ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-183/17 от 16.10.2017 Дубровского районного суда (Брянская область)

ДЕЛО № 2а- 183/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2017 года Дубровский районный суд Брянской области под председательством судьи В.С. Бузинской, с участием прокурора Дубровского района В.Ф. Чудмаева, при секретаре Л.А. Ерохиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Дубровского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сещинскому сельскому Совету народных депутатов о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Дубровского района обратился в суд с указанным выше иском и с учетом его уточнения просил суд признать незаконным бездействие Сещинского сельского Совета народных депутатов, выраженное в неисполнении требований закона и Устава муниципального образования о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования ФИО1, на протяжении длительного времени, не исполнявшего без уважительных причин обязанности по решению вопросов местного значения, а равно не осуществлявшего полномочий, возложенных на него федеральным законом;

Обязать Сещинский сельский Совет народных депутатов принять решение о досрочном прекращении полномочий главы поселения ФИО1:

Признать незаконным бездействие Сещинского сельского Совета народных депутатов, выразившееся в неудовлетворении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленного иска прокурор района сослался на то, что решением Сещинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания счетной комиссии указанного выше сельского Совета народных депутатов третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение считать избранным ФИО1 главой муниципального образования «Сещинское сельское поселение», исполняющего полномочия председателя Сещинского сельского Совета народных депутатов третьего созыва, работающим на непостоянной основе.

Постановлением главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на период временного отсутствия главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначить временно исполняющей обязанности главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» заместителя главы муниципального образования ФИО2

В ходе проведенной прокуратурой Дубровского района проверки установлено, что временное отсутствие ФИО1 занимает продолжительное время и на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 год 10 месяцев, что является грубым нарушением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Дубровского района ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» ФИО2 было внесено представление об устранении указанных нарушений, причинами и условиями которых являются неисполнение депутатами Сещинского сельского Совета народных депутатов обязанностей, возложенных на них Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Брянской области «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Брянской области», уставом муниципального образования «Сещинское сельское поселение», обсудить основания для удаления главы МО «Сещинское сельское поселение» ФИО1 в отставку.

Однако указанный акт прокурорского реагирования удовлетворен не был, в связи с чем истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

В судебном заседании прокурор Дубровского района В.Ф. Чудмаев поддержал заявленный иск в полном объеме и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Сещинского сельского Совета народных депутатов ФИО2 не признала исковые требования прокурора и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Сещинский сельский Совет народных депутатов своим решением прекратил досрочно полномочия депутата Сещинского сельского Совета народных депутатов третьего созыва, главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» ФИО1 по его собственному желанию. Кроме этого принято решение считать избранной главой муниципального образования «Сещинское сельское поселение», исполняющим полномочия председателя Сещинского сельского Совета народных депутатов на непостоянной основе ФИО2

Во время отсутствия главы муниципального образования решение вопросов местного значения, а также осуществление полномочий, предусмотренных действующим законодательством и Уставом Сещинского сельского поселения, не прекращались. Жалоб от населения в органы местного самоуправления Сещинского сельского поселения в связи с этим не поступало.

Определениями Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены ФИО1 - глава МО «Сещинское сельское поселение», глава Сещинской сельской администрации ФИО3, территориальная избирательная комиссия Дубровского района и избирательная комиссия Брянской области.

Допрошенный ДД.ММ.ГГГГ Солнечногорским городским судом Московской области в качестве заинтересованного лица ФИО1 поддержал административный иск прокурора Дубровского района и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает и проживает в <адрес> и из-за дальности расстояния лишен возможности исполнять обязанности главы Муниципального образования «Сещинское сельское поселение» на непостоянной основе. Он неоднократно обращался к депутатам Сещинского сельского Совета народных депутатов с заявлением о сложении с себя обязанной главы муниципального образования.

Представитель Сещинской сельской администрации ФИО3 полагал рассмотреть иск прокурора с вынесением решения на усмотрение суда.

Представители Территориальной избирательной комиссии Дубровского района и избирательной комиссии Брянской области в судебное заседание не явились, письменно доверили суду рассмотрение дела в отсутствие их представителей.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Глава сельского поселения имеет особый правовой статус, так как согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования по решению вопросов местного значения.

Законом Брянской области от 1.12.2014 года № 77-З «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Брянской области и порядке избрания глав муниципальных образований в Брянской области» устанавлен порядок формирования представительных органов муниципальных районов в Брянской области и порядок избрания глав муниципальных образований в Брянской области.

В силу ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава сельского поселения избирается в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В силу ч. 5 ст. 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления.

Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное указанным выше Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей.

В случае злоупотребления главой муниципального образования своим правом принятия решения об уходе в отпуск представительный орган муниципального образования вправе принять решение о его досрочном удалении в отставку на основании п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131 ФЗ - в случае неисполнения в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных указанным выше Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Право депутатов представительного органа муниципального образования на досрочное удаление главы муниципального образования в отставку позволяет реализовать на практике подконтрольность деятельности главы муниципального образования, в том числе перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.

Одним из оснований удаления главы поселения в отставку является неисполнение в течение трех и белее месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Законом № 131-ФЗ.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Согласно Уставу муниципального образования «Сещинское сельское поселение» Сещинский сельский Совет народных депутатов является выборным, коллегиальным, представительным органом местного самоуправления, подотчетным населению района. Совет народных депутатов муниципального образования «Сещинское сельское поселение» состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Таким образом, из приведенных положений закона следует, что досрочное прекращение полномочий ФИО1 является безальтернативным последствием неисполнения депутатом обязанности, установленной Федеральным Законом № 131- ФЗ, а именно: длительное отсутствие главы поселения в связи с личными обстоятельствами не позволяет самостоятельно исполнять обязанности по решению вопросов местного значения и осуществлять полномочия, предусмотренные Законом № 131- ФЗ.

Предельно допустимый срок временного исполнения обязанностей главы муниципального образования Сещинского поселения не установлен, однако фактическое исполнение длительное время обязанностей главы поселения лицом, а именно заместителем главы ФИО2, назначенной на данную должность не по результатам проведенного конкурса, является нарушением прав жителей Сещинского поселения на формирование органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Возможность временного исполнения обязанностей главы поселения при наличии специального распоряжения главы поселения, не соответствует законодательству и противоречит принципам осуществления местного самоуправления, так как представительный орган является выборным.

Суд считает, что нарушаются права и тех граждан, которые хотят реализовать свое право на участие в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что депутатами Сещинского сельского совета народных депутатов не проверялись причины длительного неисполнения ФИО1 вопросов местного значения.

В связи с выявленными нарушениями прокурором Дубровского района Брянской области ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» было внесено представление об устранении указанных нарушений, причинами и условиями которых является неисполнение депутатами Сещинского сельского Совета народных депутатов обязанностей, возложенных на них федеральным и региональным законодательством РФ, Уставом муниципального образования «Сещинское сельское поселение».

Однако указанный акт прокурорского реагирования не был удовлетворен, на имя прокурора района был дан ответ, согласно которому глава Сещинского сельского поселения не должен быть отправленным в отставку, так как его обязанности исполняет действующий заместитель, решение вопросов местного значения не прекращалось, жалоб от населения и заявлений об удалении в отставку главы муниципального образования от депутатов Сещинского сельского совета не поступало.

В соответствие ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности. В случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, в соответствии со ст. 77 указанного Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы.

Прокурор Дубровского района Брянской области, принимая меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", путем внесения в Муниципальное образование «Сещинское сельское поселение» Дубровского района Брянской области представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, в котором указывалось на незаконность бездействия Сещинского сельского совета народных депутатов, не прекратившего полномочия главы Сещинского сельского поселения ФИО1, действовал в соответствии с требованиями закона.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в полном объеме.

Согласно решению Сещинского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. полномочия главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» ФИО1 были прекращены досрочно.

При таких обстоятельствах решение суда в части обязания Сещинского сельского Совета народных депутатов принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» ФИО1 не подлежат исполнению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сещинскому сельскому Совету народных депутатов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Сещинского сельского Совета народных депутатов, выразившееся в неисполнении требований закона и Устава муниципального образования о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования ФИО1.

Признать незаконным бездействие Сещинского сельского Совета народных депутатов, выразившееся в неудовлетворении представления прокурора Дубровского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Сещинский сельский Совет народных депутатов принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» ФИО1.

Решение суда в части обязания Сещинского сельского Совета народных депутатов принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» ФИО1 не исполнять, в связи досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования «Сещинское сельское поселение» ФИО1 А.И..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Дубровский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу, судья В.С. Бузинская