25RS0004-01-2019-001805-06 Дело № 2а-1835/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2019 г. г.Владивосток, Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А., при секретаре Медведевой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании незаконным решений и возложении обязанности УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по ПК о признании незаконным решений и возложении обязанности, указав, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. Вся указанная территория включена в технический паспорт. В таких же границах ФИО1 и ее предки использует участок более 100 лет. В апреле 2018 года ФИО1 обратилась в ДЗИО ПК за перераспределением земельного участка с кадастровым номером <номер>, земельного участка кадастровым номером <номер> и земель государственная собственность, на которую не разграничена. <дата> ДЗИО ПК утверждена схема расположения земельного участка, образованного из земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и земель государственная собственность, на которую не разграничена. В последующем ФИО1 изготовлен межевой план. <дата>ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по ПК с заявлением о государственном кадастровом учете указанного земельного участка. <дата> Управление Росреестра по ПК приостановило учет ввиду того, что полагает, что перераспределение нескольких земельных участков и земель возможно. В целях урегулирования спора до судебного порядка ФИО1 обратилась апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о постановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о постановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по ПК. <дата> Комиссия отклонила заявление по тем же основанием, что и в решении о приостановке. <дата> решением Управления Росреестра по ПК отказано в осуществлении кадастрового учета. Заявитель считает, что решение незаконно и необоснованно. Каких-либо ограничений в части количества земельных участков и земель, которые могут перераспределяться, действующим законодательством РФ не установлено. Заявителем произведено образование земельного участка на основании утвержденной схемы расположения земельного участка, что соответствует положениям земельного законодательства и утвержденной схеме расположения земельного участка, а также то, что площадь земельного участка увеличивается не более предельных допустимых размеров, при том, что разрешенное использование всех земельных участков соответствует территориальному зонированию, а проведение кадастровых работ произведено законно. Ссылка Управления Росреестра по ПК на разъяснения Минэкономразвития России №<номер> от <дата> является неправомерной, поскольку разъяснение не могут рассматриваться как нормативный акт. Решение о приостановки кадастрового учета <дата> Управления Росреестра ПК нарушает права заявителя, виду того что заявитель в силу прямого указания закона – ст.39.28 ЗК РФ не может заключить соглашение на образованный земельный участок. Просит суд признать решение о приостановке кадастрового учета <дата> Управления Росреестра по ПК № <номер> незаконным, обязать Управления Росреестра по ПК принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества на основании заявления <номер> от <дата>. Административным истцом ФИО1 были уточнены требования, просит суд признать решение о приостановке кадастрового учета Управления Росреестра по ПК № <номер> от <дата> незаконным, признать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета Управления Росреестра по ПК <номер> от <дата> незаконным, обязать Управления Росреестра по ПК принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества на основании заявления <номер> от <дата>. Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В силу ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца ФИО1 В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 на удовлетворении уточенного административного иска настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснил, что приостановление и последующий отказ в осуществлении кадастрового учета является незаконным, поскольку Управление Росреестра по ПК обязано было его осуществить на основании распоряжения ДЗИО ПК № <номер> от <дата>, которым утверждена схема расположения земельного участка. Управление Росреестра по ПК вышло за рамки своих полномочий, не беря в учет указанное распоряжение. Ссылка Управления Росреестра по ПК на разъяснения Минэкономразвития России <номер> от <дата> является неправомерной, поскольку разъяснение не могут рассматриваться как нормативный акт. Решение о приостановки кадастрового учета Управления Росреестра ПК от <дата> и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета Управления Росреестра по ПК от <дата>, нарушают права заявителя, виду того что заявитель в силу прямого указания закона – ст.39.28 ЗК РФ не может заключить соглашение на образованный земельный участок. Просит суд уточенные требования удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по ПК по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения уточненного административного иска в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснил, что согласно письму Департамента недвижимости Минэкономразвития России от <дата> №<номер>, перераспределение нескольких участков и земель не допускается. Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ. Учитывая данные обстоятельства <дата> Управлением на основании п.7 ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка расположенного по адресу<адрес>, в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами на срок до <дата>. <дата> Управлением было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на спорный объект. Также представитель Управления Росреестра по ПК пояснил, что Управление Росреестра по ПК не является органом в полномочия которого входит распределение, перераспределение земельных участков. Просит суд в удовлетворении уточненного административного иска отказать в полном объеме. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Из ч.1 ст.218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя. По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону. Согласно ч.3 ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Как указано в п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права <номер> от <дата>. В силу ч.1 ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Как указано в ч.1 ст.11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. В соответствии с ч.2 ст.11.7 ЗК РФ, при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков. На основании ч.3 ст.11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса. В силу п.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Согласно ч.2 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. На основании ч.3 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Как указано в ч.5 ст.39.28 ЗК РФ, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Согласно ч.1 ст.39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган. В соответствии с п.1 ч.8 ст.39.29 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю. Распоряжением ДЗИО ПК <номер>-вр от <дата> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 856 кв.м. образованного из земельных участков с кадастровыми номерами: <номер> и земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 1) согласно приложению, в соответствии с правилами землепользования и застройки на территории ВГО, утвержденными решением Думы г.Владивостока от <дата> № 462. Установлен вид разрешенного использования земельного участка: «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.11-13). <дата>, в связи с образованием земельного участка путем перераспределения, административным истцом ФИО1 был изготовлен межевой план (л.д.14-24). <дата>ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по ПК через МКУ МФЦ ВГО (Отделение №3) с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении перераспределенного земельного участка, приложив межевой план (л.д.25,44-46). На основании ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Решением Управления Росреестра по ПК <номер> от <дата> осуществление государственного кадастрового учета приостановлено до устранения обстоятельств, препятствующих его проведению до <дата> (л.д.26,56-57). Из указанного решения Управления Росреестра по ПК <номер> от <дата> следует, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от <дата> № <номер>, перераспределение нескольких земельных участков и земель не допускается. В соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Распоряжением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата> № <номер> при Управлении Росреестра по ПК создана Апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (по причине приостановления кадастрового учета). В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что рассмотрев обоснованность вынесения уведомления о приостановлении осуществления кадастрового учета от <дата> № <номер>, апелляционная комиссия не нашла оснований для его отмены. Учитывая изложенное, было принято решение отклонить заявление ФИО1 от <дата> № <номер> об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета <дата> № <номер>. Решением Управления Росреестра по ПК <номер> от <дата> в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости было отказано, в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (л.д.27). Отказывая ФИО1 в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости Управление Росреестра по ПК ссылается на письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России №<номер> от <дата>. Из данного письма следует, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Таким образом, положения абз.2 ч.1 ст.11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок. Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ. Разрешая заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра по ПК о приостановлении осуществления кадастрового учета № <номер> от <дата> и решение Управления Росреестра по ПК об отказе осуществления кадастрового учета № <номер> от <дата> не могут быть признаны соответствующим требованиям действующего законодательства РФ. У Управления Росреестра по ПК не имелось законных оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета. Распоряжение ДЗИО ПК <номер>-вр от <дата>, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 856 кв.м. образованного из земельных участков с кадастровыми номерами: <номер> и земель населенных пунктов, местоположение: г<адрес>, никем не оспорено и является действующим, кроме того соответствует требованиям действующего законодательства РФ, принято в соответствии с предоставленными ДЗИО ПК полномочиями. Ссылка Управления Росреестра по ПК в обоснование приостановления кадастрового учета на письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от <дата> №<номер>, согласно которому перераспределение нескольких участков и земель не допускается, является несостоятельной и противоречащей требованиям действующего законодательства РФ, поскольку перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ. В связи с чем, основания для приостановления государственного кадастрового учета, указанные в решении <номер> от <дата> несостоятельны и фактически подвергают сомнению законность распоряжения ДЗИО ПК <номер> от <дата>, в то время как законность этого распоряжения не оспорена, в связи с чем, Управление Росреестра по ПК, давая анализ законности перераспределения земельного участка вышло за рамки предоставленной законом компетенции, проводя правовую экспертизу документов, Управление Росреестра по ПК должно было проверить действительность распоряжения ДЗИО ПК <номер>-вр от <дата>, а не законность его вынесения. На основании изложенного, поскольку административным ответчиком Управлением Росреестра по ПК, на которого в силу положений ст.226 КАС РФ возложено бремя доказывания законности принятого решения, не доказана обоснованность принятого решения, суд считает необходимым признать решение Управления Росреестра по ПК о приостановлении осуществления кадастрового учета № <номер> от <дата> и решение Управления Росреестра по ПК об отказе осуществления кадастрового учета № <номер> от <дата> незаконными, возложив обязанность на Управлением Росреестра по ПК устранить допущенные нарушения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, путем принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлению ФИО1<номер> от <дата>. Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административный иск ФИО1 удовлетворить. Признать решение Управления Росреестра по Приморскому краю о приостановлении осуществления кадастрового учета № <номер> от <дата> и решение Управления Росреестра по Приморскому краю об отказе осуществления кадастрового учета № <номер> от <дата> незаконными. Возложить обязанность на Управление Росреестра по ПК устранить допущенные нарушения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, путем принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлению ФИО1<номер> от <дата>. Сообщение об исполнении решения суда должно быть направлено в суд и административному истцу, не позднее, чем в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде. Мотивированное решение изготовлено 25.06.2019. Судья Т.А.Борщенко |