ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1838/20 от 24.11.2020 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-1838/2020; УИД: 42RS0010-01-2020-002852-18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе: председательствующего - судьи Байскич Н.А.,

при секретаре – Анчуковой Н.В.,

с участием:

представителя административного истца – Суховольского С.В., действующего на основании доверенности от 05.06.2020 года сроком по 31.12.2020 года,

представителя административного ответчика – Савинцевой М.П. действующей на основании доверенности от 01.10.2020 года сроком до 30 сентября 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске Кемеровской области

24 ноября 2020 года

административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Разрез Березовский» к Государственной инспекций труда в Кемеровской области Отдел федерального государственного надзора в г. Киселевске и Прокопьевске, главному государственному инспектору труда Савинцевой Марине Петровне о признании незаконными и подлежащими отмене пункты 1,5,6 предписания от 25.09.2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Разрез Березовский» ( далее – ООО – «Разрез Березовский») обратился в суд с иском к Государственной инспекций труда в Кемеровской области Отдел федерального государственного надзора в г. Киселевске и Прокопьевске, главному государственному инспектору труда Савинцевой Марине Петровне о признании незаконными и подлежащими отмене пункты 1,5,6 предписания от 25.09.2020 года.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с Распоряжением основанием для проведения внеплановой проверки являлось поручение Правительства РФ от 11.01.2019 г. № ДК-П9-62, Приказ Роструда №42/2-67-20- ПР от 21.08.2020 г. «О проведении проверок угольных компаний по вопросам реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости ».

В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ) при проведении проверки должностные лица не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

В нарушение данной нормы начальником отдела, главным государственным инспектором труда Савинцевой М.П. были запрошены: графики отпусков, положения об оплате труда, трудовые договоры и исследованы вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, защиты прав женщин.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Федеральным законом №294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Запрошенные в результате проверки документы, на основании которых надзорный орган сделал выводы о нарушении ООО «Разрез «Березовский» норм трудового права и отразил их в пунктах 1, 5, 6 Предписания выходят за рамки предмета проверки, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ является грубым нарушением норм действующего законодательства, т.к. в рамках Внеплановой проверки должны были запрашиваться документы связанные с реализаций предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следовательно, оснований для истребования иных документов, несвязанных с предметом проверки и включение на основании исследования этих документов пунктов 1, 5, 6 в Предписание у Административного ответчика не было.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с планом проверок Государственной инспекции труда на 2020 г. в отношении ООО «Разрез «Березовский» запланировано проведение плановой проверки на ноябрь 2020 г., соответственно рассмотрение данных вопросов могло явиться предметом будущей проверки.

Просят признать незаконным и отменить действие пунктов 1,5,6 предписания от 25.09.2020 г. выданного начальником отдела, главным государственным инспектором труда Савинцевой М.П.

В судебном заседании представитель ООО «Разрез Березовский» - Суховольский С.В., на удовлетворении требований настаивал поддержав исковое заявление а также дополнения к административному иску.

Представитель ответчиков Государственной инспекции труда в Кемеровской области, Отдела федерального государственного надзора в городах Киселевск и Прокопьевск Савинцева М.П., действующая на основании доверенности от 01.10.2020 года , против удовлетворения требований возражала, поддержав письменные возражения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив административное дело, суд приходит к следующему.

в соответствии с Распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, выездной проверки от 01.09.2020 года, Государственной инспекцией труда в Кемеровской области была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ООО «Разрез Березовский» (ИНН ). По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки от 25.09.2020 года (далее по тексту - Акт проверки) и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 25.09.2020 г.

Согласно п. 1. Предписания Государственная инспекция труда в Кемеровской области обязала ООО «Разрез Березовский», в разделе 3 «Оплата труда» трудового договора с работниками, указать сведения о включении повышенной оплаты за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных и иных условиях труда.

Согласно пункта 5 обязала ООО «Разрез Березовский», обеспечить ознакомление работников с графиками отпусков не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

Согласно пункту 6 предписания, установить дополнительные 7гарантии женщинам, работающим в сельской местности ООО «Разрез Березовский» независимо от места их проживания сокращенную продолжительность рабочей недели (36 часов) с выплатой платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

В соответствии со статьей 360 Трудового кодекса РФ Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса РФ В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Статья 357 Трудового кодекса РФ предоставляет государственному инспектору труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор в сфере труда, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Предметом обжалования по настоящему административному делу является предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 25.09.2020 г., а именно в части пункта первого данного предписания: в разделе 3 «Оплата труда» трудового договора с работниками, указать сведения о включении повышенной оплаты за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных и иных условиях труда. Согласно пункта 5 обязала ООО «Разрез Березовский», обеспечить ознакомление работников с графиками отпусков не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. Согласно пункту 6 предписания, установить дополнительные 7гарантии женщинам, работающим в сельской местности ООО «Разрез Березовский» независимо от места их проживания сокращенную продолжительность рабочей недели (36 часов) с выплатой платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указываются, в том числе: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что Трудовым кодексом Российской Федерации определены условия указания в трудовом договоре сведений о включении повышенной оплаты за работу в тяжелых, вредных, опасных и иных условиях труда. Кроме того, определено условие ознакомление работников с графиками отпусков не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

Из оспариваемого предписания следует, что административному истцу предложено в разделе 3 «Оплата труда» трудового договора с работниками, указать сведения о включении повышенной оплаты за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных и иных условиях труда; пункта 5 - обеспечить ознакомление работников с графиками отпусков не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

Суд считает, что поскольку трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя по указанию в трудовом договоре сведений о включении повышенной оплаты за работу в тяжелых, вредных, опасных и иных условиях труда. Кроме того, определено условие ознакомление работников с графиками отпусков не позднее чем за две недели до наступления календарного года, на административного истца могут быть возложены вышеуказанные обязанности.

Что касается пункта 6 предписания, обязывающего установить дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности ООО «Разрез «Березовский» независимо от места их проживания сокращенную продолжительность рабочей недели (36 часов) с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 263.1 Трудового кодекса РФ Женщины, работающие в сельской местности, имеют право: на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

В ходе проведения Внеплановой проверки ГИТ не было установлено, что деятельность ООО «Разрез «Березовский» связана с сельскохозяйственной деятельностью, также того, что работницы ООО «Разрез «Березовский» выполняю данную работу. Работа женщин в ООО «Разрез «Березовский» не связана с работой в сельской местности, женины работают на угольном предприятии в качестве офисных и иных работников, деятельность которых не связанна с сельскохозяйственной деятельностью. Согласно выписки из ЕГРЮЛ работа ООО «Разрез «Березовский» связана с добычей коксующегося угля открытым способом, предприятие осуществляет свою деятельность на землях, отнесенных к категории промышленности, энергетики и транспорта. Само по себе нахождение ООО «Разрез «Березовский» на территории сельского населенного пункта не свидетельствует о работе женщин в сельской местности.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю; для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю; для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

Из анализа данной нормы видно, что перечень оснований, при которых работодатель обязан установить сокращенную рабочую неделю, а также категории лиц, на которых распространяется данное требование является исчерпывающим. Женщины, работающие в сельской местности данную категорию не включены.

В свою очередь дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности урегулированы статьей 263.1 ТК РФ.

Согласно ст. 263.1 Трудового кодекса РФ женщины, работающие в сельской местности имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени:

не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из буквального толкования данной нормы закона усматривается, что законодатель предусмотрел право женщин на установление данного режима труда, а не обязанность работодателя, следовательно, женщины, работающие в сельской местности, чтобы воспользоваться своим правом должны обратиться к работодателю с заявлением об установлении данного режима, однако в рамках проведенной проверки данных обращений не установлено, таким образом, у административного ответчика отсутствовали основания для возложения на ООО «Разрез Березовский» обязанности по установлению дополнительных гарантий женщинам работающим в сельской местности ООО «Разрез «Березовский», соответственно пункт предписания Инспекции труда от 25.09.2020г. не соответствует закону и подлежит признанию незаконным. Инспекцией труда не было доказано в ходе судебного разбирательства соответствие вынесенного ею предписания требованиям действующего законодательства, и, как следствие, не опровергнуто нарушение данным предписанием прав административного истца.

Руководствуясь статьями 178 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Разрез Березовский» к Государственной инспекций труда в Кемеровской области Отдел федерального государственного надзора в г. Киселевске и Прокопьевске, главному государственному инспектору труда Савинцевой Марине Петровне о признании незаконными и подлежащими отмене пункты 1,5,6 предписания от 25.09.2020 года, удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить действие пункта 6 предписания от 25.09.2020 г. выданного начальником отдела, главным государственным инспектором труда Савинцевой М.П.

В остальной части административное исковое заявление о признании незаконными и подлежащими отмене пункты 1,5 предписания от 25.09.2020 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 11 2020 года.

Председательствующий - Н.А. Байскич

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.