ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-183/2016 от 23.03.2016 Зарайского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-183/2016 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2016 года город Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М.,

с участием административного истца Васильевой Н.В., ее представителя Яриза Г.Н. по заявлению, представителя Главы администрации Зарайского муниципального района Московской области Павлова В.Н. Карасева А.А., действующего по доверенности, представителя Администрации Зарайского муниципального района Московской области Шмакова Р.В., действующего по доверенности,

при секретаре судебного заседания Свириной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-183/16 по административному иску Васильевой Н.В. к Главе Зарайского муниципального района Московской области, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления от 02.11.2015 года № 1369/13 Администрации Зарайского района Московской области не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и интересы, об обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поставить на учет многодетную семью Васильевой Н.В. для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно с момента подачи заявления от ноября 2015 года.

УСТАНОВИЛ:

Васильева Н.В. обратилась в суд с административным иском к Главе Зарайского муниципального района Московской области, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления от 02.11.2015 года № 1369/13 Администрации Зарайского района Московской области не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и интересы, об обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поставить на учет многодетную семью Васильевой Н.В. для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно с момента подачи заявления от ноября 2015 года, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Она является многодетной матерью:

- В.О.А., --- года рождения, место регистрации: (адрес 1),

- В.М.А., --- года рождения, место регистрации: (адрес 1),

- В.К.А., --- года рождения, место регистрации: (адрес 2).

На основании чего ей выдано Удостоверение многодетной матери №--- от 26 сентября 2014г., Зарайским УСЗН Московской области, сроком действия до 24 января 2027 года.

Все дети с рождения непрерывно проживают с ней по месту жительства.

Соглашением от 28 марта 2015 года между ней и В.А.В. определено место жительства их общих детей:

В.О.А., --- года рождения, и В.М.А., --- года рождения, по её месту жительства с рождения по адресу: (адрес 2). Брак с В.А.В. расторгнут 13 декабря 2013 г., запись акта № --- в Зарайском отделе ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области от 15 января 2014 г.

В отношении В.К.А.,--- года рождения, она является одинокой матерью.

На учёте по беременности и родам по всем трём беременностям она состояла в г. --- --- области.

Все дети рождены в г. --- ---- области.

Рождение детей также проходило в родильном отделении --- центральной районной больницы.

Дети прикреплены к детскому педиатрическому участку № --- ГБУЗ МО «--- ЦРБ»: В.М.А. с 26.12.2014г.,В.О.А. с 03.03.2015г., В.К.А. с 01.10.2014 г.

В.О.А., --- г.р. с 2011 года и В.М.А., --- г.р., с 2013 года посещают дошкольное учреждение МА ДОУ Детский сад № --- «---» по настоящее время.

В силу Закона Московской области от 1 июня 2011 года № 73/2011-03, «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (с изменениями от 2 июля 2012 года N 86/2012-ОЗ, от 25 октября 2012 года N 158/2012-ОЗ, от 14 ноября 2013 года N 134/2013-ОЗ) она трижды обращалась с заявлением к Главе Зарайского муниципального района Московской области с просьбой о принятии на учёт ее многодетной семьи с целью бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В силу Постановления главы Зарайского муниципального района МО от 10.10.2013 №1125/10 "О внесении изменения в постановление главы Зарайского муниципального района от 15.06.2012 № 752/6 "Об утверждении административного регламента и типовой карты межведомственного взаимодействия по постановке многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков":

1.2. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи (физические лица), которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления:

1.2.1. Члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации.

1.2.2. Родители либо одинокая (ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым (и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет.

1.2.3. Трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области...

Постановлением от 28.01.2015 года № 46/1 ей, без объяснения причин, было отказано в постановке на учёт многодетной семьи с целью бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением от 22.06.2015 г. № 545/6 ей без объяснения причин повторно было отказано в постановке на учёт многодетной семьи с целью бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением от 02.11.2015 г. № 1369/13 ей без объяснения причин повторно было отказано в постановке на учёт многодетной семьи с целью бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Её обращение в Прокуратуру Московской области с просьбой принести протест на Постановление главы Зарайского муниципального района МО от 28.01.2015 года № 46/1 и от 22.06.2015 г. № 545/6 положительных результатов не дало.

В ответ на её обращение в Московскую Областную Думу письмом от 23.07.2015 г. № Д-13/05/810 ей было разъяснено, что «...обязательным условием является наличие места жительства на территории Московской области не менее 5 лет родителей либо одинокой (го) матери (отца), усыновителей, отчима (мачехи), с которыми совместно проживают трое и более детей. Также трое и более детей должны иметь место жительства на территории Московской области. Для постановки на учёт Вам необходимо представить в администрацию Зарайского муниципального района Московской области документы, подтверждающие место жительства на территории Московской области не менее 5 лет, а также совместное проживание всех членов вашей семьи...»

В качестве источников регулирования личных прав и свобод человека выступает ряд законодательных и правовых актов, которые в своем составе содержат информацию о нормах права.

Конституция Российской Федерации - это самый большой и главный источник личностного права. Нормы, которые регулируют самые важные и основные права и свободы человека изложены именно в этом документе. Это подразумевает, что никакие другие законодательные акты не могут входить в конфронтацию с положениями действующей Конституции страны. В случае, когда законодательные акты противоречат Конституции, выбирают в качестве приоритетных - положения Конституции.

В РФ признается и гарантируется право и свободы человека и гражданина в согласии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации). В согласии со статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации все, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеют право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).

Согласно п.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»:

«...Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.»

Согласно ст.2 указанного Закона, место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. № 3-П по делу о Конституционности частей первой и второй жилищного Кодекса РСФСР в связи с жалобой граждански ФИО1:

«...регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона)...

Согласно п.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

При таких обстоятельствах, в целях принятия на учёт её многодетной семьи с целью бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, законом предусмотрено представление в Администрацию Зарайского муниципального района Московской области подтверждение её места жительства на территории Московской области не менее 5 лет, а также совместное проживание всех членов её семьи...

Такие доказательства ею ответчику предоставлялись.

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Ранее земельный участок её многодетной семье не предоставлялся, члены её семьи не имеют земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области, а также не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области.

Отказ Администрации Зарайского муниципального района Московской области в постановке на учет её семьи противоречит закону, который не содержит требования о наличии у детей и их родителей регистрации по одному адресу.

Регистрация двоих из её детей в жилых помещениях по разным адресам не свидетельствует об их раздельном проживании с ней и не может служить основанием для отказа в постановке многодетной семьи на учет.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд...

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь действующим законодательством РФ, ст.ст.218, 220, 227 КАС РФ, просит:

1. Признать Постановление от 02.11.2015 г. № 1369/13 Администрации Зарайского муниципального района Московской области не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

2. Обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поставить ФИО2 с составом семьи из четырёх человек: она сама, ее дети: В.О.А., --- года рождения, В.М.А., --- года рождения, В.К. А., --- года рождения, на учет как многодетную семью для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно с момента подачи заявления от ноября 2015 г.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержала свои требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить иск.

Представитель административного истца ФИО2 по заявлению ФИО3 в судебном заседании поддержал административные исковые требования ФИО2, просил их удовлетворить в полном объеме, пояснил, что Закон о праве граждан на бесплатное обеспечение земельными участками в Московской области ставит перед заявителем два условия:

1. Регистрация самого заявителя, законного представителя несовершеннолетнего на территории Московской области в течение не пяти лет.

2. Совместное проживание детей с заявителем.

Других требований Закон не ставит. Отказ Главы Администрации Зарайского муниципального района МО связан только с тем, что двое детей из троих зарегистрированы в г. Москве. По Закону РФ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Место жительства - жилой дом, квартира служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница – приют дом маневренного фонда, специализированный дом для одиноких престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На момент подачи заявления ФИО2 представила в Администрацию Зарайского муниципального района соглашение о том, что дети с рождения проживают с ней и по настоящее время. Администрация Зарайского муниципального района отказала заявителю в предоставлении земельного участка. Затем они обратились в прокуратуру. Прокуратура порекомендовала в своем ответе установить факт совместного проживания детей с матерью. Что ими в дальнейшем и было сделано. Данное решение состоялось 29.01.2016 года и на сегодняшний день вступило в законную силу. Основания для удовлетворения заявленных требований имеются, просят удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

Административный ответчик Глава Зарайского муниципального района Московской области ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания не заявлял.

Представитель административного ответчика Главы Зарайского муниципального района Московской области ФИО4 по доверенности ФИО5 в судебном заседании пояснил, что возражает против удовлетворения административных исковых требований ФИО2 Постановление Главы Администрации Зарайского муниципального района от 02.11.2015 г. №1369/11 считает законным.

Дело в том, что на данный период времени кроме законодательства Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», имеется еще один документ, который заявитель не озвучивает, это Постановление Правительства от 04.04.2013г. №222/12 «О мерах реализации закона Московской области о предоставлении земельных участком многодетным семьям в Московской области». Это обязательный документ для использования всеми Администрациями муниципальных районов. Пункт 2 данного Постановления гласит, что к заявлению должны прилагаться следующие документы: дан перечень необходимых документов, а в п. «г» указано – « документы, подтверждающие регистрацию членов многодетной семьи по месту жительства на территории Московской области (выписка из домовой книги);

Постановление обязывает Администрацию Зарайского муниципального района напрямую проверять и получать сведения о регистрации всех членов семьи, в том числе и детей. От заявителя была предоставлена информация о том, что дети зарегистрированы на территории г. Москвы, а это другой субъект.

Место жительства – это то помещение, в котором гражданин постоянно проживет и в котором он зарегистрирован по месту жительства, То есть место жительства, это подразумевает обязательно регистрацию, в их случае регистрация детей в г. Москве.

На данный промежуток времени считают, что Постановление Главы Администрации Зарайского муниципального района от 02.11.2015 года является законным. В удовлетворении заявленных требований следует отказать. Что же касается второго пункта требований административного истца, то являясь представителем Главы Администрации Зарайского муниципального района, он не может удовлетворить данное требование, поскольку, прав у Главы Зарайского муниципального района нет. Также он не сможет и отменить данное Постановление.

Права на свободное передвижение граждан никто и не нарушает. Они реализуют свои права в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании пояснил, что возражает в удовлетворении заявленных требований в части признания Постановления Главы Зарайского муниципального района от 02.11.2015 года №1369/13 не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, считает их необоснованными.

Порядок постановки многодетных семей на учет, регулируется рядом нормативно – правовых актов. Один из них – это Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». В качестве специальной нормы является Постановление Правительства « О мерах реализации закона Московской области о предоставлении земельных участком многодетным семьям в Московской области». Также процедура рассмотрения обращения гражданина и принятия решения о постановке на учет либо об отказе в постановке регулируется административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Постановка многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков», утвержденным Постановлением первого заместителя главы Зарайского муниципального района МО от 14.04.2014 г. №455/4.

В данных документах указано на то, что факт места жительства на территории МО не что иное как регистрация на территории МО. Когда речь идет о постановке многодетных семей учет для предоставления бесплатных земельных участков, Администрация Зарайского муниципального района проверяет именно те документы и обстоятельства, которые указаны в данных законах и специальных нормах для реализации данного закона.

В последнем заявлении ФИО2, поданном в Администрацию Зарайского муниципального района через «МФЦ» от 27.10.2015 г. приложила нотариально заверенную копию соглашения. Оно не могло быть принято как документ, подтверждающий проживание детей на территории Московской области. Именно поэтому отказ является правомерным, так как заявитель не смог доказать факт проживания детей на территории РФ.

Что касается требования Закона МО о предоставлении бесплатных земельных участков, Закон предъявляет не два критерия к гражданам, как говорит представитель административного истца, а большой перечень документов и обстоятельств. Учитывая вышеизложенное, и то, что заявителем не приложено надлежащих доказательств того, что дети проживают на территории МО, Администрация Зарайского муниципального района отказывает в предоставлении земельного участка.

Они возражают в удовлетворении заявленных требований. Что касается требования административного истца об обязании поставить многодетную семью на учет для предоставления бесплатных земельных участков, они конечно тоже возражают. Между Администрацией Зарайского муниципального района и гражданкой ФИО2 отсутствуют правоотношения, поскольку как стало известно, что состоялось Решение Зарайского городского суда МО, в котором установлен факт проживания несовершеннолетних детей с матерью на территории Московской области. В Администрацию Зарайского муниципального района гражданка ФИО2 не обращалась после получения на руки вступившего в законную силу данного решения суда. Именно поэтому спор отсутствует.

Из представленного отзыва следует, что Администрация Зарайского муниципального района Московской области привлечена к участию в административном деле по административному исковому заявлению ФИО2 к Главе Зарайского муниципального района, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления от 02.11.2015г. №1369/13, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и интересы, об обязании устранить нарушения прав свобод и законных интересов.

Администрация Зарайского муниципального района не согласна с заявленными требованиями, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

1. Требования относительно признания Постановления Главы Зарайского муниципального района от 02.11.2015г. №1369/13 не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца необоснованны. Порядок постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка осуществляется в соответствии с Законом Московской области от 01.06.2011г. №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Процедура рассмотрения обращения гражданина, и принятия решения о постановке на учет, либо в отказе от постановки регулируется административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Постановка многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков», утвержденным Постановлением первого заместителя главы Зарайского муниципального района МО от 14.04.2014г. N455/4.

Организация предоставления муниципальной услуги осуществляется администрацией Зарайского муниципального района, предоставление услуги осуществляет Отдел ЖКХ администрации Зарайского муниципального района.

ФИО2 обратилась в администрацию Зарайского муниципального района с заявлением от 27.10.2015г. о постановке на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка, поданным через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Зарайского муниципального района», зарегистрированным в администрации Зарайского муниципального района 28.10.2015г. ВХ№ВЦ-2891/1. К указанному заявлению были приложены копии следующих документов: удостоверение многодетной матери; паспорта ФИО2, Свидетельство о рождении В.М.А., Свидетельство о рождении В.О.А., Свидетельство о рождении В.К.А., Свидетельство о расторжении брака между В.А.В. и ФИО2; справка ФИО2 в том, что она проживает по адресу: (адрес 2); соглашение между ФИО2 и В. А.В. о порядке определения места жительства совместных детей; свидетельство о регистрации по месту жительства В.К.А.; свидетельство о регистрации по месту жительства В.М.А. по адресу: (адрес 1), Единый жилищный документ (справка о заявителе) на имя В.А В., подтверждающая факт регистрации по месту его жительства В.М.А. и В.О.А.. Выписка из финансового лицевого счета г.---, ---- ---., д.----, выписка из домовой книги г. --- --- ---, д.---, справка МУП МО Луховицкий филиал «Московское областное бюро технической инвентаризации» об отсутствии права собственности ФИО2

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ (ред. от 14.11.2013г.) "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 указанного Закона:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с п.32 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков» к заявлению прикладываются следующие документы:

а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

б) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);

в) копии документов, удостоверяющих личности членов многодетной семьи заявителя;

г) копии документов, подтверждающих родственные отношения членов многодетной семьи (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга(и), свидетельства о рождении детей);

д) документы, подтверждающие регистрацию членов многодетной семьи по месту жительства на территории Московской области;

е) копии документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации членов многодетной семьи (если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность).

Из представленных гр. ФИО2 документов следует, что с заявителем на территории г. Зарайска проживает только один ребенок – В.К.А., остальные дети зарегистрированы по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва. На основании изложенного следует, что многодетная семья не соответствует требованиям, Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», а именно, дети не имеют места жительства на территории Московской области.

В соответствии с положениями статьи 2, Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признаются жилые помещения, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Никакие иные документы не могут служить достаточным основанием для подтверждения факта проживания граждан в определенном месте. Руководствуясь вышеизложенными обстоятельствами, администрация Зарайского муниципального района отказала в постановке на учет гр. ФИО2 в целях бесплатного предоставления земельного участка, о чем было издано постановление главы Зарайского муниципального района от 02.11.2015 №1369/11 «Об отказе в принятии на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка» в соответствии с п.З, ч.З, ст.З Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». На основании изложенного полагаем, что требования относительно признания указанного постановления незаконны, не имеют оснований и не подлежат удовлетворению.

2. В части требований относительно обязания администрации поставить на учет семью ФИО2, сообщает, что она неоднократно обращалась с подобным заявлением. Первоначально ФИО2 обратилась в администрацию Зарайского муниципального района 13.01.2015г., повторно через МКУ «МФЦ Зарайского муниципального района» 16.06.2015г., однако в каждом случае она не смогла предоставить доказательства проживания детей на территории Московской области (регистрации). Именно по этому снованию административному истцу было отказано в постановке на учет (Постановление главы Зарайского муниципального района №46/1 от 28.01.2015г., Постановление главы Зарайского муниципального района №545/6 от 22.06.2015 г.).

В настоящее время ФИО2 не предоставила достаточных доказательств для признания факта проживания детей по месту ее жительства, либо регистрации детей на территории Московской области, следовательно, Администрация Зарайского района не имеет правовых оснований для постановки указанной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.

На основании изложенного просят суд в удовлетворении требований ФИО2 отказать в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц без ущерба для судебного разбирательства.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч.1ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемое действие.

В соответствии с пунктом 2статьи 28 ЗК РФ«Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации».

В силу статьи 3 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», «1. Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

2. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

3. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

4. В случае, если один из членов многодетной семьи, отвечающей условиям, установленным частью 3 настоящей статьи, имеет на праве аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, право на бесплатное получение в долевую собственность в равных долях такого земельного участка имеют все члены многодетной семьи в случае, если размер земельного участка соответствует размерам, установленным статьей 4 настоящего Закона.

5. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно.

6. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 6 указанного Закона ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.

Для постановки на учет один из родителей, с которым проживают дети, либо одинокая мать (отец) подает заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Московской области по месту своего жительства с указанием цели использования земельного участка в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.

Решение о постановке на учет многодетной семьи, в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом принимается на основании заявления, а также документов и сведений, подтверждающих соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 статьи 3 настоящего Закона.

Перечень и порядок предоставления документов и сведений определяются Правительством Московской области.

Согласно п. 1 Перечня и Порядка предоставления документов и сведений для постановки многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 4 апреля 2013 г. N 222/12, для постановки многодетной семьи на учет один из родителей, усыновитель, отчим (мачеха), представляющий интересы членов многодетной семьи, подает в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Московской области по месту своего жительства заявление, о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка (далее - заявление).

В заявлении указывается цель его использования (индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение садоводства).

2. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность заявителя;

б) документы, удостоверяющие личности членов многодетной семьи заявителя;

в) документы, подтверждающие родственные отношения членов многодетной семьи (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга(и), свидетельства о рождении детей);

г) документы, подтверждающие регистрацию членов многодетной семьи по месту жительства на территории Московской области (выписка из домовой книги);

д) документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации членов многодетной семьи (если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность);

е) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (земельные участки, жилые дома (строения) на территории Московской области (сведения с 1997 года);

ж) выписка из архива Государственного унитарного предприятия Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" о наличии либо отсутствии объектов недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов (строений) на праве собственности на территории Московской области (сведения до 1997 года);

з) документы, содержащие сведения о детях, которые не учитываются в составе многодетной семьи, от территориального исполнительного органа государственной власти Московской области, наделенного в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

и) документы, содержащие информацию о постановке на учет и предоставлении многодетной семье земельного участка по месту жительства супруга(и) заявителя от органа местного самоуправления муниципального образования Московской области.

Документы, указанные в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" настоящего пункта, представляются заявителем самостоятельно.

Документы, указанные в подпунктах "е", "ж", "з", "и" настоящего пункта, запрашиваются соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования в порядке межведомственного информационного взаимодействия. По желанию заявителя документы, указанные в подпунктах "е", "ж", "з", "и" настоящего пункта, могут представляться им самостоятельно.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», «Основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, или предоставления недостоверных сведений».

В судебном заседании установлено, что ФИО2 27 октября 2015 года обратилась в Администрацию Зарайского муниципального района Московской области с заявлением от 27.10.2015г. о постановке на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка. К указанному заявлению были приложены копии следующих документов: удостоверение многодетной матери; паспорта ФИО2, Свидетельство о рождении В.М.А., Свидетельство о рождении В.О.А., Свидетельство о рождении В.К.А., Свидетельство о расторжении брака между В.А.В. и ФИО2; справка ФИО2 в том, что она проживает по адресу: (адрес 2); соглашение между ФИО2 и В.А.В. о порядке определения места жительства совместных детей; свидетельство о регистрации по месту жительства В.К.А.; свидетельство о регистрации по месту жительства В.М.А. по адресу: (адрес 1), Единый жилищный документ (справка о заявителе) на имя В.А.В., подтверждающая факт регистрации по месту его жительства В.М.А. и В.О.А.. Выписка из финансового лицевого счета г.---, ---, д.---, выписка из домовой книги г. ---, ---, д.----, справка МУП МО Луховицкий филиал «Московское областное бюро технической инвентаризации» об отсутствии права собственности ФИО2

Постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области ФИО4 №1369/11 от 02.11.2015 года ФИО2 отказано в постановке на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка в соответствии с п.3 ч.3 ст.3 Закона Московской области от 01.06.2011г. №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

В соответствии со ст. 2, Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

На момент подачи указанного заявления несовершеннолетние дети ФИО2 – В.К.А. и В.М.А. были зарегистрированы по адресу: (адрес 1). Данный факт сторонами не оспаривается.

Таким образом, административным истцом при подаче заявления о постановке на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка, документов подтверждающих факт проживания несовершеннолетних В.К.А. и В.М.А. в Московской области не представлено.

Решением Зарайского городского суда Московской области от 29.01.2016г. установлен юридический факт постоянного непрерывного проживания несовершеннолетних В.О.А. и В.М.А. совместно с матерью ФИО2 с даты их рождения по настоящее время в Московской области по адресу: (адрес 2). Данное решение вступило в законную силу 05.03.2016 года. То есть данное решение суда было вынесено после рассмотрения заявления административного истца и вынесения административным ответчиком оспариваемого постановления об отказе в постановке на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка.

При таких обстоятельствах, поскольку административным истцом на момент обращения к административному ответчику с заявлением не было представлено доказательств того, что её семья отвечает всем условиям, установленным Законом Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО2 о признании незаконным постановления от 02.11.2015 года № 1369/13 Администрации Зарайского района Московской области не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и интересы, об обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поставить на учет многодетную семью ФИО2 для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно с момента подачи заявления от ноября 2015 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218- 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Главе Зарайского муниципального района Московской области, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления от 02.11.2015 года № 1369/13 Администрации Зарайского района Московской области не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и интересы, об обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поставить на учет многодетную семью ФИО2 для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно с момента подачи заявления от ноября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2016 года.

Судья Р.М.Горина