ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1837/2022 от 02.08.2022 Тобольского городского суда (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тобольск 02 августа 2022 года

дело №2а-1837/2022

Тобольский городской суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Лешковой С.Б.,

при секретаре Сыропятовой Э.Э.

с участием административного истца ФИО1

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об оспаривании решения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к межмуниципальному отделу Управления по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Росреестра по Тюменской области об оспаривании решения. Требования мотивированы тем, что 08 сентября 2021 года на основании договора купли-продажи он приобрёл земельный участок, кадастровый , общей площадью 596 кв.м., расположенного по адресу: , ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Управление Росреестра по Тюменской области о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект. 21 сентября 2021 года административным ответчиком была приостановлена государственная регистрация, уведомление о приостановлении не было направлено в адрес административного истца. В связи с не устранением оснований и причин приостановления регистрации, 21 декабря 2021 года в государственной регистрации перехода права собственности было отказано. Ссылаясь на ст.8.1 ГК РФ, ч.12 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», административный истец указывает, что нарушены его права владения, пользования и распоряжения, в связи с чем просит признать незаконным решения межмуниципального отдела Управления по г.Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Росреестра по Тюменской области от 21 декабря 2021 об отказе государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества-земельный участок, кадастровый , общей площадью 596 кв.м., расположенный по адресу: ; о возложении обязанности на межмуниципального отдела Управления по г.Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Росреестра по Тюменской области осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый , общей площадью 596 кв.м., расположенный по адресу: ; взыскать с межмуниципального отдела Управления по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Росреестра по Тюменской области расходы по государственной пошлины.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Росреестра по Тюменской области, заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4(л.д.3-5,22).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал в полном объёме, пояснив дополнительно, что уведомление о приостановлении было административным ответчиком направлено на электронную почту, копию решения об отказе в государственной регистрации права от 21 декабря 2021 года он получил 22 декабря 2021г.

Представитель административных ответчиков межмуниципального отдела по г.Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.46) с административным иском не согласился, по основаниям указанным в письменных возражениях (л.д.41-45).

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

Проверив материалы дела, изучив доводы административного иска, возражения, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения административного иска, суд полагает административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно части 1 статьи 178, части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федеральный закон № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничение такого права и обременения имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 - Федерального закона № 218-ФЗ).

Государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Статьёй 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права осуществляется на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленных Законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также иные документы, предусмотренные федеральным законом, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (часть 2).

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (часть 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).

08 сентября 2021 года в Управление Росреестра по Тюменской области поступило заявление ФИО1 о регистрации перехода и права собственности на объект недвижимости (л.д.60-62), также административным истцом представлен пакет документов: свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 596,0кв.м., находящегося по адресу: , передаточный акт от 08.09.2021г. и договор купли-продажи от 08.09.2021г. (л.д.12,66).

Согласно уведомлению в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером отсутствует (л.д.84).

Статьёй 26 данного Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные (поступившие) документы являются подложными, что установлено судом, или информация о чем содержится в поступившем в орган регистрации прав от правоохранительного органа, судебного пристава-исполнителя, имеющих в производстве дела, связанные с объектом недвижимого имущества и (или) их правообладателем, органа, осуществляющего в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", документе, или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 заключён договор купли-продажи земельного участка (кадастровый , расположенный по адресу: (л.д.15-17).

ДД.ММ.ГГГГ на основании пунктов 5, 6, 17, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» межмуниципальным отделом Управления по , Тобольскому, Вагайскому, Уватскому районам Управлением Росреестра по Тюменской области принято решение о приостановлении осуществления государственных регистрационных действий, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о наличии залога у ФИО4 на основании договора купли-продажи земельного участка от 20.09.1999 (запись .2 от 14.10.1999г. (л.д.122-124), а также сведения, содержащиеся в документах, представленных истцом, противоречат сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости по кадастровому номеру и адресу объекта. Уведомление о приостановлении государственной регистрации направлена административному истцу по электронному адресу, содержащемуся в заявлении, а именно: pite2010@mail.ru (л.д.61), что административным истцом в судебном заседании не оспаривается.

Статьёй 53 Федерального закона N 218-ФЗ, регламентирующей особенности осуществления государственной регистрации ипотеки, установлено, что если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена такая регистрация, перехода права собственности на такой объект недвижимости или данного права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений такого объекта недвижимого имущества или ограничений данного права, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено названным законом или договором об ипотеке.

Поскольку административный истец ФИО1 не представил на регистрацию заявление о прекращении ипотеки, либо согласие залогодержателя на отчуждение земельного участка, при наличии зарегистрированного ограничения (обременения) в виде ипотеки, а также несоответствие адреса объекта и кадастрового номера, т.е. данных, содержащихся в представленном покупателем договоре купли-продажи, административный орган обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для проведения государственной регистрации перехода права на основании договора купли-продажи земельного участка (кадастровый , расположенный по адресу: .

Ссылка административного истца на договор купли-продажи земельного участка, заключённый между сторонами ФИО4 и ФИО3 от 20.09.1999 года, а также доводы о том, что ФИО3 в силу п.6 указанного договора приобрёл право собственности на указанный объект недвижимости с момента регистрации (т.е. 08.10.1999г.), не опровергает вывод административного органа об отсутствии оснований для проведения государственной регистрации перехода права, поскольку обременение права собственности на земельный участок залогом представляет собой внесённое право третьих лиц (обременение), препятствующее собственнику свободно в полном объёме реализовать свои правомочия, то есть установление дополнительных гарантий прав залогодержателей на объект, в силу чего, регистрация перехода права и права собственности в данном случае, исходя из требований части 4 статьи 53 Федерального закона № 218-ФЗ является недопустимым без разрешения вопроса о правах залогодержателей такого объекта.

В связи с не устранением недостатков, указанных в уведомлении от 21 сентября 2021 года, ФИО1 отказано в государственной регистрации права, что подтверждается уведомлением от 21 декабря 2021 года (л.д.57-58).

Проанализировав вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение межмуниципального отдела Управления по г.Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Росреестра по Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества-земельный участок, кадастровый общей площадью 596 кв.м., расположенный по адресу: соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд находит требования ФИО1 необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Поскольку в удовлетворении требований о признании незаконным решения административному истцу отказано, следовательно, в удовлетворении требований в части возложения обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности также следует отказать.

Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд.

В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 8 данной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица (пункт 24).

В соответствии с пунктом 11 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В судебном заседании административный истец пояснил, что уведомление об отказе в государственной регистрации получено 22 декабря 2021 года, уведомление о приостановлении государственной регистрации направлено и поступило 22 сентября 2021 года по электронной почте.

Вместе с тем, с настоящими требованиями в суд обратился только 08 июля 2022, то есть по истечении трех месяцев.

Поскольку суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению административного истца с административным исковым заявлением, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ввиду пропуска срока.

Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 14, 15, 26, 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.62, 218, 226, 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным решения межмуниципального отдела управления по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Росреестра по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества-земельного участка с кадастровым номером общей площадью 596 кв.м., расположенного по адресу: о возложении обязанности на межмуниципальный отдел Управления по г.Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Росреестра по Тюменской области осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый ,общей площадью 596 кв.м., расположенный по адресу: взыскании с межмуниципального отдела Управления по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам Управления Росреестра по Тюменской области расходы по государственной пошлины -отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путём подачи жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья С.Б. Лешкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.