РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2017 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе председательствующего судьи Ковалевой О.Г.,
при секретаре Каракотовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Черкесского городского суда гражданское дело №2а-1841/17 по административному исковому заявлению Северо-Осетинской таможни к ФИО2 ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени,
у с т а н о в и л:
Северо-Осетинская таможенная служба обратилась в Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с ФИО3 таможенные платежи и пени в размере 1 545 136,39 руб. (из них 1 252 136 руб. 46 коп. – таможенные платежи и 292 999 руб. 93 коп. пеня за неуплату таможенных пошлин и налогов). Обосновывая заявленные требования, административный истец ссылался на то, что в ходе проверки установлено, что 03.10.2014 года, гражданином ФИО2 ФИО1 на таможенную территорию Таможенного союза в регионе деятельности Северо-Осетинской таможни на т/п МАНН «Нижний Зарамаг» было ввезено по ПТД № транспортное средство автомобиль BMW Х-5, 2005 года выпуска, №, peг.номер № с установленным сроком временного ввоза до 03.01.2015г. Временный ввоз на вышеуказанное транспортное средство продлен не был, вывоз транспортного средства за пределы территории Евразийского экономического союза не осуществлялся. В соответствии п.2 ст.358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. Однако, ФИО2 ФИО1 указанное транспортное средство в установленный срок временного ввоза, а также по истечению предельного срока временного ввоза, установленного таможенным законодательством Таможенного союза, вывезено не было. В соответствии п. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. В соответствии с п.1 ст. 14 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования чепез таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (Далее - Соглашение) обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение и прекращается у декларанта в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 настоящего Соглашения. В соответствии с ч.1 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 №311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. В соответствии со ст. 114 Закона плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. В данном случае плательщиком является ФИО2 ФИО1. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона (часть 2 ст. 150 Закона). До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона (часть 3 ст. 150 Закона). ФИО3 25.11.2016 года было выставлено требование об уплате таможенных платежей №245 на общую сумму 1 523 432,69 руб. Требование было направлено заказным письмом с уведомлением по адресу проживания ФИО2 ФИО1 Требованием об уплате таможенных платежей ФИО2 ФИО1 был установлен срок для уплаты суммы образовавшейся задолженности не позднее 20 дней со дня получения данного требования. В соответствии с ч.16 ст.152 Закона требование об уплате таможенных платежей может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма. Таким образом, срок для добровольного исполнения требования истек и до настоящего момента таможенные платежи и пеня ФИО2 ФИО1 не уплачены. В соответствии с ч. 6 ст.151 Закона при выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи. ФИО4 таможенные платежи не уплачены, в связи с чем, пеня продолжает начисляться и по состоянию на 16.01.2017 г. ее сумма составляет 292 999 руб. 93 коп.
В судебное заседание представитель административного истца и ответчик не явились, судом о времени и месте судебного заседания извещались, каких либо ходатайств не направили.
На основании ч.7 ст.150 КАС РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного производства по правилам главы 33 КАС РФ.
Всесторонне и полно исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.151 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 №311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с ч.1 ст.152 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 №311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (п.17 ст.152 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В силу ч.1 ст.150 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч.3 ст.150 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 2 ст. 151 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч.10 ст.151 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза. При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Как установлено судом, 03.10.2014 года, гражданином ФИО2 ФИО1 на таможенную территорию Таможенного союза в регионе деятельности Северо-Осетинской таможни на т/п МАНН «Нижний Зарамаг» было ввезено по ПТД № транспортное средство автомобиль марки BMW Х-5 2005 год выпуска, VIN 5UXB53545LV16987, p/н № с установленным сроком временного ввоза до 03.01.2015г. Временный ввоз на вышеуказанное транспортное средство продлен не был, вывоз транспортного средства за пределы территории Евразийского экономического союза не осуществлялся.
Согласно таможенной декларации от 03.10.2014 года, срок временного ввоза автомобиля был установлен до 03.01.2015 года.
Срок временного ввоза указанного автомобиля был продлен не был.
Таким образом, административный ответчик должен был вывезти с территории Таможенного союза автомобиль марки BMW Х-5 2005 год выпуска, VIN 5UXB53545LV16987, №, в срок до 03.01.2015 года.
Материалами дела подтверждается, что данный автомобиль не в угоне, ДТП с участием данного автомобиля не происходило, договор ОСАГО не оформлялся, в утиль автомобиль не оформлялся.
Вследствие этого ввезенное ответчиком транспортное средство в установленный срок с таможенной территории таможенного союза вывезено не было.
При этом в рамках проведения проверочных мероприятий по факту невывоза транспортного средства истцом отправлены запросы, ответы на которые не подтверждают факт хищения транспортного средства, принадлежащего ФИО3
Однако, 28.11.2016 года, Северо-Осетинской таможней в адрес ФИО3 было направлено требование №15-40/13406 об уплате таможенных платежей от 25.11.2016 года №245, в связи с нарушением срока временного ввоза транспортного средства по ПТД №10803050/031014/В0087051, согласно которого ФИО3 извещен о том, что в связи с нарушением срока временного ввоза транспортного средства, за ним числится задолженность по уплате сумм таможенных платежей в размере 1 545 136,36 руб., складывающаяся из таможенных платежей в сумме 1 252 136,46 руб. и пени в сумме 292 999,93 руб.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации, в соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории.
Согласно части 1 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза в случае, если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза по мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза временно ввезенные товары для личного пользования могут обратно вывозиться с таможенной территории таможенного союза через любой таможенный орган.
Согласно части 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно части 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Требование Северо-Осетинской таможни от 25.11.2016 года, направленное в адрес ответчика ФИО3, об уплате таможенных платежей и пени за период с 04.01.2015 года по 25.11.2016 года включительно в сумме 1 523 432,69 рубля ответчик не исполнил. При этом уплата образовавшейся задолженности, в соответствии с направленным требованием должна быть осуществлена в срок не позднее 20 дней со дня его вручения (получения).
В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи. ФИО4 таможенные платежи не уплачены, в связи с чем, пеня продолжает начисляться, и по состоянию на 16.01.2017 г. ее сумма составляет 292 999 руб. 93 коп.
Частью 17 статьи 152 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в установленные сроки таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 150 указанного Федерального закона принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ч.1). Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке (ч. 2).
В силу пункта 1 части 5 указанной статьи принудительное взыскание таможенных платежей не производится если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно части 1 статьи 152 указанного Закона срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
Исходя из анализа приведенных норм таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров перемещенных через таможенную границу в течение трех лет после их выпуска, по результатам таможенного контроля таможенные органы выставляют требование об уплате таможенной пошлины, и в случае его неисполнения, в течение установленного срока вправе обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.
Поскольку ФИО3 является лицом, на которое в силу закона возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, за которые не были уплачены таможенные платежи, суд пришел к выводу о необходимости взыскания с ФИО3 неуплаченных таможенных платежей и пени за просрочку их уплаты.
При определении размера подлежащих взысканию с ФИО3 таможенных платежей суд руководствовался расчетом Северо-Осетинской таможней.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что принадлежавший ФИО3 автомобиль марки BMW Х-5, 2005 года выпуска, VIN 5UXB53545LV16987, peг.номер Н141КК был утилизирован в установленном порядке, суду не представлено.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче административного иска, в доход федерального бюджета в размере 400,00 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Северо-Осетинской таможни к ФИО2 ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Черкесск, Ставропольского края, в пользу Северо-Осетинской таможни таможенные платежи и пени в размере 1 545 136 (один миллион пятьсот сорок пять тысяч сто тридцать шесть) рублей 39 копеек: из них 1 252 136 руб. 46 коп. – таможенные платежи и 292 999 руб. 93 коп. пеня за неуплату таможенных пошлин и налогов.
Взыскать с ФИО2 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Черкесск, Ставропольского края, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева