Дело № 2а-1843/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года г. Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Садова Б. Н.,
при секретаре Сычевой А. А.,
с участием:
представителя административного истца на основании доверенности - ФИО1;
представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на основании доверенности ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным отказа органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным отказа органа местного самоуправления.
В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО3 является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 547 +/- 8кв. м., адрес: «установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>», что подтверждается записью о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№;
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 136 +/- 4кв. м., адрес: «установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>», что подтверждается записью о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№;
- жилого дома с кадастровым номером №, площадью 90,1 кв. м., адрес: «<адрес>», что подтверждается записью о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанный жилой дом расположен на арендуемом ФИО3 земельном участке с кадастровым №, площадью 131 +/- 4кв. м., адрес: «установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес><адрес>», который принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Геленджик, что подтверждается соответствующими записями о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ (право аренды), от ДД.ММ.ГГГГ№ (право собственности).
При проведении кадастровых и геодезических работ выяснилось, что между границами указанных земельных участков имеются «сантиметровые разрывы», то есть границы не являются смежными в виду ошибок допущенных кадастровыми инженерами, подготавливающими межевые планы, на основании которых земельные участки с кадастровыми номерами №№ были поставлены в границах.
Административным истцом было подано заявление в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик о снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами №, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 814 кв. м. и предоставлении сформированного земельного участка в собственность с доплатой за площадь земельного участка с кадастровым номером №, равную 131 кв. м., с учётом действующих Положения о земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик.
Ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 было отказано.
Считает отказ незаконным, в связи с чем был вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание представитель административного истца на основании доверенности ФИО1 явилась, административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика на основании доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, против удовлетворения административных исковых требований возражала, пояснив, что земельный участок не освоен, в связи с чем оснований для предоставления в собственность ФИО3 за плату, равную десятикратной ставке земельного налога, не имеется.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодекса административного судопроизводства РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов административного дела ФИО3 является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается записью о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№;
- земельного участка с кадастровым номером № что подтверждается записью о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№;
- жилого дома с кадастровым номером № что подтверждается записью о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанный жилой дом расположен на арендуемом административным истцом земельном участке с кадастровым номером №, который принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Геленджик, что подтверждается соответствующими записями о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ (право аренды), от ДД.ММ.ГГГГ№ (право собственности).
При проведении кадастровых и геодезических работ установлено, что между границами указанных земельных участков имеются «сантиметровые разрывы», то есть границы не являются смежными в виду ошибок допущенных кадастровыми инженерами, подготавливающими межевые планы, на основании которых земельные участки с кадастровыми номерами №№ были поставлены в границах.
Административным истцом было подано заявление в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик о снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами №, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 814 кв. м. и предоставлении сформированного земельного участка в собственность с доплатой за площадь земельного участка с кадастровым номером №, равную 131 кв. м., с учётом действующих Положения о земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик.
Ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 было отказано.
В обоснование отказа административный ответчик указал, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, данный объект недвижимого имущества является нежилым зданием магазина и расположен в границах арендуемого ФИО3 земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес>, имеющего вид разрешенного использования «для эксплуатации здания магазина».
При этом принадлежащие ФИО3 на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами № имеют вид разрешенного использования «для эксплуатации четырехквартирного жилого дома» и «для эксплуатации двухквартирного жилого дома», соответственно.
Таким образом, утверждения схемы расположения единого земельного участка площадью 814 кв. м. по <адрес> в <адрес> будет противоречить виду разрешенного использования объекта недвижимого имущества, расположенного в его границах.
Также необходимо учитывать, что постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1970 года № курорты на Черноморском побережье Краснодарского края отнесены к курортам, имеющим федеральное значение.
В соответствии со статьями 1 и 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми территориями с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, охрана которых осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Пунктом 2 статьи 16 указанного выше федерального закона установлено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 года №494 установлены границы и режим округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов.
При этом, в соответствии со статьей 10 Федерального закона 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 96 Земельного кодекса РФ, использование земельных участков в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Таким образом, город-курорт Геленджик является особо охраняемой природной территорией, так как был признан курортом федерального значения до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В этой связи земельные участки, расположенные на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, имеют ограничения оборотоспособности, предусмотренные указанными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, доводы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, изложенные в обоснование отказа, суд находит несостоятельными.
Статья 7 Земельного кодекса РФ определяет категории земель в Российской Федерации, к которым отнесены, в том числе, земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Статья 27 Земельного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте, где земли курортов не указаны. Аналогичные положения указаны и в статье 95 Земельного кодекса РФ, которая определяет категорию земель особо охраняемых природных территорий, где земли курортов не указаны.
Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признан утратившим силу раздел VIII «Лечебно-оздоровительные местности и курорты» Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и земли курортов были исключены из перечня особо охраняемых территорий.
Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определяет, что курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Из выписки из ЕГРН от 12.04.2019 № № о характеристиках на земельный участок с кадастровым номером № усматривается, что на земельном участке не располагаются природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и др.), земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов.
Процедура образования земельных участков урегулирована главой I.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 8 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно карте градостроительного зонирования города Геленджика указанные земельные участки расположены в одной зоне – Ж-2, для которой Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ№) не предусмотрен ни один из видов разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами № (вид разрешённого использования: для эксплуатации здания магазина), № (вид разрешённого использования: для эксплуатации четырехквартирного жилого дома), № (вид разрешённого использования: Для эксплуатации двухквартирного жилого дома).
Для вновь формируемого земельного участка с условным номером № согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером <данные изъяты>., испрашиваемый вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» входит в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков (пункт 1 статьи 39 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик).
Доводы административного ответчика о том, что объект недвижимости с кадастровым номером №, принадлежащий административному истцу на праве собственности и расположенный в границах испрашиваемого земельного участка, противоречит назначению земельного участка, суд также считает несостоятельными, поскольку орган местного самоуправления не принял во внимание вступившие в законную силу судебные акты, а именно решение Геленджикского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ФИО3 к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по делу №, а также определение Геленджикского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о разъяснении решения суда.
Указанными решением и определением Геленджикского городского суда Краснодарского края объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, был переведён из нежилого помещения в жилое.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу указанных положений Земельного кодекса РФ ФИО3 принадлежит исключительное право на приобретение вновь образуемого земельного участка с условным номером № площадью 814 кв. м., согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером <данные изъяты> с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» в собственность без проведения торгов с учётом действующих Положения о земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик, а именно за плату равную десятикратной ставке земельного налога.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, при удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями статей 59-61, 70, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик – незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю снять с кадастрового учёта земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 131 +/- 4кв. м., адрес: «установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>»;
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 547 +/- 8кв. м., адрес: «установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>»;
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 136 +/- 4кв. м., адрес: «установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>».
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленную ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером <данные изъяты>
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик поставить на кадастровый учёт земельный участок с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» согласно утверждённой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером <данные изъяты>
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик предоставить ФИО3 вновь сформированный земельный участок с условным номером №, площадью 814 кв. м., согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером <данные изъяты> с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» в собственность без проведения торгов с учётом действующих Положения о земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик, а именно: за плату, равную десятикратной ставке земельного налога.
Настоящее решение является основанием для получения адресного заключения, изготовления технических планов объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, помещений в них), подготовки межевых планов земельных участков, снятия с кадастрового учёта и/или постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества, регистрации права собственности на объекты капитального строительства и/или земельные участки за ФИО3 в соответствии с настоящим решением суда, а также является основанием для внесения и/или исключения соответствующих записей/изменений/уточнений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в любом отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и административному истцу ФИО3 в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья