Дело №2а-1837/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Сочи 30 августа 2017 г.
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Волковой
при секретаре С.А. Воробьевой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хостинского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хостинского внутригородского района города Сочи об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хостинского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит, уточнив требования, признать бездействие администрации Хостинского района г. Сочи, выразившиеся в непринятии организационно-распорядительных мер, предусматривающих определение должностных лиц органов муниципального контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, а также в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП), незаконным. Обязать администрацию Хостинского внутригородского района города Сочи устранить нарушения путем обеспечения получения доступа должностных лиц к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», обеспечить внесение сведений, согласно требований Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении сотрудниками администрации Хостинского района г. Сочи муниципального контроля и установлено, что в администрации Хостинского внутригородского района города Сочи отсутствали уполномоченные должностные лица отдела муниципального жилищного контроля, отдела архитектуры, благоустройства и санитарного контроля в обязанности которых входит внесение информации в единый реестр проверок. Сведения о проверках в единый реестр проверок не вносятся, что нарушает право хозяйствующих субъектов на получение полной и достоверной информации. Указанное бездействие администрации нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, тем самым предоставляя право прокурору обратиться в суд с заявлением для защиты интересов неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный ответчик администрация Хостинского внутригородского района города Сочи иск не признал, мотивируя тем, что в соответствии с Распоряжением главы администрации Хостинского внутригородского района города Сочи №232-р от 07.08.2017г. «Об определении ответственных должностных лиц, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок» П. ведущий специалист отдела муниципального жилищного контроля администрации Хостинского внутригородского района города Сочи, определен лицом, уполномоченным на внесение информации в единый реестр проверок в части муниципального жилищного контроля, Ю. главный специалист отдела архитектуры, благоустройства и санитарного содержания администрации Хостинского внутригородского района города Сочи, определен лицом, уполномоченным на внесение информации в единый реестр проверок в части муниципального контроля за правилами благоустройства и санитарного содержания. Отделом муниципального жилищного контроля, отделом архитектуры, благоустройства и санитарного содержания администрации Хостинского внутригородского района города Сочи в целях исполнения муниципальной контроля «Осуществление муниципального жилищного контроля», «Осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи» на территории Хостинского внутригородского района города Сочи, а также в соответствии с Правилами формирования и ведения Единого реестра проверок, утвержденными постановлением РФ от 28.04.2015 № 415 после подтверждения учетной записи должностных лиц ОГВ в ЕСИА и прохождения процедуры идентификации, аутентификации части портала ФГИС ЕРП посредством ЕСИА получен доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП. Кроме того, отделом муниципального жилищного контроля Хостинского района администрации города Сочи внесена информация в Единый реестр проверок о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, администрацией Хостинского внутригородского района города Сочи внесены сведения в Единый реестр проверок согласно требований Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №415. Следовательно, с учетом выполнения требований, указанных в административном иске еще до его подачи, доводы прокурора о бездействии администрации Хостинского района города Сочи незаконны и не обоснованы.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заявленные требования признает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Хостинского внутригородского района города Сочи проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении сотрудниками администрации Хостинского внутригородского района города Сочи муниципального контроля.
Так, отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294)
Согласно ст. 13.3 Закона № 294 в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении муниципального контроля проверок, а также их результатов, создается единый реестр проверок. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Органы муниципального контроля обязаны вносить информацию, указанную в подпунктах "а" - "в" пункта 13 настоящих Правил, в федеральную государственную систему Единый реестр проверок с 01.01.2017.
В силу п.12 Правил органы контроля принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок; осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV настоящих Правил; несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.
Доступ к общедоступной информации, содержащейся в едином реестре проверок, указанной в части 3 статьи 13.3 Закона № 294-ФЗ, предоставляется неограниченному кругу лиц с момента внесения указанной информации в единый реестр проверок посредством ее размещения оператором единого реестра проверок на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных.
Прокуратурой установлено, и надлежащие доказательства этого суду представлены, что в нарушение указанных требований в администрации Хостинского внутригородского района города Сочи отсутствовали уполномоченные должностные лица отдела муниципального жилищного контроля, отдела архитектуры, благоустройства и санитарного контроля в обязанности которых входит внесение информации в единый реестр проверок.
Доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП получен не был.
Сведения о проверках в единый реестр проверок не вносились, что нарушает право хозяйствующих субъектов на получение полной и достоверной информации.
Распоряжение главы администрации Хостинского внутригородского района города Сочи об определении ответственных должностных лиц издано лишь 07.08.2017, то есть уже после вручения 04.08.2017 копии административного иска.
Согласно ответу администрации Хостинского внутригородского района города Сочи по состоянию на 02.08.2017 ранее выявленные нарушения не устранены, внесение сведений в Единый реестр проверок не осуществляется.
Согласно Порядку внесения информации в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.11.2016 № 303 размещение информации о проверках в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" осуществляется в соответствии с Регламентом подключения и интеграции ФГИС ЕРП.
Согласно Регламенту ФГИС ЕРП доступ пользователей к открытой и закрытой части портала ФГИС ЕРП. Пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются, в том числе, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля.
В соответствии с п. 4.1 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП посредством Единой системой идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА). Все категории пользователей закрытой части портала ФГИС ЕРП предварительно должны иметь подтвержденные учетные записи должностного лица для прохождения процедуры идентификации, аутентификации и автоматизации в ФГИС ЕРП.
В силу п. 4.2 Регламента ФГИС ЕРП для получения доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП должны быть выполнены следующие обязательные требования: орган, подающий запрос оператору ФГИС ЕРП должен быть зарегистрирован в соответствующем реестре, определить должностное лицо, по организации взаимодействия с ФГИС ЕРП, указанное должностное лицо должно иметь учетную запись в ЕСИА с правом администрирования профиля.
Прокуратурой района установлено, что по состоянию на 01.08.2017 администрация Хостинского внутригородского района города Сочи заявок на подтверждение или присоединение к ФГИС ЕРП не подавала.
Таким образом, указанные нарушения, допущенные должностными лицами администрации Хостинского внутригородского района города Сочи свидетельствуют о ненадлежащем исполнении возложенных обязанностей и отсутствии контроля со стороны руководства, влекут за собой нарушение требований федерального законодательства, являются недопустимыми, поскольку создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), что препятствует достижению целей правового регулирования в указанной сфере и созданию эффективной системы комплексной защиты и поддержки предпринимательства.
Часть 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено суду доказательств соответствия имеющегося бездействия с их стороны нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд считает так же, что административным истцом сроки обращения в суд соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации Хостинского внутригородского района города Сочи, выразившееся в непринятии организационно-распорядительных мер, предусматривающих определение должностных лиц органов муниципального контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, а также в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП).
Обязать администрацию Хостинского внутригородского района города Сочи устранить нарушения путем обеспечения получения доступа должностных лиц к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», обеспечить внесение сведений, согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.
Сообщить об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления 01.09.2017 мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ Н.А. ВОЛКОВА