Дело №2а-182/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижнекамск 10 января 2018 года
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.И. Гиззатуллина, при секретаре судебного заседания З.К. Мифтаховой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» о признании решения от ...... незаконным и понуждении устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению (далее – МКУ) «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» о признании незаконным решения от ...... об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении устранить допущенное нарушение.
В обоснование требований указано, что ...ФИО1 обратился в МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2346 кв.м., расположенного: ..., для ведения личного подсобного хозяйства. Решением (уведомлением) от ...... в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка было отказано. В качестве основания для отказа указано то, что испрашиваемый земельный участок отнесен к категории сельскохозяйственных угодий, где градостроительный регламент не устанавливается, земельный участок находится за границей населенного пункта .... Административный истец считает отказ в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка не обоснованным, нарушающим его права и законные интересы. Так, кадастровым инженером ФИО3 была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, согласно условных обозначений границ которой запрашиваемый земельный участок находится на территории .... Более того, согласно публичной кадастровой карте, находящейся в свободном доступе, испрашиваемый земельный участок находится в границах ..., а именно в границах земельного участка .... ... исполнительным комитетом ... была выдана справка ..., подтверждающая, что земельный участок действительно расположен на территории .... ... в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан было получено заключение ..., согласно которому земельный участок расположен на территории .... К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка были приложены все указанные документы. В связи с этим, административный истец просит признать незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка; обязать административного ответчика согласовать предоставление на праве аренды земельного участка площадью 2346 кв.м., расположенного: ..., для ведения личного подсобного хозяйства, обязать утвердить схему расположения земельного участка.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку считает принятое решение законным.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Республике Татарстан и ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО3 в судебном заседании пояснил, что при выполнении работ по подготовке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, он руководствовался публичной кадастровой картой, находящейся в свободном доступе, согласно которой испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка ..., входящего в состав ....
Представители заинтересованных лиц Исполнительного комитета ... муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета ... сельского поселения ... муниципального района Республики Татарстан, Управления строительства и архитектуры Исполнительного комитета ... муниципального района Республики Татарстан, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (часть 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2).
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В подпункте 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
В силу статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункты 1, 4 - 7) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.
При этом в предоставлении земельного участка может быть отказано, если соответствующее заявление либо прилагаемые документы противоречат градостроительной документации. Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15). Также основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
Таким образом, право граждан на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и корреспондирующая ему обязанность органа местного самоуправления, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не являются безусловными и реализуются в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С учетом приведенных правовых норм орган местного самоуправления вправе отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если вид использования земельного участка, испрашиваемый заявителем, не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Данное требование закона обусловлено тем, что для каждой территориальной зоны устанавливается градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков, входящих в состав зоны). Единообразное использование земельных участков в границах территориальной зоны обеспечивает устойчивое развитие территории и возможность градостроительного планирования.
Из материалов дела следует, что ...ФИО1 обратился в МКУ «Управление земельных и имущественных отношений ... муниципального района Республике Татарстан» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2346 кв.м., расположенного: ..., для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением (уведомлением) от ...... в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка было отказано.
В качестве основания для отказа указано то, что испрашиваемый земельный участок отнесен к категории сельскохозяйственных угодий, где градостроительный регламент не устанавливается, земельный участок находится за границей населенного пункта ....
Как следует из ответа начальника Управления строительства и архитектуры Исполнительного комитета ... муниципального района Республики Татарстан ФИО7 от ..., земельный участок в границах кадастрового квартала ..., площадью 2346 кв.м., расположенный по адресу: ..., согласно генеральному плану ..., утвержденного решением Совета НМР РТ ... от ..., размещенного в ФГИС ТП РФ ... под ..., находится за границей населенного пункта .... Территория отмечена как озеленение специального назначения, защитное озеленение вдоль дорог, в границах санитарно-защитной зоны производственных объектов и территорий специального назначения, санитарных разрывах автодорог. Территория является санитарным разрывом между жилой застройкой и объектом агропромышленного комплекса (зернохранилище и машинно-тракторное предприятие села Сухарево). По карте градостроительного зонирования, действующих правил землепользования и застройки ..., испрашиваемые земельные участки отнесены к зоне сельскохозяйственных угодий, где градостроительный регламент не устанавливается и на территорию распространяется действие санитарно-защитной зоны производственных и иных объектов, санитарные разрывы автодорог.
Данные обстоятельства при составлении схемы по образованию земельного участка кадастровым инженером приняты во внимание не были.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2346 кв.м., расположенного: ..., для ведения личного подсобного хозяйства, является законным и обоснованным, поскольку на момент принятия оспариваемого решения, схема расположения земельного участка не соответствовала утвержденному проекту планировки территории.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» о признании решения от ...... незаконным и понуждении устранить допущенное нарушение – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Судья Р.И. Гиззатуллин