ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-182/2016 от 21.01.2016 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-182/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2016 года г. Кропоткин

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Щербакова В.Н.

при секретаре Азарян А.В.,

представителя административного истца ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» Иманбердиновой М.Ш.,

представителя административного ответчика Отдела надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Филимонова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» к Отделу надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю о признании ненормативного правового акта недействительным, суд,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» обратилась в суд с административным иском к Отделу надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю о признании ненормативного правового акта недействительным.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Отделом надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю 03.07.2015 г. на основании распоряжения № 93 от 29.05.2015г. была проведена внеплановая выездная проверка исполнения Открытым акционерным обществом «Кропоткинский хлебокомбинат» ранее выданного предписания № 267/3/3 от 17.11.2014г. В ходе проверки административным органом сделан вывод о том, что Обществом
не обеспечено соблюдение требований ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998г.
№ 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999
№ 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 1.3, 1.7,
1.8. раздела III приказа МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и введении в
действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (зарег. в
Минюсте РФ 25.03.2003г. № 4317), СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения
гражданской обороны» актуализированная редакция СНиП II-11-77*, п. 16.4 приказа МЧС
России от 14.11.2008г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении
гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (зарег. в Минюсте
РФ 26.11.2008г. № 12740), защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в
ведении организации, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению, что не соответствует требованиям, предъявляемым к
эксплуатации защитных сооружений. Результаты проверки были оформлены актом № 93 от 03.07.2015 г. На основании установленных обстоятельств, ОНД по Кавказскому району сделан вывод о том, что предписание № 267/3/3 от 17.11.2014 г. частично не выполнено и Обществу было выдано новое предписание № 93/3/1 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 03.07.2015г. ». Считает, что предписание № 93/3/1 от 03.07.2015г. неисполнимо, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат», и подлежит отмене. В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего,( если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется на основании Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства РФ от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». В силу ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», которым определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны. В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002г. утверждены Правила № 583. Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил, организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил). В акте проверки № 93 от 03.07.2015г. ОНД по Кавказскому району зафиксировано нарушение Обществом раздела III приказа МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», при этом акт проверки не содержит информации о том, в чем выражается вмененное Обществу правонарушение, какие пункты раздела III нарушены. Предписание также не содержит требований о выполнении названных пунктов. Нарушения, установленные в предписании, не конкретизированы, в чем выражены нарушения не указано. Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания понимается как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Обжалуемое предписание № 93/3/1 от 03.07.2015 г. не соответствует законодательству установленным принципам исполнимости и создает препятствия обществу для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, неисполнение которых может повлечь привлечение к административной ответственности предприятия с применением административных штрафных санкций в значительном размере. Просит суд признать недействительным Предписание Отдела надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю № 93/3/1 от 03.07.2015г.

В судебном заседании представитель ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» административный иск поддержала и просила его удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Отдела надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю пояснил суду, что помещение полностью не соответствует требованиям, конкретизировать каждое нарушение при проведении проверки он не обязан, так как помещение не соответствует всем требованиям, предъявляемым к эксплуатации защитных сооружений.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Истцом заявлены требования о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю № 93/3/1 от 03.07.2015г., срок для обращения с которым в суд регулируется положениями ст. ст.219 КАС РФ, пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных данной статьей, они могут быть восстановлены судом.

Отделом надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю 03.07.2015 г. на основании распоряжения № 93 от 29.05.2015г. была проведена внеплановая выездная проверка исполнения Открытым акционерным обществом «Кропоткинский хлебокомбинат» ранее выданного предписания № 267/3/3 от 17.11.2014г.

В ходе проверки административным органом сделан вывод о том, что Обществом не обеспечено соблюдение требований ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999
№ 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 1.3, 1.7,
1.8. раздела III приказа МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и введении в
действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (зарег. в
Минюсте РФ 25.03.2003г. № 4317), СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения
гражданской обороны» актуализированная редакция СНиП II-11-77*, п. 16.4 приказа МЧС
России от 14.11.2008г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении
гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (зарег. в Минюсте
РФ 26.11.2008г. № 12740), защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в
ведении организации, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению, что не соответствует требованиям, предъявляемым к
эксплуатации защитных сооружений. Результаты проверки были оформлены актом № 93 от 03.07.2015 г.

На основании установленных обстоятельств, ОНД по Кавказскому району сделан вывод о том, что предписание № 267/3/3 от 17.11.2014 г. частично не выполнено и Обществу было выдано новое предписание № 93/3/1 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 03.07.2015г. ».

Таким образом, установлено. что для поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и приведение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к эксплуатации защитных сооружений Предписанием ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» законно предложено выполнить весь комплекс мер, предусмотренных разделом III Правил №583, которые полностью ими не реализованы.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» к Отделу надзорной деятельности Кавказского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю о признании ненормативного правового акта недействительным – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий