ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-182/20223 от 24.07.2023 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2а-182/20223

УИД: 91RS0001-01-2022-005732-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2023 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:

председательствующего – судьи Домниковой М.В.,

при секретаре – Остапенко Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Ганиевой Эльвины Мухтаровны к Администрации <адрес>, Комиссии по подготовке Правил землепользовании и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, заинтересованные лица МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г Симферополя, отдел межнациональных отношений Администрации <адрес>, Прокуратура <адрес> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ и обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Администрации <адрес>, в котором, с учетом заявления об изменении предмета иска, принятого к производству суда протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ просил суд: признать незаконным Постановление об отказе гражданину РФ Ганиевой Э.М. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> с расположенной на нем самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в выдаче Ганиевой Эльвине Мухтаровне заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>; обязать Администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление Ганиевой Эльвины Мухтаровны № Г-387/11581 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и выдаче заключения о признании постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом, с учетом установленных по делу обстоятельств; обязать Администрацию <адрес> сообщить в Железнодорожный районный суд <адрес>, гражданке Ганиевой Эльвине Мухтаровне об исполнении решения суд в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу; признать незаконным решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом, в части отказа в выдаче Ганиевой Эльвине Мухтаровне заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ и выдаче заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства, приложив к заявлению все необходимые документы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за Отдел по межнациональным отношениям Администрации <адрес> направил в адрес истца заверенную копию постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе гражданину Российской Федерации Ганиевой Э.М. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с расположенной на нем самовольной постройкой». В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> указывает, что рассмотрев заявление от ДД.ММ.ГГГГ № Г-387/11581 Администрация выявила несоответствие самовольной постройки условиям, указанных в пунктах 1,15 Порядка, а именно согласно сведениям публичной кадастровой карты (единая электронная картографическая основа Росреестра (http://pkk5.rosreestr.ru), а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на испрашиваемом земельном участке самовольная постройка отсутствует. Административный истец указывает на то, что информация о том, что самовольная постройка отсутствует на момент ДД.ММ.ГГГГ не достоверна и не основана на нормах закона, более того противоречит имеющимся официальным документам, подтверждение того, что жилой дом был построен до ДД.ММ.ГГГГ является наличие Технического паспорта на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ООО «БТИ» <адрес>; также истец указывает на незаконность принятого постановления, поскольку оно принято с нарушением порядка и требований, утвержденными постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация <адрес> в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, общей фразой, без всякого уточнения и конкретики указывает, что самовольная постройка истца не соответствует пункту 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам (далее - Порядка), однако данный пункт (содержит 5 подпунктов, и каждый подпункт пункта 15 Порядка представляет собой отдельное нарушение. Административный истец отмечает, что все подпункты пункта 15 Порядка были им соблюдены в строгом соответствии с законом и абсолютно никаких нарушений выявлено не было, таим разом, общая формулировка пункта 15 Порядка к истцу неприменима (Т. 1 л.д. 2-8, 77).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Комиссия для подготовки заключения о признании возможным постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> (Т. 1 л.д. 26).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура <адрес> (Т. 1 л.д. 162).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел межнациональных отношений Администрации <адрес> (Т. 1 л.д. 162).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из числа заинтересованных лиц исключена Комиссия для подготовки заключения о признании возможным постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в качестве административного соответчика привлечена Комиссия для подготовки заключения о признании возможным постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

В судебное заседание стороны, представители сторон не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания не подавали, в адрес суда от представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие; в адрес суда от председателя комиссии по подготовке заключения о признании возможным постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым поступило ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Комиссии, в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.

Изучив доводы административного иска, с учетом заявления об изменении предмета иска, изучив возражения представителя административного ответчика Администрации <адрес> (Т. 1 л.д. 114-117), исследовав материала административного дела, исследовав заключение эксперта, по результатам проведенной судебной строительно – технической экспертизы, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О-О).

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено судом и из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ Ганиева Э.М. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением, в котором на основании статьи 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», просила предоставить в собственность земельный участок, для индивидуального жилищного строительства, с расположенной на нем самовольной постройкой, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (Т. 1 л.д. 46-48).

ДД.ММ.ГГГГ пп.6 п. 2 решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь, оформленного протоколом, Ганиевой Эльвине Мухтаровне отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку самовольная постройка не соответствует условиям, указанным в п. 15 Порядка (Т. 1 л.д. 49-53).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе гражданину Российской Федерации Ганиевой Э.М. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с расположенной на нем самовольной постройкой», которым Ганиевой Эльвине Мухтаровне отказано в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки, общей площадью 135,5 кв. м., объектом индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 786 кв. м. (Т. 1 люд. 54-55).

Основанием для принятие указанного постановления послужило несоответствие самовольной постройки условиям, указанным в пунктах 1,15 Порядка, а именно согласно сведениям публичной кадастровой карты (единая электронная картографическая основа Росреестра (http://pkk5.rosreestr.ru), а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на испрашиваемом земельном участке самовольная постройка отсутствует.

Так, в соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до ДД.ММ.ГГГГ.

Прядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".

Согласно статье 1 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статьей 22 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до ДД.ММ.ГГГГ; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду (ч. 2 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015).

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015 порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок), согласно п. 2 которого предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. п. 3, 4 Порядка гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

К Заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта заявителя (всех страниц, имеющих записи) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, если с Заявлением обращается представитель заявителя; фотография самовольной постройки размером не менее 6 на 12 см с изображением главного и бокового фасадов; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в случае если земельный участок предстоит образовать; копия технического паспорта на объект недвижимого имущества; копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок (при наличии) - в случае если земельный участок образован; копия кадастрового паспорта земельного участка (при наличии) - в случае если земельный участок образован; документы, подтверждающие подключение самовольной постройки к сетям инженерно-технического обеспечения и отсутствие задолженности по уплате соответствующих услуг (при наличии); иные документы, подтверждающие владение, пользование объектом индивидуального жилищного строительства (при наличии).

В силу п. п. 13 - 15 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.

Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

При этом в силу п. 18 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.

На основании решения комиссии уполномоченный орган: обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.

Из материалов дела следует, что основанием для принятия Комиссией для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом, которым Ганиевой Э.М. отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства (пп. 6 п. 2), послужило то, что самовольная постройка не соответствует условиям, указанным в п. 15 Порядка, а именно согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, строение расположенное на земельном участке возведено до ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 49-53).

Так, в соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252, заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2046 утверждено Положение и состав комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Согласно п. 1.4 Положения, положительное Заключение подготавливается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических и физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов <адрес>, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что Комиссия для решения возложенных на нее задач: принимает решение о выдаче или отказе в выдаче Заключения; в случае отсутствия оснований для возврата заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме в соответствии с приложением 1 к Порядку предоставления земельного участка с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252, Комиссия рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения; ведет учет подготовленных заключений.

Из пунктов 5.5, 5.6 Положения следует, что решение Комиссии оформляется протоколом; в случае принятия положительного решения Заключения направляются в МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым. В случае принятия решения о невозможности признания самовольной постройки жилым домом материалы с выписками из протокола направляются в Управление муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым для ведения работы по сносу такого объекта.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Так, как следует из материалов дела и судом установлено, ответчиком было отказано истцу в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства в связи с ее несоответствием пункту 15 Постановления Совета Министров РК N 252 от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в процессе производству по делу, судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Так, согласно выводов, изложенных в заключении эксперта -СТЭ-2023 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенной судебной строительно – технической экспертизы, в материалах дела имеется информация о дате технической инвентаризации объекта капитального строительства – ДД.ММ.ГГГГ; в судебной строительно – технической экспертизе отсутствует методика по определению периода возведения постройки, следовательно, определить период возведения постройки возможно только по техническим документам и дать вероятный вывод; с учетом вышеизложенного, наиболее вероятная дата возведения объекта – это дата технической инвентаризации, то есть ДД.ММ.ГГГГ; строение, возведенная по адресу: <адрес> техническому паспорту на л.д. 56-61 материалов административного дела соответствует частично, а именно: в ОКС отсутствует тамбур лит. «а», состоящий из пом. 1 – прихожая, площадью 5,4 кв.м., общая площадь ОКСа составляет – 130,1 кв.м. и состоит из помещений, указанных в табл. 2, этажность ОКСа – 1 этаж, ОКС имеет инженерные коммуникации: водоснабжение (центральное), электричество, газоснабжение, отопление (газовый котел), канализация (септик); при сопоставлении фактических данных объекта капитального строительства, площадью 130, 1 кв.м., по адресу: <адрес>, с требованиями строительных норм и правил, необходимым для постоянного проживания, предъявляемым к индивидуальным жилым домам, установлено их соответствие; следовательно, объект капитального строительства, площадью 130, 1 кв.м., имеющий степень готовности 100 % по адресу: <адрес> может быть использован для постоянного проживания; определить значительность или незначительность объема дополнительных строительных работ – не представляется возможным; на момент проведения визуального осмотра объекта капитального строительства, площадью 130,1 кв.м. по адресу: <адрес>, установлено наличие прочного фундамента (отсутствуют трещины, просадки, осадки, крены), строительство стен, перегородок, перекрытий и крыши завершено в полном объеме; нарушение строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрешение данной постройки – не установлено (Т. 2 л.д. 3-46).

Таким образом, из выводов судебной экспертизы усматривается, что дата возведения объекта точно не определена экспертом и носит вероятностный характер, а кроме того строение, возведенное по адресу: <адрес> техническому паспорту на л.д. 56-61 материалов административного дела соответствует частично, что свидетельствует о внесении недостоверных сведений в технический паспорт на усадебный (индивидуальный) жилой <адрес> (Т.1, л.д. 56-63).

В соответствии с ч. 2 ст. 168 КАС РФ, заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы.

На основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Из представленного суду снимка из ГИС Панорама (Т.1, л.д. 134), усматривается, что на земельном участке, расположенном на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует объект индивидуального жилищного строительства, а сопоставление этого снимка с изображениями зафиксированных на снимках «Google Earth Pro» (Т.2, л.д.75-78), подтверждает, что строение, расположенная по адресу: <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ не соответствовало требованиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, а именно требованиям, указанным в пп. 1, из которых, усматривается, что самовольная постройка должна иметь прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки.

В подтверждение указанных сведений Администрацией <адрес> представлены надлежащим образом и в установленной форме заверенные скриншоты публичной кадастровой карты, а также картографические материалы спутниковых снимков, которые имелись у органа на момент вынесения оспариваемого решения.

Кроме того, административным истцом к заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: <адрес> (составленная в 2019 г.) (Т. 1 л.д. 64 об. - 65), из которой усматривается, что на указанном земельном участке отсутствует объект индивидуального жилищного строительства.

В свою очередь, стороной административного истца не представлено суду доказательств, что строение, расположенная по адресу: <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ соответствовало требованиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства а потому суд приходит к выводу, что постройка, расположенная по адресу: <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ не соответствовала требованиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах, в материалы дела не представлено, сведений и доказательств их подтверждающих, что расположенное по адресу: <адрес>, строение, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ соответствовало требованиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, а именно пп.1.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком было правомерно отказано истцу в выдаче заключения о возможности признания возведенной ею до ДД.ММ.ГГГГ постройки объектом индивидуального жилищного строительства, ввиду отсутствия совокупности соответствующих условий, установленных пунктом 15 Порядка N 252 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом, в части отказа в выдаче Ганиевой Эльвине Мухтаровне заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> у суда не имеется.

Поскольку суд пришел к выводу о законности решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом, в части отказа в выдаче Ганиевой Эльвине Мухтаровне заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, то и Постановление Администрации <адрес> « Об отказе гражданину РФ Ганиевой Э.М. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> с расположенной на нем самовольной постройки» от ДД.ММ.ГГГГ, принятое на основании указанного решения, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Кроме того, а поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца в части признания незаконным решения, а также постановления, то у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований в части возложения на Администрацию <адрес> обязанности совершить определенные действия.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела не установлена совокупность таких условий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе Ганиевой Э.М. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Ганиевой Эльвины Мухтаровны в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес>, Комиссии по подготовке Правил землепользовании и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, заинтересованные лица МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г Симферополя, отдел межнациональных отношений Администрации <адрес>, Прокуратура <адрес> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ и обязании совершить определенные действия – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья М.В. Домникова

Мотивированное решение суда изготовлено 02 августа 2023 года.

Судья М.В. Домникова