Дело №2а-1830/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород (дата) года
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ежова Д.С., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика ФГБУ «Верхнее-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по доверенности ФИО3, заинтересованного лица ФИО4, при секретаре судебного заседания Казаковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ... к Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании недействительным заключения ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории ... (река Волга), признании недействительным отказа от (дата) Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу от согласования предложения от (дата) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ... и обязании Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу согласовать предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ... об определении границ зон затопления ...,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372, Правилами определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее -Постановление № 360), приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 10 июля 2015 г. № 429, полномочия по согласованию заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления возложены на территориальные органы Росгидромета, в зоне ответственности которых находятся районы и водные объекты, указанные в заявлениях.
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды ... (далее - Административный истец), во исполнение требований Постановления №... и постановления Правительства ... от (дата)„ №... «О подготовке предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории ...далее - Постановление №...), направило письмом от (дата)№... в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому федеральному округу (далее - Административный ответчик 1) на согласование заявление с предложением по определению границ зон затопления г.Звенигово.
Вместе с указанным заявлением Административным истцом в адрес Административного ответчика 1 были направлены следующие документы, представленные в Минприроды ... в соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории ... утвержденного Постановлением №..., органом местного самоуправления -администрацией муниципального образования «...»:
- пояснительная записка;
- картографический материал;
- копия документа об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети (данные проектных материалов, подготовленных в целях создания водохранилищ);
- диск с файлами в формате, необходимом для внесения данных в государственный кадастр недвижимости;
- копии договора с ООО «Геоинформ» на производство кадастровых работ и акта приема-передачи;
- межевое дело по определению границ зоны затопления территорий в бассейне реки Волга в границах ....
Пунктами 4-6 Порядка согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления, утвержденного приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 10 июля 2015 г. № 429 «О реализации Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочий по согласованию границ зон затопления» (далее - Приказ № 429) предусмотрено, что территориальный орган Росгидромета направляет копию поступившего заявления с приложением документов, в соответствующее Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Росгидромета (далее - УГМС), на территории деятельности которого находятся заявленные районы и водные объекты,
УГМС проверяют достоверность представленных расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды, определенных в соответствии со Сводом правил «Определение основных расчетных гидрологических характеристик» (СП 33-101-2003), одобренными рекомендованным для применения в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 декабря 2003 г. № 218, и направляют в территориальный орган Росгидромета заключение по результатам проверки.
По заключениям, полученным от соответствующих УГМС, в случае принятия решения о согласовании заявления на карте (плане) проставляется отметка о согласовании заявления с предложениями об определении границ зон затопления в части достоверности определения расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды.
Согласно пункту 8 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, в согласовании заявления может быть отказано исключительно в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к указанным Правилам.
Письмом от (дата) № №... Административный ответчик 1 отказал Административному истцу в согласовании вышеуказанного заявления на основании заключения Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - Административный ответчик 2) к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории ... (река Волга) (далее - Заключение).
Административный истец считает, что Заключение, выданное Административным ответчиком 2 и отказ Административного ответчика 1 в согласовании заявления Министерства с предложением об определении границ зон затопления ... являются необоснованными и несоответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации и законодательства ..., по следующим основаниям:
1) в абзаце втором Заключения указано, что заявление Министерства поступило «без указания водного объекта, по которому должны быть рассчитаны границы зоны затопления в районе г.Звенигово».
Тогда как, наименование водного объекта - р. Волга - содержалось в документации, прилагаемой к заявлению, а именно: в описании местоположения границ (страницы 1-10); в пояснительной записке; в картографии.
Данный факт подтверждается непосредственно самим Заключением к отчету, в наименовании которого указан водный объект.
2) В абзацах третьем - пятом Заключения указано, что «Министерством не представлены:
- расчеты максимальных расходов воды весеннего половодья и дождевых паводков;
- вспомогательные и подтверждающие материалы, в том числе исходные гидрометеорологические данные, геодезическая съемка профилей русла реки, сведения по опросу местных жителей;
- гидрологические расчеты».
В соответствии с подпунктами 3, 6 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, подпунктами. 3, 4 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории ..., утвержденного Постановлением № 543, границы зон затопления, подтопления на территории ... определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений Министерства, подготовленных на основании документов, представленных органами местного самоуправления ..., а именно:
- обосновывающих материалов об определении границ зон затопления, подтопления на территории соответствующего муниципального образования, сформированных по результатам проведенных землеустроительных работ;
- текстового и графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Подпунктом «г» пункта 1 Требований к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, предусмотрено, что зоны затопления определяются в отношении территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища. Отметка форсированного подпорного уровня воды является проектной отметкой, рассчитанной на основании гидрологических, геологических, гидрогеологических, экологических изысканий в составе проекта и устанавливается проектно-сметной документацией на строительство гидроузла.
Таким образом, истребование от органов местного самоуправления дополнительных документов при подготовке и рассмотрении предложений, а именно расчетов максимальных расходов воды весеннего половодья и дождевых паводков; вспомогательных и подтверждающих материалов, в том числе исходных гидрометеорологических данных, геодезической съемки профилей русла реки, сведений по опросу местных жителей; гидрологических расчетов, является незаконным.
Подготовка дополнительной вышеуказанной технической и иной документации потребует значительных финансовых расходов, что повлечет за собой необоснованное увеличение финансовой нагрузки на бюджеты муниципальных образований Республики Марий Эл, а также приведет к невозможности реализации Министерством своих полномочий по подготовке предложений об определении границ зон затопления, подтопления.
3) В абзаце шестом Заключения указано, что «максимальный проектный уровень в водохранилище при пропуске весеннего половодья не может быть характерным для территории г.Звенигово, по причине значительной удаленности и уклона водотока».
Истец считает данный довод также необоснованным.
Как уже указывалось выше, зоны затопления определяются в отношении территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища. Отметка форсированного подпорного уровня воды является проектной отметкой, рассчитанной на основании гидрологических, геологических, гидрогеологических, экологических изысканий в составе проекта и устанавливается проектно-сметной документацией на строительство гидроузла.
Согласно информации Нижне-Волжского БВУ от (дата) № №..., являющегося подведомственным органом Федерального агентства водных ресурсов и ответственным за разработку Правил эксплуатации Куйбышевского водохранилища, отметка форсированного подпорного уровня Куйбышевского водохранилища равна 55,3 мБС.
В разделе 2 Основных правил использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища на реке Волге, утвержденных приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11.11.1983 № 596, указано, что подпор от Куйбышевского водохранилища в меженный период при нормальном подпорном уровне воды у плотины распространяется вверх по течению Волги на расстояние до 650 км по естественному ее фарватеру (на 110 км выше ...).
После постройки Чебоксарского гидроузла подпор Куйбышевского водохранилища распространяется до створа Чебоксарской ГЭС и по Каме до Нижнекамского гидроузла.
Береговая линия Куйбышевского водохранилища поставлена на кадастровый учет, отражена на публичной кадастровой карте в зонах с особыми условиями использования территории и проходит вдоль населенного пункта г. Звенигово.
Таким образом, зона затопления г.Звенигово фактически является территорией, прилегающей к Куйбышевскому водохранилищу, в связи с чем доводы о неприменении форсированного подпорного уровня Куйбышевского водохранилища для территории г.Звенигово по причине значительной удаленности водотока считаем необоснованными.
На основании оспариваемого Заключения Административным ответчиком 1 было принято решение об отказе в согласовании заявления Административного истца с предложением об определении границ зон затопления ....
Согласно пункту 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 22 марта 2010 г. № 161-р (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2018 г. № 125) полномочия по взаимодействию с Федеральным агентством водных ресурсов в области водных отношений возложены на Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
В соответствии подпунктом «а» пункта 14 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, вышеуказанный отказ Административного ответчика 1 в согласовании заявления, будет являться основанием для отказа Федеральным агентством водных ресурсов в определении границ зон затопления, подтопления г. Звенигово.
Статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, пунктами 13.2.5.1, 13.2.5.2 Нормативов градостроительного проектирования Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2012 г. № 176, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, должны проводится специальные защитные мероприятия в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Согласно статьям 19-21 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования муниципального района.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования муниципального района, утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов (схем территориального планирования) документации по планировке территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Вместе с тем, пунктом 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N Пр-21669 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску затопления, подтопления.
В соответствии с подпунктами 4, 6 пункта 16 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 г. № 51 «Вопросы Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл», Министерство осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Марий Эл, а также водных объектов, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл.
Таким образом, обжалуемый отказ Административного ответчика 1 в согласовании предложения по определению границ зон затопления г.Звенигово, принятый на основании обжалуемого Заключения, выданного Административным ответчиком 2, нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку создает препятствия для осуществления им своих полномочий в области водных отношений, а также создает угрозу причинения ущерба неопределенному кругу лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации в зоне подтопления г. Звенигово.
В соответствии с пунктом 9 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, отказ в согласовании заявления может быть обжалован в судебном порядке.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), предусмотрено право организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Жалобы на решения административных ответчиков - отказ в согласовании предложения об определении границ зон затопления г. Звенигово и Заключение в вышестоящие органы в порядке подчиненности Административным истцом не подавались.
Согласно части 1, пункта 2 части 2 статьи 41 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд к нескольким административным ответчикам, если права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений имеют одно основание.
В соответствии с частью. 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец узнал о нарушении своих прав и законных интересов (дата), после получения от Административного ответчика 1 обжалуемого отказа в согласовании предложения об определении границ зон затопления ... (письмо от (дата) № №... вх. №... от (дата)), срок на обжалование не истек.
На основании изложенного, с учетом уточнений, в окончательной редакции просит суд:
1. Признать недействительным заключение Федерального
государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл (река Волга).
2. Признать недействительным отказ от (дата) Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ... от согласования предложения от (дата) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления ....
3. Обязать Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ... согласовать предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления ....
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в иске. Дала пояснение по существу.
Представители административных ответчиков Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ... и Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», действующие на основании доверенностей ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, просили суд отказать в полном объеме. Дали пояснения по существу дела.
Заинтересованное лицо - начальник отдела Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО4 полагала заявленные административные исковые требования не подлежащие удовлетворению. Дала пояснения по существу дела.
Иные стороны в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.п.2,3,4,6,8 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», границы зон затопления, подтопления определяются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению.
Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
При подготовке предложений учитываются:
а) геодезические и картографические материалы, выполненные в соответствии с Федеральным законом "О геодезии и картографии", а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон;
б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;
в) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;
г) данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ;
д) сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;
е) расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов;
ж) параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.
Заявление с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления (далее - заявление) перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию:
а) с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - при определении границы зон затопления, подтопления;
б) с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при определении границы зон затопления;
в) с Федеральным агентством по недропользованию - при определении границы зон подтопления.
В согласовании заявления может быть отказано в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
В соответствии с частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372, Правилами определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды издан приказ от
10.07.2015 № 429 «О реализации Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочий по согласованию границ зон затопления» (далее также - Приказ № 429).
Приказом Росгидромета от 10.07.2015 № 429 «О реализации Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочий по согласованию границ зон затопления» полномочия по согласованию заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления возложены на территориальные органы Росгидромета, в зоне ответственности которых находятся районы и водные объекты, указанные в заявлениях, а также утвержден Порядок согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления территориальный орган Росгидромета направляет копию заявления с приложениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящего порядка, в соответствующее Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «УГМС») Росгидромета, на территории деятельности которого находятся заявленные районы и водные объекты.
Как установлено судом и следует из материалов дела Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл направило в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому федеральному округу письмом от (дата)№... на согласование заявление с предложением по определению границ зон затопления г.Звенигово. Вместе с указанным заявлением Административным истцом в адрес Административного ответчика 1 были направлены следующие документы:
- пояснительная записка;
- картографический материал;
- копия документа об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети (данные проектных материалов, подготовленных в целях создания водохранилищ);
- диск с файлами в формате, необходимом для внесения данных в государственный кадастр недвижимости;
- копии договора с ООО «Геоинформ» на производство кадастровых работ и акта приема-передачи;
- межевое дело по определению границ зоны затопления территорий в бассейне реки Волга в границах .........
Данное заявление и пакет документов получен Департаментом Росгидромета по ПФО (дата) и направлены в федеральное государственное бюджетное учреждение «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» письмом от (дата) № №..., в зоне ответственности которого находится заявленный район и водные объекты.
Согласно положениям Порядка согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления ФГБУ «УГМС» Росгидромета проверяют достоверность представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего порядка расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды, определенных в соответствии со Сводом правил «Определение основных расчетных гидрологических характеристик» (СП 33-101-2003), одобренными рекомендованным для применения в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 декабря 2003 г. № 218, и направляют в территориальный орган Росгидромета заключение по результатам проверки. Согласованное заявление либо отказ в его согласовании передается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, должны быть рассмотрены соответствующим территориальным органом Росгидромета (включая предоставление заключения от соответствующего ФГБУ «УГМС» Росгидромета) в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Пакет документов от административного истца Министерства Природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий-Эл для согласования поступил в адрес ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» от Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ПФО 11.01.2019г. с сопроводительным письмом. № Д-01-05/16 от и.о начальника Департамента Росгидромета по ПФО - Н.А.Е. (вх. №... от (дата)).
Как следует из пояснений представителя ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» и заинтересованного лица ФИО4, анализ материалов по зонам затопления производился в соответствии Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014г. №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» с изменениями и дополнениями от 17 мая 2016г., Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды №429 от 10.07.2015г, СП 33-101-2003 «Определение расчетных гидрологических характеристик при наличии рядов наблюдений, недостаточности данных и отсутствии данных», а также на основании методических писем и рекомендаций ФГБУ «Государственный гидрологический институт», являющимся методическим центром для подразделений Росгидромета.
Суд учитывает, что ФГБУ «УГМС» Росгидромета проверяют достоверность представленных соответствии с п.4 Правил определения границ зон затопления, подтопления, расчётных обеспеченных значений максимальных уровней воды, определённых в соответствии со Сводом правил СП 33-101-2003 «Определение основных расчётных гидрологических характеристик», одобренным и рекомендованным для применения в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 декабря 2003г. №218.
В соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) осуществляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1216, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы:
- определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
- подготовка и представление потребителям прогностической, аналитической и расчётной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
- формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Так как выполнение работ по определению границ зон затопления включает определение гидрологических характеристик (максимальный расход 1%, 3% и т.д., наивысший уровень воды) и аналитическую информацию о состоянии водных объектов, то оно должно осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию Росгидромета.
Наличие действующей лицензии Росгидромета на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с пей областях и использование полных рядов гидрологических наблюдений, актуализированных на дату выполнения работ рекомендовано Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Протокол №5 от 31 октября 2017 г.).
При подготовке предложений к заявлению для каждого водного объекта, по которому определяются границы зон затопления, согласно требований постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» включаются:
а) геодезические и картографические материалы, выполненные в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии», а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон;
б) данные об отметках характерных уровней воды расчётной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;
в) выданные об отметках характерных уровней воды расчётной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических изысканий под размещение населённых пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;
г) данные проектных материалов, подготовленных в целях создания водохранилищ; доведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;
е) расчётные параметры границ затоплений пойм рек, определённые на основе инженерно-гидрогеологических изысканий.
ж) параметры границ подтоплений, определённые на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.
Содержание Технического отчёта регламентировано СП 47.13330.2016 п.4.39. с учётом требований СП 33-101-2003, и др. Отчёт должен быть выполнен с учетом требований СП 33-101-2003, рекомендованных ФГБУ «Государственный гидрологический институт», устанавливающим общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных гидрологических расчетов по определению гидрологических характеристик для обоснования проектирования всех видов строительства и инженерной защиты территорий. Также предусматривается использование СП 11-103-97, СП 47.13330.2016, СП 33-101-2003 и других нормативных актов, касающихся данного вида работ. В соответствии с п.4.3 Свода правил СП 33-101-2003 «Определение основных расчётных гидрологических характеристик», расчёты должны основываться на данных гидрометеорологических наблюдений, опубликованных в официальных документах Росгидромета и неопубликованных данных последних лет наблюдений, изыскательских, проектных, включая материалы опроса местных жителей, П.4.7.СП 11-103-97 и РСН 76-90. При отсутствии данных наблюдений необходимо проводить гидрометеорологические изыскания.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания (ИГМИ) проводятся в соответствии с требованиями раздела 4 СП 11-103-97, а для градостроительной документации - конкретизируются в разделе 5 СП 11-103-97, аналогом им являются разделы 4 (в том числе п. 4.26) и 7 (в том числе п. 7Л.5) СП 47.13330,2016 «п.4.26 Инженерные изыскания для подготовки документов территориального планирования документации по планировке территории и выбора площадки строительства должны обеспечивать получение сведений о природных условиях территории, необходимых и достаточных для принятия решений о функциональном назначении территории, в целях обеспечения их устойчивого развитая сохранения окружающей среды... защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В данной ситуации рассматриваем зоны затопления различной обеспеченности. На основании выше изложенного в первую очередь должны быть выполнены гидрологические расчёты и проведён анализ имеющихся материалов обследования, инженерно-гидрометеорологических изысканий, что возможно выполнить исключительно при участии специалистов гидрологического профиля.
Из представленных материалов Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий-Эл следует наличие ссылки на форсированный подпорный уровень, Куйбышевского водохранилища, однако это проектная отметка Основных правил использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища от 1983 года.
При этом актуальная информация (учитывая активную застройку территорий, опасные гидрометеорологические процессы: русловые и пойменные деформации, переработка берегов водохранилищ п.7.1.14 СП 47.13330.2016, сведения о режиме эксплуатации действующих ГТС, сведения о взаимовлиянии гидрометеоусловий и существующих ГТС, (в данной ситуации Куйбышевского и Чебоксарского) основание: п. 4.6 и 4.7 СП 11-103-97, п. 4.3 СП 33-101-2003) не представлена.
- Инженерно-гидрометеорологические изыскания - не выполнены.
- Исполнитель при выполнении расчётов по определению границ зон затопления обязан учитывать данные по стоку (уровни), актуализированные на последний год, предшествующий выполнению указанных расчётов. Данные расчёты административным истцом не представлены, материалы наблюдений также не представлены. Фактически отчёта с обоснованием границ зон затопления территории ... не представлено. Приведена лишь отметка форсированного подпорного уровня Куйбышевского водохранилища (один пункт из проектных материалов, подготовленных в целях создания водохранилища, (п.г)) из правил по определению границ зон затопления, подтопления.
Таким образом, административным истцом в уполномоченный орган не представлены материалы согласно п.п. а), б), в), д), е) п.6 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».
Таким образом, материалы в соответствии с Правилами определения границ зон затопления, подтопления и Сводом правил СП 33-101-2003 «Определение основных расчётных гидрологических характеристик», для согласования в полном объеме не представлены.
Суд учитывает, что представление исходных данных является необходимым условием проведения экспертизы, целью которой является установление достоверности представленных материалов и правильности выполненных расчётов.
Суд также учитывает, что, как уже указывалось выше, необходимость использования Свода правил «Определение основных расчетных гидрологических характеристик» (СП 33-101-2003), одобренными рекомендованным для применения в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 декабря 2003 г. № 218 закреплена приказом Росгидромета от 10.07.2015 № 429 «О реализации Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочий по согласованию границ зон затопления».
Использование при анализе материалов по зонам затопления СП 33-101-2003 осуществляется также на основании методических писем и рекомендаций ФГБУ «Государственный гидрологический институт», являющимся методическим центром для подразделений Росгидромета.
Согласно заключению к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл (река Волга) Административным истцом необходимые требования в части достоверности определения расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды соблюдены не были, материалы в области гидрометеорологии и гидрологических расчетов не представлены.
При отсутствии представленных исходных данных объективное проведение экспертизы, а, следовательно, и согласование зон затопления невозможны.
С учетом изложенных обстоятельств (дата) по результатам рассмотрения направленного пакета документов ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» направило в адрес Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ПФО заключение №... от (дата) об отказе в согласовании границ затопления ... Республики Марий Эл, которое было получено специалистом Департамента (дата).
На основании предоставленного заключения ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» Департаментом Росгидромета по ПФО не были согласованы предложения об определении границ зон затопления в части достоверности определения расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды г. Звенигово Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом 8 правил, утвержденных Постановлением № 360 в согласовании заявления может быть отказано в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
Письмом Департамента Росгидромета по ПФО от (дата) № №... - т.е в установленный законом срок, результаты рассмотрения указанного заявления направлены в адрес Административного истца.
Таким образом, судом не установлено нарушений со стороны административных ответчиков процедуры принятия решения о согласовании или отказе в согласовании зоны подтопления ... Республики Марий Эл, как и нарушений сроков направления в адрес административного истца принятого решения.
Доводы административного истца о нарушении административными процедуры принятия решения об отказе в согласовании зон затопления, а также отсутствии у административного истца обязанности предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных п.п. а), б), в), д),е) п.6 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», не основаны на законе, следовательно не могут быть приняты во внимание.
Также Административный истец в исковом заявлении в обосновании своих требований приводит ссылку на подпункт «г» пункта 1 Требований к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусматривающий определение границ зон затопления территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища. Однако в вышеназванном заявлении Минприроды Республики Марий Эл по определению границ зон затопления соответствующий водный объект не указан.
На основании изложенного, административные исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл к Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ..., Федеральному государственному бюджетному учреждению «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании недействительным заключения ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории ... Эл (река Волга), признании недействительным отказа от (дата) Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ... от согласования предложения от (дата) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл и обязании Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ... согласовать предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления ...... Эл удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл к Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании недействительным заключения ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории ... Эл (река Волга), признании недействительным отказа от (дата) Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ... от согласования предложения от (дата) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл и обязании Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ... согласовать предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления г.Звенигово ... Эл - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Д.С.Ежов