ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1839/20 от 11.11.2020 Белогорского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-1839/2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Белогорский городской суд <адрес> в составе:

судьи Каспирович М.В.,

при секретаре Лобановой Н.Е.,

с участием представителя административного истца –помощника прокурора <адрес>Черемисовой Ю.С.,

представителя административного ответчика Администрации <адрес>ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации <адрес> об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования <адрес> выразившееся в неисполнении обязанности оборудовать 13 муниципальных котельных («<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты> квартал», «<данные изъяты>») приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию незаконным; об обязании Администрацию муниципального образования <адрес> включить в расходную часть проекта бюджета муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов денежные средства в размере ДД.ММ.ГГГГ млн. рублей необходимые для финансирования мероприятий на приобретение приборов учета тепловой энергии на муниципальные котельные «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «ПУ-13, «<данные изъяты> «<данные изъяты> квартал», «<данные изъяты>». Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Требования мотивированы тем, что администрация <адрес> длительное время не исполняет вступившее в законную силу решение Белогорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию <адрес> возложена обязанность оборудовать 13 муниципальных котельных («<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию. В соответствии с информацией МКУ «Управление ЖКХ Администрации <адрес>» для исполнения указанного решения суда, оборудования муниципальных котельных приборами учета необходимо <данные изъяты> млн. рубелей. Вместе с тем, до настоящего времени в решение о бюджете муниципального образования <адрес> на <данные изъяты> год расходы на данные цели не включены, что препятствует исполнению решения суда. При таких обстоятельствах имеются факты бездействия администрации муниципального образования <адрес>, поскольку до настоящего времени вопрос о включении необходимых денежных средств на финансирование мероприятий на приобретение приборов учета тепловой энергии на муниципальные котельные, в расходную часть решения о бюджете не включен, решение по нему не принято.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора <адрес>Черемисова Ю.С., заявленные требования поддержала в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила заявленное требование удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации <адрес>ФИО1, в судебном заседании возражала против заявленного требования, суду пояснила, что в соответствии ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. В силу п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Полагает, что требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению в полном объеме, так как принудительное исполнение решение Белогорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Администрации <адрес> оборудовать муниципальные котельные «Амурсельмаш», «Берег», <данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>, «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию возложено на МОСП по <адрес>, в котором на исполнении находится исполнительный лист. В рамках возбужденного судебным приставом-исполнителем исполнительного производства исполняется решение Белогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Считает требования прокурора <адрес> незаконными и необоснованными, просит суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав объяснения участников административного судопроизводства, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, исполнение судебного решения по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения. Эти требования согласуются со статьей 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, обязывающей государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, полагающим, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда» в смысле данной статьи и что право каждого на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства допускала, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон.

Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Белогорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию <адрес> возложена обязанность оборудовать муниципальные котельные «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по <адрес> на основании исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

Определением Белогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ

Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ определение Белогорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, разрешен вопрос по существу. В удовлетворении заявления администрации <адрес> об отсрочке исполнения решения Белогорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установлена обязанность собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, за исключением объектов, указанных в частях 3, 5, 6 настоящей статьи, по завершению оснащения таких объектов приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец по существу приводит доводы о длительном незаконном неисполнении административным ответчиком, вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии, поскольку до настоящего времени вопрос о включении необходимых денежных средств на финансирование мероприятий на приобретение приборов учета тепловой энергии на муниципальные котельные, в расходную часть решения о бюджете не включен.

Вступившим в законную силу решением Белогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> возложена обязанность оборудовать муниципальные котельные «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию.

Статьей 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом (часть 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Неисполнение административным ответчиком решения суда ДД.ММ.ГГГГ, влечет нарушение права неопределенного круга лиц, поскольку законом предусмотрено обязательное оснащение источников тепловой энергии, к которым следует относить котельные, приборами учета тепловой энергии в целях как коммерческого учета тепловой энергии, так и в целях энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

Возражая против удовлетворения требований, представитель административного ответчика ссылался в том числе на направленную ДД.ММ.ГГГГ заявку в Министерство ЖКХ <адрес> на включение вышеуказанных мероприятий в программу «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы» государственной программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергоснабжение и повышение энергетической эффективности в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ».

Между тем, доказательств принятия ответчиком в дальнейшем каких-либо иных мер к исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. Предусмотренный указанной нормой перечень способов защиты права не препятствует административному истцу защитить нарушенное право путем признания незаконным длительного бездействия должника по исполнению решения суда.

На основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. К вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Положением ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено понятие бюджетных обязательств, как расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году. При этом, публичными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в том числе, отнесено: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

На основании ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Поскольку до настоящего времени вопрос о включении необходимых денежных средств на финансирование мероприятий на приобретение приборов учета тепловой энергии на муниципальные котельные, в расходную часть решения о бюджете не включен, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что административным ответчиком предпринимались конкретные действия по исполнению судебного акта, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлен факт бездействия администрации муниципального образования.

Порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определен статьей 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего кодекса.

В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект решения о местном бюджете должен быть внесен в представительный орган местного самоуправления в срок не позднее 15 ноября. При этом бюджет на следующий год принимается не позднее декабря прошедшего года.

Административный истец указывает о необходимости включить в расходную часть проекта бюджета муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ г., плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов денежные средства необходимые для финансирования мероприятий на приобретение приборов учета тепловой энергии на муниципальные котельные в размере ДД.ММ.ГГГГ руб.

Однако административным истцом не представлено доказательств, что денежные средства в сумме ДД.ММ.ГГГГ руб. необходимые для финансирования мероприятий на приобретение приборов учета тепловой энергии на муниципальные котельные.

С учетом положений ст. 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в части и обязать Администрацию муниципального образования <адрес> включить в расходную часть проекта бюджета муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов денежные средства в размере необходимые для финансирования мероприятий на приобретение приборов учета тепловой энергии на муниципальные котельные «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».

В соответствии со ст. 188 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда подлежат немедленному исполнению в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Учитывая положения ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также тот факт, что проект бюджета муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов должен быть внесен администрацией <адрес> на рассмотрение Белогорского городского Совета народных депутатов в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимы обратить данное решение к немедленному исполнению.

Довод административного ответчика о том, что в рамках возбужденного судебным приставом-исполнителем исполнительного производства исполняется решение Белогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, правового значения в рамках настоящего спора не имеет, поскольку административный истец обращается в суд о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования <адрес> выразившееся в неисполнении обязанности оборудовать 13 муниципальных котельных приборами учета тепловой энергии, поскольку до настоящего времени вопрос о включении необходимых денежных средств на финансирование данных мероприятий, в расходную часть решения о бюджете не включен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> к Администрации <адрес> об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования <адрес> выразившееся в неисполнении обязанности оборудовать 13 муниципальных котельных «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты>» приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> включить в расходную часть проекта бюджета муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов денежные средства в размере необходимые для финансирования мероприятий на приобретение приборов учета тепловой энергии на муниципальные котельные «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<адрес>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». «<данные изъяты>».

В остальной части административного искового заявления отказать.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Каспирович

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.