 23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» не исключает его использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, что следует из системного толкования указанной нормы и пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», согласно которому минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями пунктов 1, 4, 11 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Согласно пункту 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

В силу пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются, в том числе сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов (подпункт 4).

Согласно проектной документации на планируемый объект строительства – дом животноводов, общая площадь застройки – 88 кв.м. Проектными решениями предусматривается: строительство дома для животноводов; устройство въездов на территорию; устройство ограждения; устройство асфальтированных подъездов со стороны существующих дорог, возможность проезда пожарной техники вокруг проектируемых зданий; озеленение территории свободной от застройки; размещение контейнерной площадки с твердым покрытием для сбора бытовых отходов. При организации сооружения для сбора отходов производства и потребления, а так же сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. При проектировании строительства объекта «Дом животноводов» учтены положения пунктов 15, 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (Раздел 2 проектной документации).

Административным истцом Шишкановым В.П. принимались меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект капитального строительства, однако в письме начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 15.08.2016 ему указано на то, что получение такого заключения на проект капитального строительства «Строительство дома животноводов по адресу: <адрес>» не требуется.

Кроме того, ссылка в оспариваемом отказе в выдаче разрешения на строительство от 05.07.2017 на то, что планируемый объект капитального строительства «Дом животноводов» является объектом вспомогательного использования, что подразумевает дальнейшее строительство на данном участке объектов сельскохозяйственного производства, а так же на то, что на возведение указанного объекта в силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешения, являются надуманными, основаны на предположениях административного ответчика, в силу чего не могут являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. При этом суд исходит из того, что решение о необходимости дальнейшего строительства каких-либо объектов сельскохозяйственного производства принимает глава крестьянского (фермерского) хозяйства в зависимости от видов его деятельности. При этом некоторые виды сельскохозяйственной деятельности не требуют строительства таких объектов, а в случае необходимости строительства таковых административный истец должен будет получить соответствующее разрешение. Выдача же разрешение на строительство Дома животноводов не означает, что оно будет распространяться на иные строения, которые могут быть возведены административным истцом на указанном земельном участке. Следовательно выводы административного ответчика о несоответствии размера земельного участка пункту 2.1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 12 марта 2009 года № 23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия», о невозможности строительства в связи с нахождением земельного участка на лугах являются преждевременными, несостоятельными и необоснованными. Нарушение требований статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации строительством планируемого Дома животноводов так же не усматривается.

Указание административным ответчиков в оспариваемом отказе на то, что по своему функциональному назначению дом животноводов является вспомогательной постройкой, на строительство которой не требуется разрешения, по мнению суда, так же не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Так согласно пояснительной записке проектной документации на Дом животноводов, в запроектированном здании размещены помещения, обеспечивающие нормальное ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, создание на месте ветеринарного обслуживания, создание условий для работы и отдыха обслуживающего персонала. Из указанного следует, что указанный Дом животноводов не является временной постройкой, а предназначен для длительного использования в хозяйственной деятельности.

Между тем, ошибка в квалификации объекта может в последующем повлечь для застройщика такие последствия, как административная ответственность за строительство без разрешения, отказ в государственной регистрации права и снос спорного объекта как самовольной постройки, возведенной без получения необходимых разрешений.

Следовательно, отказ администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в выдаче Шишканову В.П. разрешения на строительство объекта капитального строительства, по основаниям выраженным в письме № 146 от 5 июля 2017 года, не соответствует вышеуказанным положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и нарушает права Шишканова В.П., предусмотренные статьей 36 Конституции Российской Федерации, статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

При таких обстоятельствах и с учетом вышеуказанных правил доказывания, обязанность доказывания таких обстоятельств, как основания отказа в выдаче разрешения на строительство, наличие и пределы водоохраной зоны и наличие угрозы причинения вреда экологическому состоянию водного объекта лежит на административном ответчике, о чем было указано судом и в определении о принятии административного искового заявления к производству суда и подготовке административного дела к судебному разбирательству от 28 июля 2017 года, копия которого направлялась административному ответчику. Не смотря на это административный ответчик не представил суду возражений против иска и доказательств, подтверждающих законность и обоснованность оспариваемого отказа. В заявлении административного ответчика указывается на отсутствие возражений против административного иска.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, препятствий к их осуществлению суд считает необходимым возложить на администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия обязанность устранить допущенные нарушения путем выдачи Шишканову В.П. в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу разрешения на строительство объекта капитального строительства «Дом животноводов» на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир д. Новые Шалы; участок находится примерно в 400 метрах от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Указанный срок для исполнения настоящего решения суд считает достаточным и разумным для совершения указанного действия.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Требования административного истца Шишканова Василия Петровича к администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство удовлетворить полностью.

Признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца отказ администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в выдаче Шишканову Василию Петровичу разрешения на строительство объекта капитального строительства, выраженный в письме № 146 от 5 июля 2017 года.

Обязать администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия устранить допущенные нарушения путем выдачи Шишканову Василию Петровичу в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу разрешения на строительство объекта капитального строительства «Дом животноводов» на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого <данные изъяты>, при отсутствии иных оснований к его выдаче.

Обязать администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия сообщить об исполнении настоящего решения лицу, которое являлось административным истцом по административному делу и в Ельниковский районный суд Республики Мордовия, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Ельниковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2017 года.

Судья Л.Н. Сабирова