ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1843/19 от 11.02.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия Дело № 2а-1843/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Адвокат Адвокатской палаты РТ Нагиев Р.О. обратился в суд с указанным административным иском к Министру культуры РТ Аюповой И.Х. В обосновании иска указано, что административный истец является членом Адвокатской Палаты РТ и осуществляет полномочия защитника ФИО4, являющегося обвиняемым по уголовному делу ..., расследуемому СЧ ГСУ МВД РТ. 16 октября 2018 год административным истцом в Министерство культуры РТ направлен адвокатский запрос с требованием предоставить заверенные копии следующих документов:

- копии фото и видеоматериалов, полиграфической продукции (пригласительные, афиши, брошюры и т.п.), сценариев, списков участников, списков приглашенных гостей по следующим мероприятиям: детское музыкальное новогоднее представление «Чиполлино» (2014 год); XXXII заседание Постоянного Совета Министров стран-членов ТЮРКСОЙ (2014 год); День родного языка (2015 год); Международный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Татар моны» (2015 год); Расширенное заседание итоговой коллегии «Об основных итогах деятельности Министерства культуры РТ в 2015 году и задачах на 2016 год» (2016 год); День родного языка - 130-летие со дня рождения Г.Тукая (2016 год); Дни Республики Татарстан в Чехии и Венгрии (2016 год);

- копию регламента работы сотрудников Министерства в АИС «Электронный магазин»;

- заверенную Копию приказа о назначении ответственных и/или уполномоченных лиц министерства за работу и/или право подписи документов, в том числе с помощью ЭЦП, в АИС «Электронный магазин», действовавшего в период с 2014 по 2017 годы;

- заверенный утвержденный список (перечень) сотрудников министерства, имевших доступ к автоматизированной информационной системе «Электронный магазин» в силу должностных обязанностей в период с 2014 по 2017 годы.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие Министра Культуры РТ Аюповой И.Х., выраженное:

- в неистребовании копий изъятых у Министерства документов из МВД РТ и непредоставлении их заверенных копий по адвокатскому запросу;

- в неправомерном уклонении от предоставления информации о работе государственных органов и истребованных по адвокатскому запросу от 18.10.2018г. информации, сведений и документов в связи с защитой гр.Хаярова И.З. по уголовному делу.

Признать незаконным и необоснованным ответ Министра Культуры РТ Аюповой И.Х. в связи с укрывательством организационно-распорядительной документации министерства и фактов, связанных с использованием сотрудниками министерства культуры РТ в период с 2014 по 2017 годы Автоматизированной информационной системы «Электронный Магазин», ЭЦП, истребованной по адвокатскому запросу от ... в связи с защитой гр.Хаярова И.З. по уголовному делу.

Признать бездействие Министра Культуры РТ Аюповой И.Х., нарушающим конституционные права и свободы гр. ФИО4, ... года рождения, закрепленные в ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, ч.4 ст.29, ч.2 ст.45, ст.48 Конституции РФ, гарантирующих ему конституционное право на доступ к информации государственных и публичных органов и право на защиту любыми доступными средствами, в том числе путем поиска и сбора информации, доказательств невиновности через адвоката,

В ходе рассмотрения дела Министр культуры РТ привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика.

Административный истец адвокат Адвокатской Палаты РТ Нагиев Р.О. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства культуры РТ в судебном заседании иск не признал.

Административный ответчик Министр культуры РТ Аюпова И.Х. в судебное заседание не явилась, судом извещалась.

Заинтересованное лицо Хаяров И.З. требования поддержал.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что 18 октября 2018 года адвокат Нагиев Р.О. в качестве защитника Хаярова И.З., являющегося обвиняемым по уголовному делу, направил в Министерство культуры РТ адвокатский запрос, в котором просил предоставить:

- копии фото и видеоматериалов, полиграфической продукции (пригласительные, афиши, брошюры и т.п.), сценариев, списков участников, списков приглашенных гостей по следующим мероприятиям: детское музыкальное новогоднее представление «Чиполлино» (2014 год); XXXII заседание Постоянного Совета Министров стран-членов ТЮРКСОЙ (2014 год); День родного языка (2015 год); Международный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Татар моны» (2015 год); Расширенное заседание итоговой коллегии «Об основных итогах деятельности Министерства культуры РТ в 2015 году и задачах на 2016 год» (2016 год); День родного языка - 130-летие со дня рождения Г.Тукая (2016 год); Дни Республики Татарстан в Чехии и Венгрии (2016 год);

- копию регламента работы сотрудников Министерства в АИС «Электронный магазин»;

- заверенную Копию приказа о назначении ответственных и/или уполномоченных лиц министерства за работу и/или право подписи документов, в том числе с помощью ЭЦП, в АИС «Электронный магазин», действовавшего в период с 2014 по 2017 годы;

-перечень сотрудников министерства, имевших доступ к автоматизированной информационной системе «Электронный магазин» в силу должностных обязанностей в период с 2014 по 2017 годы.

Министерством культуры РТ на данный запрос подготовлен ответ, датированный 16 ноября 2018 года (исх. № 10479-16) и подписанный министром, в котором указано, что все запрашиваемые документы были изъяты Главным следственным управлением Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и зафиксированы следующими актами:

протокол от 20 января 2017 года (по мероприятиям: детское новогоднее представление «Чиполлино», День родного языка (2015, 2016 гг.), организация и проведение Очередного XXXII Заседания Постоянного Совета министров стран-членов ТЮРКСОЙ);

протокол от 26 апреля 2017 грода (по мероприятиям: День родного языка (2016г.), организация и проведение Очередного XXXII Заседания Постоянного Совета министров стран-членов ТЮРКСОЙ);

протокол от 13 июня 2017 года (по мероприятию: Дни Республики Татарстан Чехии и Венгрии(2016г.));

протокол от 20 июня 2017 года (об оплате расходов по подготовке и проведению расширенного заседания коллегии Министерстве культуры Республики Татарстан(2015 г.);

протокол от 20 апреля 2017 года (в ГБУ «Татарский государственный Академический театр имени Галиасгара Камала») (по мероприятию: День родного языка (2016г.).

Вышеуказанные протоколы с документами находятся в материалах уголовного дела в отношении Хаярова И.З. ... в Главном следственном управлении Министерство внутренних дел по Республике Татарстан (МВД по Республике Татарстан).

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2014 года № 585 «О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Татарстан» создана региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Татарстан, которая находится в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://zakupki.tatar.ru (АИС «Электронный магазин»)

Техническим оператором Системы является – Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Функциональным оператором Системы - Министерство финансов Республики Татарстан и Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам.

Министерством приказы о Порядке (регламенте) работы в Системе, о назначение ответственных лиц (о перечне сотрудников) по работе в данной Системе не издавались.

Суд полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Запрос административного истца был рассмотрен уполномоченным должностным лицом, в установленном законном порядке и установленные срока, дан соответствующий письменный ответ. Несогласие с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о нарушении прав и свобод заявителя.

Так, в силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Согласно пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе

В соответствии с положениями статьи 6.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

Позиция истцовой стороны основана на том, что запрошенные документы не могли быть изъяты следственным органом, а в случае их изъятия ответчик имел возможность запросить их у следственного органа, запросить информацию (документы) у сторонних лиц, являвшихся субъектами правоотношений с министерством, в рамках которых и были составлены запрошенные документы.

Право на обращение в органы государственной власти с адвокатским запросом предоставлено административному истцу на основании указанного Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Наличие такого права корреспондирует обязанности предоставить запрашиваемую информацию, если к этому нет законодательных запретов или препятствий.

Административный ответчик сообщил причину отказа в предоставлении запрошенных документов, в связи с чем несогласие заявителя с ограничением его доступа к получению желаемой информации результатами ответа на адвокатский запрос, само по себе не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.

В данном случае отказ был обоснован фактическими обстоятельствами, чему свидетельствует ответ ГСУ МВД по РТ от 04.02.2019г., подготовленный в ответ на обращение Министерства культуры РТ. По смыслу данного ответа запрошенные истцом документы и указанные ответчиком в оспариваемом ответе как отсутствующие в виду их изъятия следственным органом, действительно были изъяты в ходе предварительного следствия и приобщены к материалам уголовного дела.

В части ответа на изложенное в запросе требование представить сведения по работе в системе «Электронный магазин», мнение суда аналогично, поскольку обоснованность ответа об отсутствии в министерстве соответствующих регламентирующих актов (приказов, регламентов) допустимыми доказательствами не опровергнута, размещение в системе сведений о закупках, производимых министерством, не свидетельствует об обратном. Ответ министерством в данной части дан с учетом смысловой нагрузки и сути изложенного в обращении.

Также следует отметить, что в силу приведенных положений закона, ответ на адвокатский запрос исполняется ответственным органом (лицом) исключительно по входящим в его компетенцию вопросам и в объеме имеющихся сведений. Закон не возлагает на ответственное за исполнение запроса лицо обязанность получения (истребования) запрашиваемых сведений из иных органов (организаций), у иных (сторонних) лиц.

Таким образом, доводы истца о возможности сбора запрошенных сведений у иных лиц не обоснованы. Административный ответчик в данном случае не допускал нарушения положений ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

При изложенном, иск подлежит отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление адвоката ФИО1 к Министерству культуры Республики Татарстан, Министру культуры Республики Татарстан ФИО2 об оспаривании действий, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Г.Ф. Аюпова