ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1842/19 от 14.02.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-1842/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 14 февраля 2019 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____, однако в выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства параметрам и допустимости размещения ей отказано ввиду расположения земельного участка истца по проекту планировки и межевания территории ___ в зоне малоэтажной застройки. Вместе с тем на момент обращения истца с уведомлением о планируемом строительстве территориальная зона земельного участка административного истца с Ж-5 была изменена на территориальную зону Ж-2А. Просила признать незаконным уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска (далее – ДГ ОА г. Якутска) о несоответствии от ___.

В судебном заседании административный истец ФИО1 иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что является многодетной матерью, приобрела земельный участок с маленьким домом. В тот же год обратилась в ОА г. Якутска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Впоследствии в ___ г. через МКУ Департамент жилищных отношений заключила договор займа с ___» на строительство жилого дома. Условиями договора займа было предусмотрено, что жилой дом должен быть построен в течение двух лет. В связи с чем в ___ г. она обратилась в ОА г. Якутска за разрешением на строительство жилого дома на приобретенном участке, и начала строительство жилого дома, однако, впоследствии получила отказ в выдаче разрешения на строительство дома. Затем в ___ г. административным ответчиком ей было также отказано в выдаче разрешения на строительство дома. Представитель административного ФИО2 дополнительно пояснил, что при составлении проекта межевания территории должны были учесть существующее землепользование. Проект межевания территории не соответствует правилам землепользования и застройки г. Якутска, действиями административного ответчика нарушены жилищные права административного истца на строительство жилого дома для своей семьи. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу данного Федерального закона начато строительство жилого дома, вправе до ____ г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве жилого дома. В таком случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Представитель административного ответчика Окружной администрации города Якутска ФИО3 с иском не согласился, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании земельный участок административного истца с кадастровым номером ___ согласно проекту межевания, утвержденному распоряжением ОА г. Якутска от ___, расположен в зоне малоэтажной жилой застройки. Поскольку земельный участок истца не соответствует действующему градостроительному регламенту, установленному нормативными правовыми актами, то в силу положений ГрК РФ оснований для положительного ответа на уведомление о строительстве истцу у административного ответчика не имелось. Административный истец вправе защитить свои права путем обращения в суд с иском о признании права собственности на объект незавершенного строительства.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

____ г. ФИО1 направила в Департамент градостроительства ОА г. Якутска уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ____.

____ г. Департамент градостроительства ОА г. Якутска направил административному истцу уведомление № ___ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском ____ г., оспариваемый отказ датирован ____ г., следовательно, установленный срок обращения в суд не пропущен.

Из материалов дела следует, что решением Якутской городской Думы от 13 июня 2018 г. № 392-НПА «О внесении изменений в нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. № 169-НПА «Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» изменена территориальная зона Ж-5 на территориальную зону Ж-2А земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: г___, общей площадью ___ кв.м.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 с ____. на праве общей долевой собственности принадлежит ___ доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ___, и ___ доля в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером ___, расположенные по адресу: г. ____. Вид разрешенного использования указан под жилой дом. Срок ограничений в виде резервирования земельного участка, установленные распоряжением ОА г. Якутска от 01.12.2010 № 2548р, истек ____ г., сведений о продлении данных ограничений, не имеется, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Из материалов дела и объяснений сторон в судебном заседании установлено, что в ____ г. ФИО1 была включена в список участников подпрограммы «Индивидуальное жилищное строительство», что подтверждается уведомлением МКУ «Департамент жилищных отношений» от ___. ____ г. в рамках вышеуказанной подпрограммы истец заключила с ___ договор № ___ целевого займа на строительство благоустроенного индивидуального жилого дома.

Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Кроме того, в силу ч. 11 данной статьи в уведомлении о несоответствии должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены действующими нормативными правовыми актами.

Из оспариваемого уведомления о несоответствии указанных в уведомлении истца о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ___ следует, что размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке недопустимо в связи с тем, что согласно сведениям проекта планировки и межевания территории мкр. Марха, утвержденного распоряжением от 24.09.2014 № 1650р, земельный участок истца расположен в зоне малоэтажной жилой застройки.

Между тем согласно нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 13.06.2018 № 392-НПА «О внесении изменений в нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА «Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», принятого решением Якутской городской Думы от 13.06.2018 № РЯГД-47-5, видно, что по результатам публичных слушаний территориальная зона Ж-5 изменена на территориальную зону Ж-2А в отношении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: г. ____, принадлежащего административному истцу.

Административный ответчик данные доводы истца не опровергнул, нормативный правовой акт размещен в открытом доступе, сведений о его изменений, отмене или признании недействующим не имеется. Истребованные судом сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении данного земельного участка, где была бы указана актуальная информация относительно территориальной зоны, административным ответчиком не представлены, что судом расценивается как неисполнение процессуальной обязанности, предусмотренной ст. ст. 62, 63 КАС РФ.

Таким образом, основания, указанные в оспариваемом уведомлении о несоответствии, противоречат обстоятельствам дела и действующим нормативным правовым актам, нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца, в связи с чем суд признает действия органа местного самоуправления незаконными. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем возложения на ДГ ОА г. Якутска обязанности повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от ___ о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ____. При повторном рассмотрении органу местного самоуправления следует принять во внимание изложенные в настоящем решении суда выводы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от ___ о несоответствии указанных ФИО1 в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ____

Обязать Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска в установленные действующими нормативными правовым актами порядке и сроки отменить вышеуказанное уведомление а от ___ и выдать ФИО1 уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ____.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь А. С. Готовцева

Решение изготовлено в окончательной форме 14 февраля 2019 г.