ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1840/2022 от 31.05.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1840/2022

УИД 44RS0001-01-2022-001284-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Шершневой М.А., при секретаре Кузнецовой А.Д., с участием представителя административного истца ФИО2 – ФИО3, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области о признании незаконным пункта примечания заключения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1486 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В целях проектирования на указанном земельном участке многоквартирного жилого дома <дата> истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. <дата> распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы -р утвержден градостроительный план вышеуказанного земельного участка № . Из данного градостроительного плана видно, что названный земельный участок расположен в зоне, на которую действие градостроительного регламента не распространяется. Применительно к настоящему земельному участку, поскольку он расположен в зоне археологического культурного слоя, то в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а уполномоченным органом по определению использования земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяются, является административный ответчик. Согласно п. 2.1. градостроительного плана требования к параметрам и размещению объектов капитального строительства, а также виды разрешенного использования взяты из заключения административного ответчика от <дата>. Пунктом 14 данного заключения (примечания) установлено, что «градостроительное освоение земельного участка с видами разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» возможная по результатам разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке территории». В связи с этим в разделе 2.4. градостроительного плана не указаны необходимые для проектирования требования к назначению, параметрам и размещению многоквартирного жилого дома, что делает соответствующее проектирование, а в последующем и получение разрешения на строительство невозможным. Между тем, истец полагает, что подобное указание в заключении инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата> является незаконным и противоречит федеральному законодательству. Установление административным ответчиком дополнительных требований по строительству капитальных объектов в п. 14 вышеуказанного заключения в виде разработки документации по планировке территории противоречит вышеприведенным нормам градостроительного законодательства. Просит суд признать незаконным п. 14 примечания заключения от <дата> в части указания на то, что «градостроительное освоение земельного участка с видами разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», «Ммногоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» возможна по результатам разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке территории», обязать инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области в течение трех дней со дня вступления в силу решения суда исключить из п. 14 примечания заключения от <дата> указание на то, что «градостроительное освоение земельного участка с видами разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» возможна по результатам разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке территории».

В судебном заседании административный истец ФИО1 не участвует, извещался надлежащим образом. Его представитель по доверенности ФИО4 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в результате изложенных незаконных действий административного ответчика нарушено право административного истца, поскольку истец не может осуществить строительство дома на принадлежащем ему земельном участке без подготовки и утверждения проекта планировки территории, что требует значительных временных и финансовых затрат.

Представитель инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО5 исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению, указывая на законность оспариваемого заключения по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, имеющихся в материалах дела. Дополнительно пояснил, что согласно подп. «а» п. 4.5.10 Правил землепользования и застройки г. Костромы, утвержденных постановлением администрации г. Костромы от 28.06.2021 №1130 установление вида разрешенного использования "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка", "Среднеэтажная жилая застройка", "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" земельного участка и его дальнейшее градостроительное освоение возможны только в случаях, если земельный участок сформирован посредством подготовки и утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории, согласованных с Министерством культуры Российской Федерации в части полноты и достоверности сведений об объектах культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектах исторического поселения федерального значения город Кострома, расположенных в границах разрабатываемой территории. Указал на пропуск истцом срока исковой давности, поскольку заключение инспекции по охране объектов культурного наследия от <дата> подготовлено в рамках предоставления Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы муниципальной услуги по утверждению градостроительного плана земельного участка в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Положения данного заключения легли в основу градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы от <дата>-р, которое содержит в себе ссылку на заключение инспекции от <дата>, Градостроительный план земельного участка от <дата> получен ООО «Ровесник» <дата>, на тот период генеральным директором ООО «Ровесник» являлся ФИО2, им же было подписано заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка. Соответственно, административный иск об обжаловании заключения инспекции от <дата> мог быть предъявлен до <дата>, в то время как исковое заявление подано в суд <дата>.

Представитель инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении требований иска отказать, указала следующее. Учитывая, что территориальные зоны в составе Правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) не определены (до утверждения в установленном порядке проекта границ территории исторического поселения федерального значения город Кострома) виды разрешенного использования и предельные параметры разрешенного строительства земельных участков и объектов капитального строительства в границах объектов культурного наследия устанавливаются в соответствии с функциональным зонированием территорий, определенным Генеральным планом г. Костромы с учетом положения главы 19 ПЗЗ. Спорный земельный участок расположен в двух функциональных зонах Генерального плана - Ж-2 и Ж-4.

Пунктом 7 статьи 69 ПЗЗ градостроительные регламенты в границах территорий объектов археологического наследия предусматривают новое строительство и реконструкцию с учетом в том числе следующих параметров: 2) предельное количество этажей - до 12 этажей. Отметка верха здания определяется высотой и плотностью исторической застройки в квартале с установлением высотных отметок и этажности, не превышающих существующие исторические высотные отметки и этажность объектов культурного наследия по фронтону улиц и не противоречащих функциональному зонированию Генерального плана г. Костромы; 3) установление предельной этажности возможно на территориях с отсутствием исторического окружения (памятников истории и культуры), где застройка квартала представляет собой высотные здания, а строительство объекта не влияет на ландшафтно-визуальное восприятие объектов культурного наследия в зонах их охраны. В квартале, ограниченном улицами Энгельса, Мясницкая, ФИО7, ФИО8 расположены четыре объекта культурного наследия, максимальная этажность которых составляет три этажа.

Учитывая, что объект этажностью 6-9 этажей в квартале, где располагаются объекты культурного наследия (что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» является предметом охраны исторического поселения) может искажать архитектурно-ландшафтное восприятие исторической среды, инспекцией установлен требование о необходимости разработки проекта планировки территории. До утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки и территории и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном законом порядке (п. 8 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»).

ПЗЗ не сдержат алгоритм и порядок установления уполномоченным органом градостроительных регламентов в случае расположения земельного участка в двух функциональных зонах Генерального плана, в связи с чем в заключении инспекции от <дата> установлена предельная этажность 9 этажей (зона Ж-4), как для наибольшего процента её распространения на участок. Вместе с тем, невозможно не принимать во внимание нахождение земельного участка также в зоне Ж-2, основной вид разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка» которого наиболее полно соответствует положениям ст. 69 ПЗЗ.

Город Кострома является историческим поселением федерального значения. Предмет охраны и границы территории до настоящего времени не утверждены. Согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденному приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр, при планировке и застройке городских и сельских поселений следует соблюдать требования законодательства по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предусматривать решения, обеспечивающие их сохранение, использование их градостроительного потенциала. К объектам культурного наследия относятся: памятники архитектуры с их территориями, объекты археологического наследия, ансамбли, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, произведения ландшафтной и садово-парковой архитектуры, достопримечательные места. (п. 14.22) При комплексной реконструкции сложившейся застройки и в других сложных градостроительных условиях при соответствующем обосновании необходимо уточнять требования настоящего раздела заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры и градостроительства, органами государственного санитарно-эпидемиологического и природоохранного надзора и государственной противопожарной службы. При этом необходимо обеспечивать улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий проживания населения, обеспечение доступности для МГН, а также снижение пожарной опасности застройки. (п. 14.27)

Заинтересованное лицо Администрация г. Костромы своего представителя в судебное заседание не направила, в ходатайстве просили рассмотреть дело в своё отсутствие. В письменном отзыве пояснили, что <дата> в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы от ООО СК «Ровесник» поступило заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>. В соответствии с правилам землепользования и застройки г. Костромы, утвержденными решением Думы г. Костромы от <дата> земельный участок располагался в зоне археологического культурного слоя, в связи с чем на основании ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента на него не распространяется. С учетом изложенного, Управлением в адрес инспекции направлен запрос о выдаче заключения в отношении земельного участка по адресу: <адрес>. Инспекцией в Управление направлено заключение от <дата> об использовании земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, действия градостроительных регламентов на которые не распространяются. Распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы от <дата>-р утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в том числе на основании заключения инспекции. <дата> в Управление от ФИО2 поступило заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 44:27:040610:535 по адресу: г Кострома, <адрес>. На момент подачи заявления постановлением Администрации г. Костромы от 28.06.2021 № 1130 утверждены Правила землепользования и застройки г. Костромы, действующие в настоящее время, в соответствии с которыми земельный участок располагается в зоне археологического культурного слоя, в связи с чем на основании ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется. Инспекцией в Управление направлена заверенная копия действующего заключения от <дата>. Градостроительный план земельного участка № и распоряжение начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы от <дата>-р признаны утратившими силу. Таким образом, виды разрешенного использования земельного участка, а также параметры разрешенного строительства определены уполномоченными органом – Инспекцией в заключении и отображены в градостроительном плане земельного участка. Также отмечают, что в соответствии с Генеральным планом г. Костромы земельный участок расположен в функциональных зонах малоэтажной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, которые в силу Правил землепользования и застройки г. Костромы соответствуют территориальным зонам малоэтажной жилой застройки (Ж-2) и многоэтажной жилой застройки (Ж-4). Градостроительный регламент зон малоэтажной жилой застройки Ж-2 и многоэтажной жилой застройки Ж-4 содержится в подразделах 1.2. и 1.4 раздела 1 ч. 2 действующих Правил землепользования и застройки г. Костромы соответственно.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый .

ФИО2 <дата> обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером с целью осуществления многоквартирной жилой застройки.

Распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы от <дата>-р на основании заявления ФИО2 утверждён градостроительный план указанного земельного участка, в котором указано, что земельный участок полностью расположен в зоне археологического культурного слоя, действие градостроительного регламента на него не распространяется, порядок использования земельного участка определяется в соответствии с заключением Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области об использовании земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, действия градостроительных регламентов на которые не распространяется, от <дата>. При этом в градостроительном плане приведены основные положения указанного заключения.

Пунктами 10-11 заключения , исходя из требований п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», предусмотрено, что техническому заказчику (застройщику) работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, заказчику иных работ, связанных со строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства, лицам, проводящим работы по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, надлежит проводить планируемые работы при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Федерального закона 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка в границах территории объекта археологического наследия и при условии реализации согласованных с Охранкультуры Костромской области обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности таких объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Техническому заказчику (застройщику) работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, заказчику иных работ, связанных со строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства, лицам, проводящим работы по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, надлежит обеспечить подготовку и представление в Охранкультуры Костромской области для принятии решения о согласовании (отказе в согласовании) раздела проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, расположенных в границах земельного участка либо на смежном земельном участке, или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (ст. 36 Федерального закона 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Из содержания п. п. 12, 14 заключения №101-20 следует, что в соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительное освоение земельного участка (новое строительство, реконструкция с изменением габаритов) с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная застройка» невозможно, так как данный вид не соответствует территориальной зоне Ж-4 Генерального плана г. Костромы. При этом возможно освоение земельного участка с видами разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», но только по результатам разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке территории.

Считая пункт 14 заключения от <дата> в части возможности градостроительного освоения земельного участка с видами разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» только по результатам разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке территории незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий и др.

В силу ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В силу ч. 1 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской федерации развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.

Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

К документам территориального планирования относится генеральный план городского округа, которым определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, муниципального образования, и устанавливаются функциональные зоны (статьи 1, 9, 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором осуществляется зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, при этом границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, то есть генеральным планом (пункты 6, 7, 8 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с приказом Министерства культуры РФ №418, Минрегиона РФ №339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений» город Кострома является историческим поселением федерального значения.

Земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в границах объекта культурного наследия «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV-XVIII в. и как памятник археологии принят под государственную охрану постановлением администрации Костромской области от 28.10.1999 № 470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения».

Статьей 4 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» предусмотрено, что объекты археологического наследия относятся к объектам культурного наследия федерального значения.

Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером (согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 07.10.2015 № 1990-р).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Костромы, утвержденным Решением Думы г. Костромы от 16.12.2010 № 62 (в ред. от 30.03.2020) (далее - ПЗЗ), земельный участок по адресу: <адрес> отнесен к зоне, на которую градостроительные регламенты не распространяются, режимы и регламенты использования земель на данных территориях регулируются исполнительным органом государственной власти Костромской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Костромской области (ст. 53).

Согласно п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для земельных участков, расположенных в границах объектов археологического наследия, установлен особый режим использования, предусматривающий возможность проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома к вопросам местного значения отнесены вопросы в области градостроительства и архитектуры, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» (в редакции постановления администрации Костромской области от 22.04.2016 №117-а "О внесении изменения в постановление администрации Костромской области от 20.10.2008 №372-а") уполномоченным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции определение использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действия градостроительных регламентов на которые не распространяются определена инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области.

В соответствии с Положением об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, утв. Постановлением губернатора Костромской области от 16.11.2015 №206, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, установлена её компетенция.

Так, к полномочиям инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесены в том числе: определение использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется (п. 21): выдача заключений об использовании земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, действия градостроительных регламентов на который не распространяются (п. 75).

В рамках реализации вышеуказанных полномочия Инспекцией выдано заключение от <дата> об использовании земельного участка в границах территорий памятником и ансамблей, включенных в Единый государственный реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, действия градостроительных регламентов на который не распространяется, по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Вопреки позиции истца, действующее законодательство не содержит требования о том, что разработка и утверждение документации по планировке территории возможны исключительно в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ либо иными федеральными законами.

Учитывая, что определение режимов и регламентов использования земель на территории, на которую градостроительные регламенты не распространяются, отнесены к полномочиям инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, то и условие разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке территории при установлении вида разрешенного использования земельного участка как «среднеэтажная» и «многоэтажная» жилая застройка, нарушения действующего законодательства в себе не содержит.

Доводы истца о том, что заключение инспекции от <дата> составлено с превышением полномочий органа охраны объектов культурного наследия и в целом носит произвольный характер, подлежат отклонению, как несостоятельные.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт закону не противоречит, принят уполномоченным органом и в соответствии с установленной процедурой, обусловлен особым регулированием градостроительной деятельности в историческом поселении, с учетом нахождения земельного участка на территории объекта археологического наследия.

С учетом того, что Конституция Российской Федерации обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44), оспариваемое заключение, вопреки доводам жалобы, не может расцениваться, как нарушающее право собственности административного истца по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения органа власти необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение не может быть признано незаконным.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что заключение Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области соответствуют требованиям закона, факт нарушения прав административного истца не установлен, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Кроме того, административным истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для оспаривания заключения инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата> об использовании земельного участка в границах территорий памятником и ансамблей, включенных в Единый государственный реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, действия градостроительных регламентов на который не распространяется, поскольку о нем административному истцу стало известно при получении градостроительного плана земельного участка №, утверждённого распоряжением начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы <дата>, в котором содержится ссылка на данное заключение и приведено его содержание. За получением данного градостроительного плана <дата> обращался ФИО2, будучи генеральным директором ООО «Строительная компания «Ровесник». На момент получения указанного градостроительного плана, несмотря на выдачу его иному уполномоченному лицу ФИО9, ФИО2 продолжал исполнять обязанности генерального директора ООО СК «Ровесник» и не мог не знать о наличии обжалуемого заключения инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата>.

Тот факт, что градостроительный план № утверждённый распоряжением начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы <дата>, выдан на основании заключения инспекции от <дата>, подтверждается решением Арбитражного суда Костромской области от 17.03.2022 по делу , которым ООО «СК «Ровесник» отказано в требовании о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы в выдаче нового градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 44:27:040610:535.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области о признании незаконным пункта примечания заключения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Шершнева