ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1842/2022 от 27.05.2022 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

2а-1842/2022

УИД 61RS0006-01-2022-002499-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«27» мая 2022 года

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Коваленко И.А,

при секретаре Мальцевой В.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ростовского регионального отраслевого объединения работодателей Федерального координационного центра руководителей охранных структур к Министерству здравоохранения Ростовской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Ростовское региональное отраслевое объединение работодателей Федерального координационного центра руководителей охранных структур обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству здравоохранения Ростовской области, ссылаясь на то, что им подано обращение от 28.01.2022 № 38в министерство здравоохранения Ростовской области. 28.02.2022 административным истцом был получен ответ министерства здравоохранения Ростовской области от 28.02.2022 № 22.5-1.3.1/128 на его обращение. С указанным ответом административный истец не согласен, считает, что административный ответчик не принял должных мер в соответствии с его обращением и проявил бездействие. Просит суд признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Ростовской области, выразившееся в непринятии всех необходимых мер по ведомственному контролю за исполнением контракта № 0358200034821000523 от 17.12.2021 на оказание услуг частной охраны для нужд ГБУ РО «ОКФЦП» по адресам: <адрес> и <адрес> принять меры по осуществлению ведомственного контроля за исполнением контракта № 0358200034821000523 от 17.12.2021 на оказание услуг частной охраны для нужд ГБУ РО «ОКФЦП» по адресам: <адрес> и <адрес>

Представитель административного истца Плишань А.Г., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании и руководитель административного истца Ткачев А.Ю. в судебное заседание явились, заявленные административные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Шемет А.Б., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно ч.2 ст. 218 КАС РФ в случае если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

Ч.3 ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено право общественных объединений, осуществляющих общественный контроль, обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 226 КАС РФ, регламентируя судебное разбирательство по рассматриваемой категории дел, предписывает суду, прежде всего выяснить нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из буквального толкования п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании установлено, что административным истцом на основании ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ 16.01.2022 осуществлен общественный контроль за исполнением контракта № 0358200034821000523 от 17.12.2021 на оказание услуг частной охраны для нужд государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Областной клинический центр фтизиопульмонологии». Исполнитель контракта - ООО»Охранное предприятие Ангел». Место оказания услуг – <адрес> (1 пост) и <адрес> (2 поста). По результатам общественного контроля составлен акт общественного контроля исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксированы нарушения законодательства РФ и условий контракта, в том числе отсутствие удостоверения и личной карточки у охранника ФИО6, ФИО7, отсутствие форменной одежды охранников, отсутствие графика дежурств, отсутствие копии должностной инструкции и листа ознакомления с ней, отсутствие радиосвязи, отсутствие металлоискателя, невозможность по одежде охранника определить принадлежность к частной охранной организации..

Административный истец обратился к административному ответчику с письмом от 28.01.2022 № 38, в котором изложил вышеуказанные обстоятельства и указал на то, что заказчик перед оплатой оказанной услуги обязан провести экспертизу, что заказчик не ведет претензионную работу, выявленные нарушения игнорирует. В связи с чем, просил принять меры по выявленным нарушениям и направить ответ в установленные 59-ФЗ сроки.

В ответе министерства здравоохранения Ростовской области от 28.02.2022 № 22.2-1.3.1/128 указывается, что ГБУ РО «Областной клинический центр фтизиопульмонологии» проведена экспертиза этапа исполнения контракта от 17.12.2021 № 0358200034821000523, в результате которой установлено, что все сотрудники Исполнителя имеют форменную одежду и необходимые документы, указывающие на принадлежность к охранному предприятию, режим труда и отдыха соответствует требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, на каждом посту имеются средства радиосвязи и металлоискатель.

Административный истец не согласившись с ответом административного ответчика на свое обращение обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором также указал, что 25.02.2022 и 29.02.2022 Центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ростовской области проведена проверка доводов административного истца. Письмом от 21.03.2022 № 956/9-2182 Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ростовской области подтвердил наличие ряда нарушений условий контракта и действующего законодательства, совершенных Исполнителем контракта, привлеченным за их совершение к ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Административный истец считает указанное выше бездействие административного ответчика незаконным, нарушающим законный интерес административного истца в сфере осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в отношении закупок. Указывает, что административный ответчик, получивший взаимоисключающую информацию об исполнении контракта от административного истца и от подконтрольного Заказчика, не принял все необходимые меры для проведения ведомственного контроля за исполнением Контракта и привлечения Исполнителя к гражданско-правовой ответственности.

Административным ответчиком даны возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что министерством здравоохранения Ростовской области на основании пункта 2 части 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ запрошена в государственном бюджетном учреждении Ростовской области «Областной клинический центр фтизиопульмонологии» информация о сведениях, указанных в обращении РООР ФКЦ «Ростов».

В адрес министерства здравоохранения Ростовской области 09.02.2022 поступила информация от ГБУ РО «ОКЦФП», в которой указывалось, что по основаниям, указанным в обращении РООР ФКЦ «Ростов» проведена внутренняя экспертиза заказчиком при проведении приемки оказанных услуг по контракту с ООО ОП «Ангел» от 17.12.2021 № 0358200034821000523 на оказание услуг частной охраны. В соответствии с условиями заключенного контракта, срок оказания услуг начинается с 1 января 2022 года и действует до 31 декабря 2022 года. По состоянию на 09.02.2022 исполнителем оказаны, а заказчиком приняты и оплачены услуги за январь 2022 года. Также ГБУ РО «ОКЦФП» выявлено нарушение условий контракта, не оказывающее влияние на результаты услуг, в связи с чем, в адрес исполнителя направлена претензия, взыскан штраф.

В связи с тем, что на момент рассмотрения обращения доводы заявителя не подтвердились, в том числе осуществленным в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контролем заказчика за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также учитывая проведенную претензионную работой заказчиком, основания для проведения внепланового ведомственного контроля в отношении ГБУ РО «ОКЦФП» отсутствовали, министерством здравоохранения Ростовской области дан ответ заявителю от 28.02.2022 № 22.5-1.3.1/128.

Согласно ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе в том числе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов; осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона; обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

ГБУ РО «ОКЦФП» является учреждением подведомственным министерству здравоохранения. Министерство здравоохранения Ростовской области согласно ст. 100 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок в соответствии с Порядком осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 824. Согласно п. 2.1.1 -2.1.2 Порядка ведомственный контроль в сфере закупок осуществляется либо в соответствии с планом, утвержденным руководителем органа ведомственного контроля., либо по поручению, приказу (распоряжению) руководителя или иного лица, уполномоченного руководителем органа ведомственного контроля.

В соответствии с п.1.4 Порядка при осуществлении ведомственного контроля органы ведомственного контроля осуществляют в том числе проверку: соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при формировании планов закупок и планов-графиков; соблюдения требований о нормировании в сфере закупок, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика; соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: в планах-графиках, - информации, содержащейся в планах закупок; в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках; в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках; в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); в реестре контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контрактов; предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта; соблюдения требований статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; Обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта; применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Как усматривается из материалов дела в рассматриваемом обращении РООР ФКЦ «Ростов» от 28.01.2022 № 38 заявитель указывал данные о своей проверке, проведенной 16.01.2022 и просил принять меры по выявленным нарушениям.

Согласно части 4 статьи 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» министерством здравоохранения Ростовской области для рассмотрения обращения запрошены в государственном бюджетном учреждении Ростовской области «Областной клинический центр фтизиопульмонологии», необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы, в том числе информация о сведениях, указанных в обращении РООР ФКЦ «Ростов».

Таким образом, решение о запросе дополнительной информации в государственном бюджетном учреждении Ростовской области «Областной клинический центр фтизиопульмонологии» законно и обоснованно.

В адрес министерства здравоохранения Ростовской области 09.02.2022 поступила информация от ГБУ РО «ОКЦФП», в которой указывалось, что по основаниям, указанным в обращении РООР ФКЦ «Ростов», ГБУ РО «ОКЦФП» на основании ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ проведена внутренняя экспертиза м при проведении приемки оказанных услуг по контракту с ООО ОП «Ангел» от 17.12.2021 № 0358200034821000523 на оказание услуг частной охраны. По состоянию на 09.02.2022 исполнителем оказаны, а заказчиком приняты и оплачены услуги за январь 2022 года. Выявлено нарушение условий контракта, не оказывающее влияние на результаты услуг, в адрес исполнителя направлена претензия, взыскан штраф.

После получения необходимой информации министерством здравоохранения Ростовской области в срок, установленный направлен мотивированный ответ административному истцу.

Обращение административного истца рассмотрено уполномоченным должностным лицом в установленный ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ срок и по существу поставленного в обращении вопроса, отправлен мотивированный ответ.

Данными о проверке Управления Росгвардии по Ростовской области 25.02.2022 и 28.02.2022 в силу дат их проведения административный ответчик не владел и сведения о них отсутствовали в обращении административного истца от 28.01.2022.

Обращение административного истца не содержало просьбы о проведении мероприятия ведомственного контроля.

Порядком осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 824, в отношении внеплановых проверок предусмотрено право уполномоченного органа, а не обязанность по осуществлению ведомственного контроля в сфере закупок.

Таким образом, ответ административного ответчика не нарушает права и свободы административного истца, соответствует требованиям закона, в том числе нормам Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2).

Основания для признания незаконными бездействия министерства здравоохранения Ростовской области, выразившееся в непринятии всех необходимых мер по ведомственному контролю за исполнением контракта от 17.12.2021 №0358200034821000523, как и основания для обязания административного ответчика на осуществление ведомственного контроля за исполнением контракта от 17.12.2021 №0358200034821000523, отсутствуют.

Неудовлетворенность административного ответчика результатами рассмотрения его обращения не свидетельствуют о виновности должностных лиц, которыми были своевременно дан ответ на обращение.

Для признания требований административного искового заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение необходимо установление совокупности двух условий – несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.

Однако, совокупности указанных обстоятельств для удовлетворения административного искового заявления административного истца суд не усматривает.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Ростовского регионального отраслевого объединения работодателей Федерального координационного центра руководителей охранных структур к Министерству здравоохранения Ростовской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по осуществлению ведомственного контроля – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

С У Д Ь Я -

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2022 года