Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2017г. г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1836/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению земельного участка по обращениям административного истца, об обязании рассмотреть заявление административного истца и вынести решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области, в котором просит с учетом уточнений признать незаконными бездействие Министерство лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в не рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и повторного обращения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 о предоставлении земельного участка из земель лесного фонда, обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области рассмотреть заявление ФИО1 и дать ответ по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и повторного обращения от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка ФИО1, обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области вынести решение о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование имеющего местоположение: <адрес>.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было подано заявление на имя руководителя лесного хозяйства Иркутской области на предоставление лесного участка в безвозмездное пользование местоположение: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано обращение в Министерство лесного комплекса Иркутской области об утверждении документации и схем расположения земельного (лесного) участка с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ. заместителем министра Министерства лесного комплекса Иркутской области было издано Распоряжение №-мр «Об утверждении проектной документации и схем расположения земельного (лесного) участка». Данным распоряжением была утверждена проектная документация лесного участка, находящегося в федеральной собственности, имеющим расположение: <адрес>, согласно Приложению к настоящему распоряжению. Утверждена схема расположения земельного участка в составе земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, имеющего местоположение: <адрес>, согласно Приложению к настоящему распоряжении. ФИО1 был получен кадастровый паспорт на земельный участок и сформирован пакет документов, согласно требованиям Лесного Кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ. входящий номер № ФИО1 было подано заявление на предоставление лесного участка в безвозмездное пользование (гражданам для собственных нужд в целях ведения сельского хозяйства) ДД.ММ.ГГГГ. с приложением пакета документов, установленного действующим законодательством Российской Федерации имеющего местоположение: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. на имя Министра лесного комплекса Иркутской области ФИО2 было подано заявление № с просьбой разрешить вопрос по существу поданного мною заявления о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование. ДД.ММ.ГГГГ. № на заявление № б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство Лесного комплекса Иркутской области письмом сообщило, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №-мр, в связи с несоответствием заявленного вида разрешённого использования лесного участка фактическому использованию лесного участка министерством отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-мр «Об утверждении проектной документации и схем расположения земельного (лесного) участка». ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было подано заявление в Прокуратуру Иркутской области № по факту нарушения его прав. Прокуратурой Иркутской области было рассмотрено обращение ФИО1 о непринятии решения о предоставлении земельного участка из земель лесного фонда, и ДД.ММ.ГГГГ. Прокуратурой Иркутской области № был дан ответ, в котором сообщено, что министерством лесного комплекса нарушены требования ч.5 ст. 39.17 Земельного кодекса и что после его повторного обращения от ДД.ММ.ГГГГ. министерством лесного комплекса распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. №-мр отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. №-мр об утверждении проектной документации и схем расположения испрашиваемого земельного (лесного) участка. Указанное основание для отмены не соответствует ст. 39.15, 39.16 Земельного кодекса РФ. В целях устранения выявленных нарушений в адрес министерства лесного комплекса подготовлено представление. ФИО1 в адрес Министра лесного комплекса Иркутской области было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ. с просьбой выдать копию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №-мр об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №-мр об утверждении проектной документации и схем расположения испрашиваемого земельного (лесного) участка. В порядке досудебного урегулирования спора ФИО1 в адрес Министра лесного комплекса Иркутской области ФИО2 было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ. вх. № с просьбой удовлетворить ранее поданное мною заявление от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка. Ответа на данные заявления до настоящего времени не получены. В связи с изложенным, полагает, что министерством лесного комплекса нарушены его права как заявителя на своевременное рассмотрение обращений государственными органами, требования, согласно ч.5 ст. 39.17 Земельного кодекса, по заявлению о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование для собственных нужд в целях ведения сельского хозяйства (пчеловодства) от ДД.ММ.ГГГГ министерством лесного участка в установленный срок решения не принято. Кроме того, нарушено право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. А также нарушено право на предоставление в пользование земельного участка без указания каких-либо причин.
Впоследствии административный истец уточнил требования, в обоснование которых указал, что письмом, датированным ДД.ММ.ГГГГ. №, Прокуратурой Иркутской области ему был дан ответ на его обращение о непринятии министерством лесного комплекса области мер к предоставлению земельного участка из земель лесного фонда. Из данного письма стало известно, что по результатам рассмотрения представления прокуратуры области министерством лесного комплекса отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. №-мр, как незаконно принятое. В связи с этим просит признать незаконными бездействие Министерство лесного комплекса Иркутской области выразившееся в не рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и повторного обращения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 о предоставлении земельного участка из земель лесного фонда, обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области рассмотреть заявление ФИО1 и дать ответ по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и повторного обращения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка ФИО1, обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области вынести решение о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование имеющего местоположение: <адрес>
Административный истец ФИО1 в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования, изложенные в уточненном административном иске, поддержала.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО4 требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях..
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование с местоположением: <адрес>
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области «Об утверждении проектной документации и схем расположения земельного (лесного) участка» №-мр от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена проектная документация лесного участка, находящегося в федеральной собственности, имеющим расположение: <адрес>, согласно Приложению к настоящему распоряжению. Утверждена схема расположения земельного участка в составе земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, имеющего местоположение: <адрес>, согласно Приложению к настоящему распоряжении.
ФИО1 был получен кадастровый паспорт на указанный земельный участок и сформирован пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением на предоставление лесного участка в безвозмездное пользование (гражданам для собственных нужд в целях ведения сельского хозяйства), имеющего местоположение: <адрес>, приложив соответствующие документы.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением о разрешении вопроса по существу поданного заявления о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было подано заявление в Прокуратуру Иркутской области № по факту нарушения его прав Министерством лесного комплекса Иркутской области.
Также ФИО1 в адрес Министра лесного комплекса Иркутской области было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ. с просьбой выдать копию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №-мр «Об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №-мр об утверждении проектной документации и схем расположения испрашиваемого земельного (лесного) участка».
Также ФИО1 в адрес Министра лесного комплекса Иркутской области ФИО2 было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ. вх. № с просьбой удовлетворить ранее поданное заявление от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка.
До обращения административного истца в суд ответы на заявления ФИО1 от Министерства лесного комплекса Иркутской области им не получены.
Полагая, что бездействие административного ответчика по не рассмотрению его заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не законно и нарушает его права, административный истец обратился в суд.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом частная форма собственности указана на первом месте среди всех иных форм. Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно статьям 10 и 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Иркутской области от 23.09.2015 № 484-пп утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Кроме того, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (статья 10).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12).
Под бездействием судом понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из представленных административным ответчиком документов следует, что на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Министерством лесного комплекса Иркутской области дан ответ, датированный ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что на заявление ФИО1 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) сообщает следующее. На основании пункта 1 части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, с учетом требований действующего законодательства применительно к подготовке и утверждению акта натурного технического обследования участка лесного фонда, в связи с указанием в представленной заявителем проектной документации информации, не соответствующей фактическим обстоятельствам (отсутствие в представленных документах сведений о наличии строений на испрашиваемом лесном участке), принимая во внимание акт проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ б/н, министерством отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-мр «Об утверждении проектной документации и схем расположения земельного (лесного) участка». При предоставлении документов ФИО1 были указаны сведения, не соответствующие действительности. Так, на испрашиваемом лесном участке были возведены незаконные строения. Кроме того, согласно приложению № Административного регламента, при подаче заявления на предоставление лесного участка в безвозмездное пользование заявителю необходимо указывать вид использования лесного участка, местоположение (лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел) и обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в безвозмездное пользование. В представленном заявлении обоснование цели не указано. Учитывая изложенное, министерство отказало в предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование в целях ведения сельского хозяйства для собственных нужд.
Согласно ответу Министерства Лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. № на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., в ходе проверки материалов на предоставление лесного участка в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства (пчеловодство) было установлено, что на испрашиваемом лесном участке совершено нарушение лесного законодательства (возведены незаконные постройки). Территориальным отделом министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении №, вынесено постановление о наложении штрафа и выдано предписание об освобождении самовольно занятого лесного участка и сносе строений в срок до 30.12.2016г. В настоящее время штраф ФИО1 оплачен, предписание не исполнено. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-мр, в связи с несоответствием заявленного вида разрешённого использования лесного участка фактическому использованию лесного участка министерством отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-мр «Об утверждении проектной документации и схем расположения земельного (лесного) участка».
Таким образом, суду представлены документы, подтверждающие рассмотрение административным ответчиком заявлений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд учитывает, что указанный в ч. 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и в пункте 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, срок рассмотрения заявления не является пресекательным, поскольку не препятствует рассмотрению заявления административного истца о предоставлении лесного участка по истечению данного срока.
Таким образом, рассмотрение обращения гражданина по истечении срока, предусмотренного законом, не может свидетельствовать о бездействии по не рассмотрению обращения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, решения, действия (бездействие) должностных лиц не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание, что на заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. Министерством лесного комплекса Иркутской области были даны ответы, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления от 27.10.2016г. и повторного обращения от 09.01.2017г., об обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области рассмотреть заявление ФИО1 и дать ответ по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ и повторного обращения от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка из земель лесного фонда, суд не усматривает.
Кроме того, поскольку решение вопроса о принятии решения о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование имеющего местоположение: <адрес>, относится к полномочиям органа исполнительной власти, суд, в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации не вправе предрешать решение государственного органа и обязывать принять конкретное решение о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование, в связи с чем, требования административного истца в данной части удовлетворению также не подлежат.
При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.
Учитывая, что административный истец оспаривает бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области не за какой-то определенный период времени, суд полагает, что административным истцом предусмотренный ст.219 КАС РФ срок, для обращения в суд не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконными бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в не рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и повторного обращения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 о предоставлении земельного участка из земель лесного фонда, обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. и повторного обращения от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка ФИО1; обязании вынести решение о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование имеющего местоположение: <адрес> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 09.06.2017г. Н.Н. Исакова