ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-183/2021 от 29.01.2021 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-183/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нерюнгри 29 января 2021 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ткачева В.Г., при секретаре Гусевой О.А., с участием административного истца – помощника прокурора г. Нерюнгри Лончаковой С.А., представителя административного ответчик Казанцева М.И., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Поселок Чульман» о признании незаконным бездействия и возложению обязанности по устранению допущенных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора г. Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к АГП «Поселок Чульман», указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения административным ответчиком жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что распоряжением АГП «Поселок Чульман» от 02.06.2017 № 155/1 многоквартирный <адрес><адрес> п. Чульман Нерюнгринского района признан аварийным и подлежащим сносу, однако, указанным распоряжением не установлены мероприятия о дальнейшем использовании помещений, срок для сноса многоквартирного дома, а также срок отселения физических и юридических лиц. При этом определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления. Указанное бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами, в том числе нанимателями муниципальных жилых помещений указанного многоквартирного дома, так и иных граждан. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие АГП «Поселок Чульман» и возложить обязанность на АГП «Поселок Чульман» установить дальнейшие указания использования помещений, разумный срок для отселения граждан и юридических лиц, а также срок для сноса многоквартирного дома.

Помощник прокурора г. Нерюнгри Лончакова С.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, просит удовлетворить.

Представитель административного ответчика Казанцев М.И. в судебном заседании административного исковое заявление признал частично, дополнительно пояснив, что до настоящего времени администрацией не принято решения об установлении срока расселения и сноса дома, однако дом признан аварийным постановлением от 02.06.2017. В республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2019-2025 годы» данный дом включить не удалось, а других способов расселить данный дом самостоятельно у администрации не имеется. Состояние коммуникаций многоквартирного дома в настоящее время позволяет проживать жильцам, однако в случае опасности им будет предоставлено маневренное жилое помещение.

Суд, заслушав прокурора и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела данной категории суд выносит решение об удовлетворении иска о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными только в том случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По смыслу вышеприведенных норм процессуального права в их системной связи с частью 1 статьи 4 КАС РФ, действия (бездействие) органа местного самоуправления могут быть признаны судом незаконными при одновременной совокупности двух условий: действие (бездействие), во-первых, не соответствует закону, а, во-вторых, нарушает права, свободы и законные интересы заинтересованного лица, обращающегося в суд за их защитой.

При этом судом при рассмотрении данного административного дела судом установлено наличие совокупности указанных обстоятельств, дающих основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 3 статья 15 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение о признании помещений аварийными).

В силу абзаца 2 пункта 49 Положения о признании помещений аварийными на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 02.07.2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Согласно отчету оценки технического состояния общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, пос. Чульман, <адрес> от 28.04.2017, в отношении данного дома установлен износ в размере 72,4%, что превышает уровень предельно допустимых характеристик надежности и безопасности эксплуатации жилого здания.

Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 97 от 20.05.2017, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, пос. Чульман, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

02.06.2017 распоряжением АГП «Поселок Чульман» № 155/1 на основании заключения межведомственной комиссии № 97 от 20.05.2017 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Между тем, в нарушение требований абзаца 2 пункта 49 Положения о признании помещений аварийными АГП «Поселок Чульман» ни в данном распоряжении, ни в каком-либо ином нормативном акте не указано о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

В то же время, данная обязанность возложена на административного ответчика действующим нормативно-правовым актом и не содержит каких-либо исключений, позволяющих АГП «Поселок Чульман» такую обязанность не исполнять.

Судом отклоняются как необоснованные доводы административного ответчика о том, что АГП «Поселок Чульман» не имеет финансовой возможности для расселения вышеуказанного многоквартирного дома и такое расселение возможно только в рамках региональной адресной программы. Наоборот, указанные административным ответчиком обстоятельства, с учетом состояния многоквартирного дома, могут и должны быть учтены АГП «Поселок Чульман» при разрешении вопроса о дальнейшем использовании помещений в доме, а также о конкретных сроках отселения из него.

То обстоятельство, что в настоящее время у АГП «Поселок Чульман» отсутствует достаточное финансирование для расселения дома, не освобождает административного ответчика от обязанностей по выполнению мероприятий, связанных с расселением, которые включают в себя, в том числе планирование и установление соответствующих сроков, а также проведение мероприятий, перечисленных в статье 32 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора о признании незаконным бездействия АГП «Поселок Чульман» следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Поселок Чульман», выразившееся в непринятии мер к изданию в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман, <адрес> распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, и обязать администрацию городского поселения «Поселок Чульман» устранить допущенные нарушения.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья В.Г. Ткачев

Решение в окончательной форме принято 5 февраля 2021 года.