ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1830/2016 от 29.06.2016 Видновского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2016 г.

Видновский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Гоморевой Е.А.

при секретаре Никулиной Ю.А.

рассмотрев в открытом заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «Совхоз имени Ленина», ООО «Альянс Профит» к ФИО1<адрес> о признании недействующим постановления

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 административного истца ЗАО «Совхоз им. Ленина» обратился в суд с требованием, в котором просил:

Признать недействующим Постановление ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами с адресом местоположения: <адрес> для проезда и прохода неограниченного круга лиц».

Обязать ФИО1 муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании ФИО1 муниципального района

Данное дело было объединено с административным делом по административному иску ООО «Альянс Профит» с такими же требованиями.

В обоснование иска, ФИО1 ЗАО «Совхоза им. Ленина» пояснил, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 муниципального района <адрес> принято Постановление «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0050306:683 с адресом местоположения: <адрес>, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, <адрес>, для проезда и прохода неограниченного круга лиц».

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на сайте ФИО1<адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с оспариваемым Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, установлен постоянный публичный сервитут на следующие земельные участки:

1.1. Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1746 505 кв.м, принадлежащий на праве собственности Закрытому акционерному обществу«Совхоз им. Ленина» (ИНН: 5003009032, ОГРН: 1025000658099), категория земель –земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, с адресом местоположения: <адрес>, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, вблизи <адрес> ид. Мильково, общим размером обременения 852 кв.м. кв.м., из них в границах земельного участка с кадастровым номером – 852 кв.м.

1.2. Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 3 220 кв.м, принадлежащий на праве собственности Закрытому акционерному обществу«Совхоз им. Ленина» (ИНН: 5003009032, ОГРН: 1025000658099), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, с адресом местоположения: <адрес>, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, вблизи д. Мильково, уч. 49, общим размером обременения 717 кв.м., из них в границах земельного участка с кадастровым номером – 717 кв.м.

1.3. Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 7500 кв.м, принадлежащий на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс Профит» (ИНН: 5003108883, ОГРН: 1145003000658), категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – под строительство складских помещений, с адресом местоположения: <адрес>, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, вблизи д. Дроздово, уч. ю, общим размером обременения 277 кв.м., из них в границах земельного участка с кадастровым номером – 277кв.м.

1.4. Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 700кв.м, принадлежащий на праве аренды Обществу с ограниченной ответственностью«Континент-сервис» (ИНН 5003048360, ОГРН 1045000904552), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – размещение придорожного комплекса, с адресом местоположения: <адрес>, общим размером обременения 13 кв.м, из них в границах земельного участка с кадастровым номером –13 кв.м.

Оспариваемым Постановлением нарушается право собственности Административного истца в части лишения возможности использования части земельных участков в соответствии с их целевым назначением и основным видом деятельности, что влечет за собой невозможность получения прибыли, что является нарушением общих принципов гражданского законодательства, закрепленных в п. 1 ст. 1 ГК РФ.

Считает, что оспариваемое Постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и подлежит отмене.

Пояснила, что в декабре 2015 года в Администрацию Ленинского муниципального района обратились собственники 10 (десяти) земельных участков, расположенных в д. Мильково сельского поселения Развилковское Ленинского муниципального района.

Цель обращения заключалась в невозможности проезда к своим земельным участкам и жилым домам.

ДД.ММ.ГГГГ Административному истцу поступило уведомление № б/н от ДД.ММ.ГГГГ о проведении общественных слушаний по установлению публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами (Приложение ).

ДД.ММ.ГГГГ Административный истец представил свои замечания и возражения по вопросу установления публичного сервитута на землях сельскохозяйственного назначения – пашне. Административному истцу была представлена схема альтернативного проезда к земельным участкам заявителей, что, в силу закона, исключает возможность ограничения прав собственника земельных участков путем установления сервитута. В возражениях указывалось о невозможности установления публичного сервитута в пользу частных лиц и иные значимые обстоятельства, которые до проведения публичных слушаний инициатором так и не были устранены.

Необходимым условием установления публичного сервитут является отсутствие возможности обеспечения потребностей неопределенного круга лиц каким-либо иным способом.

Так, среди указанных земельных участков и объектов недвижимости на них, отсутствуют какие-либо социально-значимые объекты, такие как школы, библиотеки, аптеки и т.п., доступ к которым необходимо иметь неограниченному кругу лиц.

Круг лиц обозначен собственниками земельных участков.

Административным ответчиком ни при проведении общественных слушаний, ни при вынесении обжалуемого нормативного правового акта не представлено достоверных доказательств, подтверждающих необходимость обременения земельных участков Административного истца путем установления публичного сервитута для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, и отсутствие иной возможности у неопределенного круга лиц прохода и проезда к земельным участкам обратившихся к ним граждан.

Использование земельного участка для прохода и проезда приведет к уничтожению части объекта права собственности, что недопустимо.

Установление публичного сервитута для прохода и проезда неограниченного круга лиц по частям земельных участков, занятых пашней, и имеющих плодородный слой почвы приведет к невозможности использования по назначению земельного участка, уничтожению поверхностного (почвенного) слоя. Таким образом, в нарушение положений п. 5 ст. 23 ЗК РФ сервитут станет не только обременителен для Административного ответчика, а полностью лишит его возможности осуществлять сельскохозяйственные работы на части земельного участка. Поэтому просила удовлетворить требования.

Представитель ООО «Альянс Профит» считает, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.

ООО «Альянс Профит» является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Ленинский муниципальный район, с.<адрес>, вблизи <адрес>, уч. ю, о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

На земельном участке расположен склад общей площадью 1778,4 кв.м., инв. , лит А-а, принадлежащий ООО «Альянс Профит» на праве собственности, о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Указанные объекты недвижимости используются обществом в предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли.

Складской комплекс имеет особый режим использования - для хранения продуктов питания: молочных продуктов, хлебобулочных и кондитерских изделий, соков, замороженных продуктов, а также детского питания. Хранение вышеуказанных продуктов осуществляется в специализированных помещениях, в которых поддерживается необходимый температурный режим. (холодильные и морозильные камеры).

В настоящее время территория земельного участка находится под охраной, в связи с тем, что принадлежащий обществу склад используется арендаторами – ООО «Новая Изида», ИП ФИО5, ИП ФИО6, ООО «Зевс» для хранения вышеуказанной продукции. С учетом специфики хранимой продукции, общество соблюдает специальные требования к ее утилизации, в связи с чем на территории земельного участка оборудована контейнерная площадка для складирования отходов в целях их последующего вывоза.

При исполнении оспариваемого Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, охраняемая территория станет открытой для доступа неограниченного круга лиц. При таких обстоятельствах ООО «Альянс Профит» не сможет обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-гигиенических требований при хранении и утилизации пищевых продуктов (молочная продукция, детское питание), следовательно, лишится возможности использовать имущество по его назначению и вести данный вид предпринимательской деятельности.

Просила удовлетворить требования.

Заинтересованное лицо ООО «Континент Сервис» полностью поддержал административные иски. Просила удовлетворить.

Представитель Администрации Ленинского района Московской области против требований возражал. Пояснил, что к ним действительно обратились жители <адрес> с жалобой. Указали на то, что не имеют прохода и проезда к своим домам. Ранее они беспрепятственно попадали к своим домам и земельным участкам. Но в 2015 году административные истцы перегородили земельные участки, принадлежащие им на праве собственности и они лишились подхода и проезда. Поэтому обратились с такой просьбой. Такая же просьба поступила от Администрации Развилковского сельского поселения. Поэтому они проверили доводы, изложенные в обращениях. Установили, что действительно прохода и проезда – нет. Составили два варианта обременения участков публичным сервитутом. Разместили схемы для ознакомления. Организовали открытые слушания, о чем известили всех заинтересованных лиц. Административные истцы на слушания явились, высказали свои возражения. По первому варианту сервитутом обременились только земли ЗАО Совхоз им. Ленина. Но позже Администрацией совхоза были перекрыты все дороги, ведущие к ним, поэтому этот вариант не был принят.

Полагает, что никаких нарушений – нет, поскольку они имеют право устанавливать публичный сервитут в интересах неограниченного круга лиц. В данном случае он действительно не ограничен, поскольку обеспечен для всех жителей дер. Мильково – для их возможности подхода подъезда к своим домам. Подтвердил, что никаких социально значимых объектов на обремененных землях нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению на основании следующего:

Статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (часть 2).

Перечень публичных сервитутов установлен в п. 3 ст. 23 ЗК.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.

Земельный кодекс закрепляет возможность согласования интересов собственника земельного участка и будущих пользователей этим участком на стадии общественных слушаний.

Публичные сервитуты, необходимые для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, устанавливают органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления устанавливают публичные сервитуты по собственной инициативе, а также по ходатайству заинтересованных физических и юридических лиц.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Как усматривается из материалов дела, Административный истец ЗАО «Совхоз им. Ленина» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:695 общей площадью 1746505 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, адрес местоположения: <адрес>, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, вблизи д. Беседы.

ООО «Альянс Профит» является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Ленинский муниципальный район, с.<адрес>, вблизи <адрес>, уч. ю, о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Как установлено, в декабре 2015 года в ФИО1 муниципального района обратились собственники 10 (десяти) земельных участков, расположенных в д. Мильково сельского поселения Развилковское ФИО1 муниципального района. Цель обращения заключалась в невозможности проезда к своим земельным участкам и жилым домам.

ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление ФИО1<адрес> «Об организации работы по установлению публичного сервитута на земельные участки ( л.д. 38 т.2) Административным истцам направлено извещение о проведении общественных слушаний по установлению публичного сервитута. ( л.д. 40 т.2)

ДД.ММ.ГГГГ Административным истцам поступило уведомление № б/н от ДД.ММ.ГГГГ о проведении общественных слушаний по установлению публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами (Приложение ).

ДД.ММ.ГГГГ Административный истец представил свои замечания и возражения по вопросу установления публичного сервитута.

ДД.ММ.ГГГГ состоялись сами слушания ( л.д.42 т.2). В соответствии с протоколом общественных слушаний, их открыл начальник управления земельно-имущественных отношений ФИО1 муниципального района <адрес>. Сообщил, что общественные слушания проводятся на основании постановления ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Отметил, что в декабре 2015 года в ФИО1<адрес> поступали коллективные обращения граждан и ФИО3 сельского поселения Развилковское об отсутствии подъезда к земельным участкам в <адрес>, находящиеся в собственности физических лиц. Было принято решение об обременении земель.

ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление «от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами с адресом <адрес> для проезда и прохода неограниченного круга лиц». В постановлении указано, что публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения беспрепятственного проезда и прохода неограниченного круга лиц.

В судебном заседании ФИО1 административного ответчика было подтверждено то обстоятельство, что сервитут был установлено для возможности прохода и проезда истцов к своим земельным участкам, на которых не находятся социально значимые объекты.

Однако публичный сервитут в действующем законодательстве является одним из правовых средств обеспечения общественных интересов в процессе регулирования земельных отношений, которое закреплено в земельном законодательстве. Спецификой его установления является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес и он не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.

Поскольку публичный сервитут в пользу частных лиц не устанавливается, а доказательств наличия необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения истцом суду не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований. Перечень оснований, по которым земли могут быть обременены публичным сервитутом указан в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.

В соответствии с данной нормой, могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

Перечень расширительному толкованию не подлежит. В нем не указана возможность обременения земель публичным сервитутом для прохода и проезда граждан к своим земельным участкам. В связи с этим, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования – удовлетворить.

Признать недействующим Постановление Администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами с адресом местоположения: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, <адрес> для проезда и прохода неограниченного круга лиц».

Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области опубликовать настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Администрации Ленинского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Видновский суд с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: Гоморева Е.А.

Мотивированное решение подготовлено ДД.ММ.ГГГГ