УИД 70RS0002-01-2020-006309-41
2а-1830/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года Ленинский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.,
при секретаре Поповой Л.В.,
помощник судьи Фоминых В.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации Ленинского района г. Томска ФИО2, административного ответчика ФИО3, административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томское административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к консультанту отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска ФИО3,, начальнику отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска ФИО4, Администрации Ленинского района г. Томска, Администрации г.Томска о признании требования об устранении нарушений в сфере благоустройства, вынесенное консультантом отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района города Томска ФИО3 незаконным,
установил:
ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением к консультанту отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска ФИО3,, начальнику отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска ФИО4, Администрации Ленинского района г. Томска, Администрации г.Томска в котором просит признать требование об устранении нарушений в сфере благоустройства, вынесенное консультантом отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района Города Томска ФИО3 <дата обезличена> незаконным.
В обоснование заявленного требования указывает, что является собственником нежилого помещения расположенного по адресу <адрес обезличен>. <дата обезличена> консультантом отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района Города Томска ФИО3 в результате осмотра фасада здания по <адрес обезличен> было вынесено Требование об устранении нарушений в сфере благоустройства. 21.10.2020 указанное требование было вручено истцу как собственнику нежилого помещения. Требование было изложено в следующей редакции «требую в срок до 26.10.2020 демонтировать конструкции, принять меры по изготовлению паспорта фасада». С указанным требованием административный истец не согласен, считает его незаконным по причине того, что указанное требование не регламентировано никаким нормативным актом. Проверка (осмотр), на основании которой выдано данное требование, не являлась плановой (отсутствует информация об этом в открытых источниках), и не имелось оснований для проведения внеплановой проверки в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства. Должностное лицо, проводившее проверку (осмотр), не предоставило административному истцу, как собственнику помещения, никаких документов, на основании которых осуществлялась проверка. В обжалуемом документе не указано, какие именно конструкции от собственника нежилого помещения, требуется демонтировать, не указано кому принадлежат конструкции подлежащие демонтажу, являются ли они рекламными или иными. Таким образом, требование о демонтаже конструкций является неисполнимым, невозможным к выполнению. Установленный в документе пятидневный срок для исполнения требования ничем не мотивирован, не основан на законе. В связи с указанным административный истец полагает, что требование об устранении нарушений в сфере благоустройства, вынесенное консультантом отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района Города Томска ФИО3 <дата обезличена> незаконным.
Определением Ленинского районного суда г.Томска от <дата обезличена> к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена Администрация г.Томска. А также протокольно привлечена в качестве ответчика начальник отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска ФИО4
Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дата и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что оспариваемое требование ни в части его предъявления, ни по форме не предусмотрено каким-либо правовым актом, регламентом или локальным актом. Консультант отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска ФИО3, являясь должностным лицом наделена властно-публичными полномочиями и неисполнение её требований влекут негативные последствия. Мой доверитель настаивает, что её права нарушены тем, что предъявленное требование не являлось исполнимым, в нем не указано какие именно конструкции подлежали демонтажу. При этом ФИО5 не является собственником указанных конструкций и единственным собственником фасада здания и определить какие именно конструкции она должна демонтировать в срок, установленный в требовании не представлялось возможным. При этом обратившись за отсрочкой исполнения требования и разъяснении относительно конкретизации конструкций, ответа не последовало. Требование исполнено не было, поскольку оно было неисполнимо, сроки являлись неразумные.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала. Суду представила отзыв на административное исковое заявление, согласно которому указывает, что в соответствии с Положением об администрации Ленинского района Города Томска, утвержденным решением Думы города Томска от 15.09.2005 №1000, функциями администрации Ленинского района Города Томска является обеспечение соблюдений правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» на территории района, а также осуществление контроля содержания фасадов зданий и сооружений. В соответствии с Положением об отделе контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района Города Томска, функциями отдела контроля застройки и землепользования является осуществление контроля содержания фасадов зданий и сооружений на территории Ленинского района, а также осуществление муниципального контроля за соблюдением требований по содержанию и ремонту фасадов зданий и сооружений, расположенных на территории Ленинского района Города Томска. В соответствии с п. 8.1 Правилами содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденных постановлением Мэра Города Томска от 12.05.2008 № 362 (ред. от 24.12.2018), контроль за соблюдением установленных настоящими Правилами требований к содержанию фасадов осуществляют должностные лица администраций районов Города Томска, а также иные должностные лица в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск». В соответствии с п. 8.2 Правил содержания фасадов, контроль за соблюдением установленных настоящими Правилами требований осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Томск». В соответствии со ст. 22.3. Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденных Решением Думы Города Томска от 01.03.2016 №161 (ред. от 02.07.2019) (Далее по тексту - Правила Благоустройства), деятельность уполномоченных должностных лиц администрации Города Томска по выявлению поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях и возбуждению дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Распоряжением Губернатора Томской области от 01.04.2010 № 90-р (ред. от 04.08.2020) «О должностных лицах органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», утвержден перечень должностных лиц органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях. Деятельность уполномоченных должностных лиц администрации Города Томска по выявлению поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях и возбуждению дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Мероприятия, направленные уполномоченным должностным лицом на соблюдение требований Правил содержания фасадов, в рамках данного административного правонарушения не являются муниципальным контролем за соблюдением требований по содержанию и ремонту фасадов зданий и сооружений, расположенных на территории Ленинского района Города Томска. Сроки, указанные в требовании об устранении административного правонарушения, устанавливаются уполномоченным должностным лицом на составление протоколов об административном правонарушении (ст. 28.1. КоАП РФ).
Административный ответчик начальник отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска ФИО4 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что все действии консультанта отдела законны и обоснованы, основания для выдаче требования и имелись, объем конструкций был оговорен и известен ФИО5 Указанные нарушение, в том числе, отсутствие паспорта фасада, были известны собственникам фасада ранее, уже были предметом обсуждения с Администрацией Ленинского района г. Томска. При этом подтвердила, что выдача требования не является обязательной, порядок его выдачи, форма не регламентированы каким - либо нормативным актом, регламент его предъявления администрацией утвержден не был. Однако его неисполнение явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении, который и был составлен в отношении ФИО6
Административный ответчик консультант отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что по устному распоряжению главы Администрации Ленинского района г. Томска произвела осмотр объекта – фасад здания по адресу : <адрес обезличен> в результате чего было установлено, что на нем размещены конструкции, в отсутствии оформленного паспорта фасада. Указала, что она лично провела беседу с ФИО5, с которой были обсуждены какие именно конструкции ей необходимо демонтировать, после чего было составлено требование и ей вручено. Пояснив, что выдача требование как и его форма и содержание не регламентировано какими-либо нормами и документами и было заполнено ею на свое усмотрение, и в нем действительно не было указано какие конкретные конструкции необходимо демонтировать. Также пояснила, что предъявление требования не является обязательным, однако его неисполнение послужило основанием для составления административного протокола в отношении ФИО5 по ч.1 ст. 8.1 КТОАП., а именно исходя из устоявшейся практики администрация вначале предлагает добровольно устранить нарушения, а в случае если требование не выполняется, то составляется протокол об административном правонарушении, и выдача требования основано исключительно на личной инициативе, и обязательным не являлось. Также огласилась тем, что при составлении административного протокола об административном правонарушении <номер обезличен> от <дата обезличена> в установочной части были перечислены наименований конструкций размещение которых допущено ФИО5 и явилось основанием для привлечения последней к административной ответственности.
Представитель административного ответчика Администрации г.Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с положением ст.150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика Администрации г.Томска, административного истца ФИО5
Заслушав пояснения лиц, участвующих деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворении заявленных требований по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является совокупность двух условий: не соответствие решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела административный истец ФИО5, является собственником нежилого помещения общей площадью 51.6 кв.м., расположенного по адресу <адрес обезличен> Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о регистрации права <номер обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена>.
<дата обезличена> консультантом отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района Города Томска ФИО3 в результате осмотра фасада здания по <адрес обезличен> было вынесено Требование об устранении нарушений в сфере благоустройства.
Из указанного требования следует, что консультант отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района г Томска ФИО3, руководствуясь решением Думы Города Томска от 01.03.2016 №161 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» находясь по адресу: <адрес обезличен> произвела осмотр фасада здания с применением фотофиксации установила, что размещены конструкции без разрешительных документов, отсутствует паспорт фасада, требует в срок до 26.10.20202 демонтировать конструкции, принять меры по изготовлению паспорта фасада.
Указанное требование было вручено административному истцу 21.10.2020, о чем имеется подпись административного истца на указанном требовании, так же указанное обстоятельство в ходе рассмотрения дела стороной административного истца не оспаривалось.
Полагая, что указанное требование не соответствуют закону и нарушает ее права и законные интересы, ФИО5 обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из постановления административной комиссии Ленинского района г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена>, ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 КТОАП и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Из указанного постановления следует, что <дата обезличена> в 15.50 по адресу: г<адрес обезличен> ФИО5, являясь собственником помещений <адрес обезличен> нарушила установленные органами местного самоуправления правила содержания фасадов зданий, строений и сооружений элементов художественного оформления зданий и сооружений, витрин, а именно в нарушении п.п. 2.1.1,2.4.1,2.4.3,2.12,2.13 «Правил содержания фасадов зданий и сооружений в городе Томске», утвержденных постановлением Мэра города Томска от 12.05.2008 №362, допустила установку конструкций, не имеющих разрешения: «Томский Центр ценообразования в Строительстве» 2 шт., центр информационных технологий Продаж ПК «Гранд Смета» Сопровождение обновление Обучение, составление смет тел. 40-53-05,40-53-06» Томский Центр ценообразования в строительстве Разработка сметных норм и расценок. Расчет индексов цен в строительстве Экспертиза сметной документации Инжиниринговые услуги Консультации по вопросам ценообразования тел.: <***>; 40-52-49;40-53-87 e-mail:tomskcs@mail,ru», 40-50-85 Негосударственное образовательное учреждение НОУ «Теринфо» 40-52-54», а также установку дополнительного оборудовании (внешних блоков кондиционеров) отсутствует паспорт фасада здания.
В соответствии с Положением об отделе контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района Города Томска, утвержденного 09.01.2019 и. о. главы администрации Ленинского района Города Томска ФИО7, отдел контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска является структурным подразделением администрации Ленинского района Города Томска уполномоченным выполнять функции, определенные настоящим Положением. Указанное положение содержит перечень функций отделе контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района Города Томска, в том числе осуществление контроля содержания фасадов зданий и сооружений на территории Ленинского района ( п.3.8.), а также осуществление муниципального контроля за соблюдением требований по содержанию и ремонту фасадов и сооружений, расположенных на территории Ленинского района города Томска (п. 3.14).
При этом работа отдела организуется в соответствии с Правила внутреннего трудового распорядка администрации Ленинского района Города Томска, регламентом работы администрации Ленинского района Города Томска, Регламентом работы администрации Города Томска, положением об администрации Ленского района Города Томска и настоящим Положением (п.5.1) Деятельность специалистов отдела определяется должностными инструкциями.
В соответствии с Положением об администрации Ленинского района города Томска В соответствии с Положением об администрации Ленинского района Города Томска, утвержденным решением Думы города Томска от 15.09.2005 №1000 (в ред.решения Думы г. Томска №947 от 04.02.2014) Администрация района является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, закрепленной за администрацией района на праве оперативного управления, имеет смету, лицевые счета, печать установленного образца со всеми наименованиями, также другие необходимые для осуществления своей деятельностью печати бланки и штампы, от своего именно приобретает и осуществляет имущественные и иные права, несет обязанности, вступает истцом и ответчиком в судах в пределах своей компетенции.
Предметом и целью деятельности администрации района и функциями администрации Ленинского района Города Томска является, в том числе, обеспечение соблюдений правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» на территории района, а также осуществление контроля содержания фасадов зданий и сооружений( п.3.1.4).
В соответствии с должностной инструкцией консультанта отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района Города Томска, утвержденной 23.01.2019, консультант отдела в своей работе руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями распоряжениями Правительства РФ, законами Томской области, Уставом города Томска, решениями Думы Города Томска, муниципальными правовыми актами, Положением об администрации Ленинского района Города Томска, приказами, распоряжениями главы администрации Ленинского района Города Томска, а также настоящей должностной инструкцией. Указанная должностная инструкция устанавливает для консультанта отдела, в том числе, осуществлять контроль содержания фасадов зданий и сооружений, расположенных на территории Ленинского района г. Томска.( п.2.4.4). ФИО3 ознакомлена с должной инструкцией <дата обезличена>.
Как следует из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права от <дата обезличена> ФИО5 является собственником нежилых помещений общей площадью 51,6 в.м. 2 этаж, номера на поэтажном плане 2004-2006 по адресу : <адрес обезличен>
Кроме того что ФИО5 является собственником <адрес обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждаете выписками ЕГРН №<номер обезличен> от <дата обезличена>, №<номер обезличен> от 15.10.2020
Кроме того из материалов <номер обезличен> от <дата обезличена> следует, что консультантом отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района города Томска ФИО3 проведен осмотр фасада здания расположенного по адресу: <адрес обезличен> по результатам которого составлен акт осмотра объекта благоустройства 15-5 от <дата обезличена> в котором установлено, что фасад здания находится в ненормативном состоянии: а именно размещены конструкции: «Томский Центр ценообразования в Строительстве» 2 шт., центр информационных технологий Продаж ПК «Гранд Смета» Сопровождение обновление Обучение, составление смет тел. 40-53-05,40-53-06» Томский Центр ценообразования в строительстве Разработка сметных норм и расценок. Расчет индексов цен в строительстве Экспертиза сметной документации Инжиниринговые услуги Консультации по вопросам ценообразования тел.: <***>; 40-52-49;40-53-87 e-mail:tomskcs@mail,ru», 40-50-85 Негосударственное образовательное учреждение НОУ «Теринфо» 40-52-54» к акту приложены на 2 листах материалы фотофиксации.
Из материалов фотофиксации следует, что на фасаде здания расположены иные конструкций, помимо указных в акте.
В объяснении ФИО5 <дата обезличена> указывает, что не являться собственником конструкций, кондиционеры на момент приобретения объектов уже были установлены, работа по оформлению паспорта не была завершена.
<дата обезличена> составлен протокол об административном правонарушении <номер обезличен> в отношении ФИО5 по ч.1 ст.8.1 КТО АП, из которого следует, что <дата обезличена> в 15.50 часов на <адрес обезличен> установлено, что ФИО5, являясь собственником помещений <адрес обезличен> нарушила установленные органами местного самоуправления правила содержания фасадов зданий, строений и сооружений элементов художественного оформления зданий и сооружений, витрин, а именно в нарушении п.п. 2.1.1,2.4.1,2.4.3,2.12,2.13 «Правил содержания фасадов зданий и сооружений в городе Томске», утвержденных постановлением Мэра города Томска от 12.05.2008 <номер обезличен>
Как следует из постановления административно комиссии Ленинского района г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена>, ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 КТОАП и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Из указанного постановления следует, что <дата обезличена> в 15.50 по адресу: <адрес обезличен> ФИО5 являясь собственником помещений <номер обезличен> нарушила установленные органами местного самоуправления правила содержания фасадов зданий, строений и сооружений элементов художественного оформления зданий и сооружений, витрин, а именно в нарушении п.п. 2.1.1,2.4.1,2.4.3,2.12,2.13 «Правил содержания фасадов зданий и сооружений в городе Томске», утвержденных постановлением Мэра города Томска от 12.05.2008 №362, допустила установку конструкций не имеющих разрешения «Томский Центр ценообразования в Строительстве « 2 шт., центр информационных технологий Продаж ПК «Гранд Смета» Сопровождение обновление Обучение, составление смет тел. 40-53-05,40-53-06» Томский Центр ценообразования в строительстве Разработка сметных норм и расценок. Расчет индексов цен в строительстве Экспертиза сметной документации Инжиниринговые услуги Консультации по вопросам ценообразования тел.: <***>; 40-52-49;40-53-87 e-mail:tomskcs@mail,ru», 40-50-85 Негосударственное образовательное учреждение НОУ «Теринфо» 40-52-54», а также установку дополнительного оборудовании (внешних блоков кондиционеров) отсутствует паспорт фасада здания.
Таким образом, судом установлено, что ФИО3 являясь консультантом отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района города Томска (далее консультант отдела), на основании устного распоряжения главы Администрации Ленинского района г. Томска, действуя в соответствии с требованиями должностной инструкции и положения администрации Ленинского района г. Томска в целях осуществления контроля содержания фасадов зданий и сооружений, расположенных на территории Ленинского района г. Томска, <дата обезличена> провела осмотр фасада здания расположенного по адресу: <номер обезличен> по результатам которого был составлен акт, которым установлено, что фасад здания находится в ненормативном состоянии с перечислением на фасаде конструкций размещенных в отсутствие разрешительных документов и в отсутствие паспорта фасада здания. Указанные обстоятельства стороны не оспаривали. Помимо этого консультантом отдела ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении <номер обезличен> в отношении ФИО5 по ч.1 ст.8.1 КТО АП.
При этом вопреки доводам представителя истца указанные действия совершены консультантом отдела в соответствии с полномочиями и являются законными, а требования обоснованными.
Распоряжением Губернатора Томской области от 01.04.2010 № 90-р (ред. от 04.08.2020) «О должностных лицах органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», утвержден перечень должностных лиц органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях. Из указанного перечня следует, что должностное лицо консультант отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска наделена полномочиями по составлению административных протоколов. Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО3, являясь должностным лицом – консультантом отдела застройки и землепользования администрации Ленинского района г. Томска, что стороны не оспаривали, действуя в рамках предоставленных ей полномочий, составила протокол об административном правонарушении в отношении ФИО5 <номер обезличен>.
Деятельность уполномоченных должностных лиц администрации Города Томска по выявлению поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях и возбуждению дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сроки, указанные в требовании об устранении административного правонарушения, устанавливаются уполномоченным должностным лицом на составление протоколов об административном правонарушении (ст. 28.1. КоАП РФ).
В соответствии с п. 8.1 Правилами содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденных постановлением Мэра Города Томска от 12.05.2008 № 362 (ред. от 24.12.2018) (Далее по тексту – Правила содержания фасадов), контроль за соблюдением установленных настоящими Правилами требований к содержанию фасадов осуществляют должностные лица администраций районов Города Томска, а также иные должностные лица в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск».
В соответствии с п. 8.2 Правил содержания фасадов, контроль за соблюдением установленных настоящими Правилами требований осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Томск».
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения ( ст.28.1 КоАП РФ);
Так в соответствии с решением Думы Города Томска от 01.03.2016 №161 и Приложении к нему Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденных Решением Думы Города Томска от 01.03.2016 №161 (ред. от 02.07.2019) (Далее по тексту - Правила) установлены общие требования к организации контроля за состоянием и эксплуатацией объектов благоустройства на территории муниципального образования «Город Томск» которые предусматривают общие требования, в том числе, к содержанию и ремонту фасадов зданий и сооружений, в соответствии с п.16.3 которыми собственники, владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами возложены обязанности по содержанию соответствующих фасадов зданий, сооружений обязаны иметь паспорт фасада здания или сооружения, утвержденного уполномоченным огранном администрации Города Томска а также в соответствии с требованиями к паспорту фасада и порядок его утверждения, внесения в него изменений определяются муниципальными правовыми актами администрации Города Томска. При этом в соответствии с п.16.4 содержание фасада, в том числе переоборудования, окраска фасада, устройство и оборудование отдельных его элементов, размещение на фасаде дополнительного оборудования, рекламных и информационных конструкций, знаков адресации и ремонт фасада должен осуществляться соответствии с утвержденным паспортом фасада и требованиями к производству соответствующих работ, утвержденными муниципальными правовыми актами администрации Города Томска. Кроме того указанные Правилами предусмотрено, что контроль за соблюдением установленных обязательных требований осуществляется в форме выявления поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях в порядке, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 22.3. Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденных Решением Думы Города Томска от 01.03.2016 №161 (ред. от 02.07.2019) (Далее по тексту - Правила Благоустройства), деятельность уполномоченных должностных лиц администрации Города Томска по выявлению поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях и возбуждению дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с п.22.4 указанного приложения выявление поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях осуществляться уполномоченным должностным лицами администрации Города Томска в ходе проведения плановых и внеплановых осмотров стояния объектов благоустройства. Внеплановые осмотры проводятся должностными лицами уполномоченных органов при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п.1-3 ч.1 ст.28 КоАП РФ. По результатам планового или внепланового осмотра составляется акт осмотра объекта благоустройства. При возбуждении дел об административном правонарушении и составление протоколов об административных правонарушениях должностные лица уполномоченных органов руководствуются КоП РФ. Судом отклоняется ссылка представителя истца, что проверка не была плановой, оснований для проведения внеплановой проверки не имелось, поскольку в отсутствии паспорта фасада здания, наличие на фасаде конструкций свидетельствовало о наличии признаков административного правонарушения, что явилось законным основанием для проведения осмотра консультантом отдела объекта в целях установления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и составления административного протокола.
Кроме того, исходя из вышеуказанных правил, консультант отдела при возбуждении дел об административном правонарушениях и составлении протоколов об административных правонарушениях как должностное лицо уполномоченного органа руководствуются КоАП РФ, нормы которого не предусматривают при проведении проверки знакомить собственника помещения с каким-либо административным регламентом или документами –основанием для проведения указанной проверки.
По результатам осмотра собственнику помещений в указанном здании ФИО5 было выдано требование которым консультант отдела потребовала в срок до <дата обезличена> демонтировать конструкции, принять меры по изготовлению паспорта фасада.
Оценивая доводы представителя истца относительно незаконности действий консультанта отдела в части предъявления требования об устранении нарушений в сфере благоустройства, а именно в части содержания требования, формы его заполнения и сроков исполнения, суд приходит к следующему.
Положения контрольно-надзорных органов содержат полномочия по пресечению фактов нарушения законодательства и применению мер ограничительного, профилактического и предупредительного характера с целью достижения требований права.
Соблюдение баланса частных и публичных интересов допускает вмешательство государства на условиях, предусмотренных законом, что обеспечит стабильность и определенность правовых норм; законодателю при этом предписывается их формулировать доступно и с определенной точностью, позволяющей лицу предвидеть последствия своих действий. А отсутствие детализации порядка выдачи предписаний ( требований) и форма его заполнения на уровне закона дает возможность подзаконного регулирования.
При этом исполнимость мер ограничительного, профилактического и предупредительного характера является важным требованием к данному ненормативному акту и одним из элементов его законности.
Таким образом, при оценке указанного требования одним из важных критериев его законности суд считает его исполнимость (в целом и в установленный срок )
Кроме того, суд полагает необходимым принять во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
С учетом содержания указанных норм в их правовой взаимосвязи, имеются основания утверждать, что органы местного самоуправления не праве при осуществлении полномочий в отсутствие нормативного регулирования, а равно по своему усмотрению предъявлять требования к гражданам, выражая их в произвольной форме и содержании.
При этом стороной ответчика указала, что исполнение указанного требования исключили бы основания для составления протокола об административном правонарушении и привлечение ФИО5 к административной ответственности по ч.1 ст.8.1. КТО АП. В связи с чем суд приходит к выводу, что указанное требование, которое не представилось исполнить ФИО5, нарушают её законные права, поскольку его форма и содержание препятствует его исполнению в установленный срок.
Доводы, что консультант отдела в устной форме согласовала с ФИО5 перечень конструкций, подлежащих демонтажу, последняя отрицала.
Доказательств того, что административному истцу было достоверно известно, какие конструкции были указаны в требовании, а также, что подлежали демонтажу все конструкции расположенные на фасаде здания, суду представлено не было. При этом суд отмечает, что впоследствии был составлен акт по результатам осмотра и где указаны конкретный перечень конструкций, а не все установленные конструкции на фасаде здания, с которым ФИО5 ознакомлена не была. Также перечень конструкций в полной мере указан в протоколе об административном правонарушении от 03.11.2020 и постановление о привлечении к административной ответственности ФИО5 от 01.12.2020, однако составлены они и с ними последняя была ознакомлена после истечения срока, установленного в требование для его исполнения.
При обращении ФИО5 <дата обезличена> с заявлением о предоставлении информации, в том числе, относительно информации о перечне конкретных конструкций подлежащих демонтажу, последовал от администрации Ленского района г. Томска за <номер обезличен>.<номер обезличен> от <дата обезличена> формальный ответ и перечень конструкций, подлежащих демонтажу в соответствии с требованием от <дата обезличена>, указано не было.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требование об устранении нарушений в сфере благоустройства, выданное консультантом отдела ФИО3 <дата обезличена> ФИО5 составлен в отсутствие регламента или иного нормативного акта, предусматривающего порядок и форму указанного требования, а также в отсутствие указания на конкретные нарушения, подлежащие устранению, не является выполнимым, в связи с чем признать его законным и обоснованным, оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Требование об устранении нарушений в сфере благоустройства, вынесенное консультантом отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района города Томска ФИО3,<дата обезличена> признать незаконным.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Г.Ю. Моисеева
Мотивированный текст решения изготовлен 15.01.2021