Дело № 2а-1839/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 10 февраля 2021 года
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ежова Д.С., с участием представителя административного истца Жучковой Е.В., при секретаре судебного заседания Зарубине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г.Н.Новгорода Ворониной Т.А. в защиту прав неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Роскомнадзора по ПФО о признании информации, размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор Советского района г.Н.Новгорода обратился в Советский районный суд г.Н.Новгорода в защиту прав неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Роскомнадзора по ПФО о признании информации, размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено. В обосновании заявленных требований указал следующее.
Прокуратурой Г.Н.Новгорода проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения об оказании услуг номинального директора, фиктивной регистрации юридических лиц.
Прокуратурой города с использованием служебного компьютера, находящегося в кабинете №... прокуратуры Советского района г. Н.Новгорода по адресу: ..., подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведена проверка ресурсов, допускающих размещение материалов об оказании услуг номинального директора, фиктивной регистрации юридических лиц.
Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «(марка обезличена)», поисковой системы «(марка обезличена)», путем введения в строке поиска ключевых тегов ресурсов, в результате чего отобразились, в том числе, страницы (марка обезличена)
Согласно акту проверки прокуратуры Советского района г. Н.Новгорода в сети «Интернет» на сайтах с вышеуказанными адресами размещены сведения о предоставлении услуг номинального директора, возможности регистрации юридических лиц на фиктивных руководителей.
В силу п. «а» ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, в том числе, предоставляется подписанное заявителем заявление. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Согласно ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
На интернет-сайтах с адресами: (марка обезличена) размещена
информация о возможности регистрации юридических лиц на подставных руководителей, содержатся прямые предложения об оказании услуг номинального директора за вознаграждение.
Таким образом, информация, размещенная на указанных интернет-ресурсах, нацелена на оказание услуг, связанных с незаконной и фиктивной регистрацией юридических лиц, что противоречит общественным интересам, идет вразрез с действующими нормами федерального законодательства.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 9,10,15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон №149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом предусмотрена ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах влечет ответственность, установленную ст. 173.1 УК РФ.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет») является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.
Пунктом 2 части 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вынесение соответствующего судебного акта в силу вышеуказанного положения закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Информация, размещенная на указанных сайтах, подрывает авторитет Российской Федерации, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению.
В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеуказанным интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» -основаниями для включения в Реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
В соответствии с п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительно власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Роскомнадзор принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Реестр.
Поскольку информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иного порядка ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрено.
На момент проверки данные указатели страницы сайтов, на которых размещена данная информация, в Реестре отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/).
Поскольку местонахождение IP-адресов не установлено, привлечь к участию в процессе лиц, допускающих размещение материалов, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не представляется возможным.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
На основании вышеизложенного административный истец просит суд:
1. Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах https://bdoms.ru/services/autsorsing-protsessov/usluga-nominalnyy-generalny direktor, https://www.4uk.ru/nominalniy-servis-direktor.html, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
2. Обратить решение к немедленному исполнению, направив его в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель административного истца – старший помощник прокурора прокуратуры Советского района г.Н.Новгорода Жучкова Е.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям изложенном в административном иске, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Иные стороны в судебное заседание свою явку не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. «а» ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, в том числе, предоставляется подписанное заявителем заявление. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Согласно ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 9,10,15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон №149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом предусмотрена ч.4 ст. 14.25 Ко АЛ РФ.
Образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах влечет ответственность, установленную ст. 173.1 УК РФ.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет») является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Советского района Г.Н.Новгорода проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения об оказании услуг номинального директора, фиктивной регистрации юридических лиц.
Прокуратурой города с использованием служебного компьютера, находящегося в кабинете №... прокуратуры Советского района г. Н.Новгорода по адресу: ..., подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведена проверка ресурсов, допускающих размещение материалов об оказании услуг номинального директора, фиктивной регистрации юридических лиц.
Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «Яндекс», поисковой системы «Яндекс», путем введения в строке поиска ключевых тегов ресурсов, в результате чего отобразились, в том числе, страницы (марка обезличена)
Установлено, что в сети «Интернет» на сайтах с вышеуказанными адресами размещены сведения о предоставлении услуг номинального директора, возможности регистрации юридических лиц на фиктивных руководителей размещена информация о возможности регистрации юридических лиц на подставных руководителей, содержатся прямые предложения об оказании услуг номинального директора за вознаграждение.
Таким образом, информация, размещенная на указанных интернет-ресурсах, нацелена на оказание услуг, связанных с незаконной и фиктивной регистрацией юридических лиц, что противоречит общественным интересам, идет вразрез с действующими нормами федерального законодательства.
Пунктом 2 части 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вынесение соответствующего судебного акта в силу вышеуказанного положения закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Информация, размещенная на указанных сайтах, подрывает авторитет Российской Федерации, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению.
В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеуказанным интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» -основаниями для включения в Реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
В соответствии с п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительно власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Роскомнадзор принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Реестр.
Поскольку информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иного порядка ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрено.
На момент проверки данные указатели страницы сайтов, на которых размещена данная информация, в Реестре отсутствуют (марка обезличена)
На основании изложенного, суд приходит к убеждению о том, что информация, содержащаяся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах (марка обезличена) является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В нарушение установленного ст. 62 КАС РФ бремени доказывания административными ответчиками не представлено доказательств обратного, в связи с чем, заявленный административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
С учетом изложенных обстоятельств настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Советского района г.Н.Новгорода Ворониной Т.А. в защиту прав неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Роскомнадзора по ПФО о признании информации, размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: (марка обезличена) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья Д.С. Ежов