Дело № 2а-1834/2020
УИД 61RS0010-01-2020-002634-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Батайский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Картавик Н.А.,
при помощнике Акопян Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Беспаленко Ю. А. о взыскании задолженности по налогам и пени, по встречному административному исковому заявлению Беспаленко Ю. А. к Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области о признании задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Беспаленко Ю.А. о взыскании задолженности по налогам, пени.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что Беспаленко Ю.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в качестве налогоплательщика, ИНН №, 346880, <адрес>,.
По данным Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, полученным из Росреестра Беспаленко Ю.А., в 2017-2018г. имел следующее имущество подлежащее налогообложению:
- Жилой дом, адрес: 346887, Россия, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 80,10, Дата регистрации права 26.09.2017г., Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- Жилой дом, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 83,60, Дата регистрации права 27.07.2018г., Дата утраты права 31.08.2018г.
- Жилой дом, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 70,90, Дата регистрации права 22.10.2018г., Дата утраты права 21.11.2018г.;
- Жилой дом, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 83,40, Дата регистрации права 06.12.2018г., Дата утраты права 10.01.2019г.;
- Земельный участок, адрес: 346880, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 600, Дата регистрации права 17.07.2009г.;
- Земельный участок, адрес: 346880, <адрес> Кадастровый №, Площадь 415, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права 22.06.2017г.;
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес> Кадастровый №, Площадь 2571, Дата регистрации права 26.09.2017г.;
- Земельный участок, адрес: 346880, <адрес>, А, Кадастровый №, Площадь 580, Дата регистрации права 28.05.2016г.
- Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 609, Дата регистрации права 04.08.2017г., Дата утраты права 25.08.2017г.
- Земельный участок, адрес: 346889, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 309, Дата регистрации права 25.08.2017г., Дата утраты права 21.11.2017г.
- Земельный участок, адрес: 346889, <адрес>А, Кадастровый №, Площадь 300, Дата регистрации права 25.08.2017г., Дата утраты права 09.11.2017г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес> Кадастровый №, Площадь 337, Дата регистрации права 06.04.2018г., Дата утраты права 13.11.2018г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 367, Дата регистрации права 06.04.2018г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 336, Дата регистрации права 06.04.2018г., Дата утраты права 10.01.2019г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 409, Дата регистрации права 06.04.201г., Дата утраты права 13.12.2018г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 335, Дата регистрации права 06.04.2018г., Дата утраты права 31.08.2018г.
По сведениям Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, представленным из базы данных учета УГИБДД ГУВД <адрес>, налогоплательщик в 2018г. владел следующим транспортным средством:
- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ЛАДА 111740 ЛАДА КАЛИНА, VIN: №, Год выпуска 2011, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ. Количество месяцев владения в 2018г. - 1.
Межрайонной ИФНС России №11 по Ростовской области в адрес налогоплательщика Беспаленко Ю.А. направлено налоговое уведомление от 28.06.2019г. №, в котором указан подробный расчет налогов.
В виду того, что налогоплательщиком своевременно не уплачена задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогу, налоговым органом сформировано требование № от 20.12.2019г об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пеням и о необходимости исполнения указанный требования в срок.
Несоблюдение налогоплательщиком требований об уплате сумм налога, пени, штрафа в указанный в требованиях срок послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №11 по Ростовской области с заявлением о вынесении судебного приказа в Мировой суд г. Батайска.
Судебный приказ от 24.04.2020г. №2а-4-786/2020 Мирового судьи с/у №4 в Батайском судебном районе Ростовской области отменен определением Мирового судьи с/у № Батайского судебного района от 18.05.2020г.
До настоящего времени задолженность за 2017г. и 2018г. Беспаленко Ю.А. не оплачена.
На основании изложенного административный истец просил суд взыскать c административного ответчика Беспаленко Ю.А., ИНН № недоимки по: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018г: налог в размере 118 руб., пеня в размере 0.43 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2018г.: налог в размере 89 руб., пеня в размере 0.32 руб; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017-2018г: налог в размере 67770 руб., пеня в размере 247.35 руб. Всего на общую сумму- 68225.10 рублей.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела административным ответчиком было подано встречное исковое заявление к Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области о признании задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, которое принято судом.
В обоснование встречного иска о признании задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, административным ответчиком (истцом) указано, что в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки Межрайонная ИФНС России № 11 по Ростовской области не предпринимала никаких мер по взысканию заявленных сумм, следовательно, заявленные к взысканию недоимки по налоговым платежам являются безнадежными ко взысканию.
Беспаленко Ю.А. полагал, что административным ответчиком по настоящему встречному административному иску утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением срока ее взыскания. Указал, что, по его мнению, в первоначальном иске указаны объекты, которые выбыли из его владения, на некоторые объекты право прекращено.
На основании изложенного административный ответчик (административный истец по встречному иску) просил суд признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 г. в размере 118 руб. и пени в размере 0,43 руб.; задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 г. в размере 89 руб. и пени в размере 0,32 руб.; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 - 2018 г. в размере 67 770 рублей, пени в размере 247, 35 руб.
Представитель административного истца (представитель административного ответчика по встречному иску) МИФНС России № 11 по Ростовской области - Романенко А.А., в судебное заседание явилась, административные исковые требования МИФНС России № 11 по Ростовской области поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, встречные административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Административный ответчик (административный истец по встречному иску) Беспаленко Ю.А. в судебное заседание явился, административные исковые требования Межрайонная ИФНС России № 11 по Ростовской области не признал, просил отказать в их удовлетворении, встречные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Беспаленко Ю.А. - Силаева Л.В., допущенная к участию в деле по письменному заявлению административного ответчика (л.д. 41), на основании ч. 5 ст. 57 КАС РФ, представившая суду диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 47) административные исковые требования Межрайонная ИФНС России № 11 по Ростовской области не признала, просила отказать в их удовлетворении, встречные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 НК РФ.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В п.2 ст. 48 НК РФ указано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абз. 3, п. 2, ст. 52 НК РФ Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ч. 1 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В ч. 2 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу части 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговое органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Судом установлено, что в Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области состоит на учете в качестве налогоплательщика Беспаленко Ю.А., ИНН №, 346880, <адрес>.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ, Беспаленко Ю.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога как физическое лицо.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по <адрес> за Беспаленко Ю.А., в 2017-2018г. числится следующее имущество:
- Жилой дом, адрес: 346887, Россия, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 80,10, Дата регистрации права 26.09.2017г., Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- Жилой дом, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 83,60, Дата регистрации права 27.07.2018г., Дата утраты права 31.08.2018г.
- Жилой дом, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 70,90, Дата регистрации права 22.10.2018г., Дата утраты права 21.11.2018г.;
- Жилой дом, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 83,40, Дата регистрации права 06.12.2018г., Дата утраты права 10.01.2019г.;
- Земельный участок, адрес: 346880, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 600, Дата регистрации права 17.07.2009г.;
- Земельный участок, адрес: <адрес> Кадастровый №, Площадь 415, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права 22.06.2017г.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 2571, Дата регистрации права 26.09.2017г.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, А, Кадастровый №, Площадь 580, Дата регистрации права 28.05.2016г.
- Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 609, Дата регистрации права 04.08.2017г., Дата утраты права 25.08.2017г.
- Земельный участок, адрес: 346889, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 309, Дата регистрации права 25.08.2017г., Дата утраты права 21.11.2017г.
- Земельный участок, адрес: 346889, <адрес>А, Кадастровый №, Площадь 300, Дата регистрации права 25.08.2017г., Дата утраты права 09.11.2017г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 337, Дата регистрации права 06.04.2018г., Дата утраты права 13.11.2018г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 367, Дата регистрации права 06.04.2018г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 336, Дата регистрации права 06.04.2018г., Дата утраты права 10.01.2019г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 409, Дата регистрации права 06.04.201г., Дата утраты права 13.12.2018г.
- Земельный участок, адрес: 346887, <адрес>, Кадастровый №, Площадь 335, Дата регистрации права 06.04.2018г., Дата утраты права 31.08.2018г.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 400 НК РФ.
Согласно сведениям, представленным из базы данных учета УГИБДД ГУВД Ростовской области Беспаленко Ю.А. в 2018г. владел транспортным средством:
- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: Лада 111740 Лада Калина, VIN: №, Год выпуска 2011, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ. Количество месяцев владения в 2018г. - 1.
В соответствии с п.3 ст. 363, п.4 ст. 397, п.2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают законно установленные налоги и сборы на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Межрайонной ИФНС России №11 по Ростовской области в адрес налогоплательщика Беспаленко Ю.А. направлено налоговое уведомление от 28.06.2019г. №.
В отношении Беспаленко Ю.А. сформировано налоговое уведомление № от 24.06.2018г. по сроку уплаты не позднее 03.12.2018г., в котором указан подробный расчет налогов, подлежащих уплате за 2017г.
19.07.2019г. Беспаленко оплатил сумму имеющейся задолженности.
В 2018 году в ходе массовых мероприятий по актуализации данных по предоставленным налогоплательщикам ставкам, Межрайонной ИФНС России №11 по Ростовской области было выявлено несоответствие в расчете по земельному налогу.
Межрайонной ИФНС России №11 по Ростовской области сформировано новое налоговое уведомление от 28.06.2019г. №, включающее в себя расчет налога за 2018г. и перерасчет г. по налоговому уведомлению №, в рамках ОКТМО. С новым сроком уплаты 02.12.2019г.
Межрайонной ИФНС России №11 по Ростовской области сформировано требование № от 20.12.2019г об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пеням и о необходимости исполнения указанный требования в срок до 20.02.2020г.
24.04.2020г. мировым судьей в Батайском судебном районе Ростовской области на судебном участке № вынесен судебный приказ о взыскании с Беспаленко Ю.А. задолженности по налогам и пени, который определением мирового судьи в Батайском судебном районе Ростовской области на судебном участке № от 18.05.2020г. отменен в связи с поступившими от Беспаленко Ю.А. возражениями относительно его исполнения.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию на недвижимое имущество.
Предельные размеры налоговых ставок по налогу определены в статье 394 НК РФ: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 216-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ и 325-Ф3)
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных: (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; (в ред. Федерального закона от 15 О* 2019 N 63-ФЗ)
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; (абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 202-ФЗ)
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №, приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства": размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога (0,3%) устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Для применения пониженной налоговой ставки 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования указанных земельных участка, необходимо так же учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
Судом установлено, что административному ответчику Беспаленко Ю.А. в 2017-2018 гг. принадлежали вышеуказанные земельные участки. Беспаленко Ю.А. занимается предпринимательской деятельностью, является индивидуальным предпринимателем с 05.02.2008г. по настоящее время (основной вид деятельности - 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий); за период 2017-2019гг. Беспаленко Ю.А. реализован ряд земельных участков.
При установленных обстоятельствах, о наличии множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу Беспаленко Ю.А., системности осуществления сделок купли-продажи земельных участков, короткий срок владения земельными участками, суд приходит к выводу об использовании земельных участков в предпринимательской деятельности Данные обстоятельства также не оспаривались Беспаленко Ю.А. в судебном заседании.
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации (Письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) при начислении земельного налога физическим лицам (являющимся индивидуальными предпринимателями, а также не являющимся предпринимателями), в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности и предназначенных для дальнейшей перепродажи, подлежит применению налоговая ставка по земельному налогу, установленная в отношении земельных участков, не превышающая 1,5 процента.
Рассматривая требования встречного административного искового заявления о признании задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, со ссылкой на пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию установлен ст. 59 НК РФ.
Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза). Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Исходя из толкования пп. 4 п. 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку судом установлено, что в 2018 году в ходе массовых мероприятий по актуализации данных по предоставленным налогоплательщикам ставкам, Межрайонной ИФНС России №11 по Ростовской области было выявлено несоответствие в расчете по земельному налогу, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области подлежит удовлетворению, так как Беспаленко Ю.А. являясь налогоплательщиком, свою обязанность по уплате налогов в полном объеме не исполнил. Встречные же административные исковые требования о признании задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию удовлетворению не подлежат, поскольку налоговым органом приняты все необходимые меры по установлению и взысканию недоимок, в связи с чем, данная задолженность не может быть признана безнадежной к взысканию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении встречного административного иска, поскольку налоговый орган действовал в соответствии с законом, в пределах предоставленных ему полномочий, нарушений прав административного ответчика (истца по встречному административному иску) допущено не было.
Установив, что Беспаленко Ю.А. занимается предпринимательской деятельностью, суд пришел к выводу, что при расчете земельного налога за 2017-2018 гг. налоговым органом обоснованно применена ставка по земельному налогу в размере 1,5%.
В связи с изложенным требования административного истца о взыскании с ответчика недоимки по: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018г: налог в размере 118 руб., пени в размере 0.43 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2018г.: налог в размере 89 руб., пени в размере 0.32 руб; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017-2018г: налог в размере 67770 руб., пени в размере 247.35 руб., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика и представителя ответчика о том, что налоговым органом налоговая ставка за 2017 -2018 гг. рассчитана на основании Федеральных законов, не вступивших в законную силу на момент образования задолженности, а также о том, что к спорным правоотношениям необходимо применить срок исковой давности, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Тот факт, что на момент образования задолженности не вступили в силу Федеральные законы, закрепляющие новую редакцию НК РФ, не свидетельствует о том, что налоговым органом необоснованно начислен налог, начисление налога происходило за истекший период - в 2019 году.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования МИФНС России № 11 по Ростовской области подлежат удовлетворения, встречные административные исковые требования Беспаленко Ю.А. подлежат отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и при подаче настоящего административного иска сумма государственной пошлины не уплачивалась, ее сумма подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 246 рублей 75 копеек в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области к Беспаленко Ю. А. о взыскании задолженности по налогам, пени - удовлетворить.
Взыскать с Беспаленко Ю. А. недоимки по: налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год: налог в размере 118 рублей, пени в размере 43 копейки;
Транспортный налог с физических лиц за 2018 год: в размере 89 рублей, пени в размере 32 копейки;
Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 - 2018 годы: налог в размере 67 770 рублей, пени в размере 247 рублей 35 копеек, всего взыскать 68 225 рублей 10 копеек.
Взыскать с Беспаленко Ю. А. в доход бюджета Муниципального образования «Город Батайск» государственную пошлину в размере 2 246 рублей 75 копеек.
В удовлетворении встречных административных исковых требований Беспаленко Ю. А. к Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области о признании задолженности безнадежной к взысканию - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 25 ноября 2020 года.