ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1844/2022 от 27.04.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-1844/2022

РЕШЕНИЕ СУДА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2022 года г.Балашиха, МО

Балашихинский городской суд в составе:

председательствующего судьи Пономарёвой В.В.,

при секретаре Рычковой Е.А.,

с участием:

административного истца Алексеева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеева Артура Аркадьевича к Администрации г.о. Балашиха о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», обязании принять документы к рассмотрению,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику Администрации г.о.Балашиха и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Балашиха без номера от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», поданных Алексеевым Артуром Аркадьевичем ДД.ММ.ГГГГ г. и обязать Администрацию городского округа Балашиха устранить допущенные нарушения, а именно - принять документы к рассмотрению и рассмотреть в соответствии с действующими нормативными актами. Признать незаконным действие Администрации городского округа Балашиха, выразившееся в отказе в предоставлении Муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме» Алексееву Артуру Аркадьевичу по причине предоставления неполного комплекта документов - по заявлению, поданному ДД.ММ.ГГГГ г., и обязать Администрацию городского округа Балашиха устранить допущенные нарушения.

Требования мотивированы тем, что административному ответчику предоставлены все необходимые документы для рассмотрения заявления в соответствии с законом, однако Администрация г.о.Балашиха отказала в приеме документов, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании административный истец поддержал доводы административного искового заявления, а также письменных объяснений.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Балашиха в судебное заседание не явился, письменно административный иск не признал, представил возражения, приобщенные к материалам дела.

Заинтересованное лицо Алексеева М.Т., не явилась, извещена.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, административный истец, Алексеев А.А. и Алексеева М.Т. являются собственниками нежилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-61).

С целью перевода этого помещения из нежилого в жилое Алексеев А.А. ДД.ММ.ГГГГ г. посредством портала <адрес> подал административному ответчику заявление об оказании государственной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», которое было зарегистрировано за номером , с приложением необходимых документов, предусмотренных Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа Балашиха, утв. постановлением администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Постановление ).

Согласно п.5.2 административного регламента, утв. постановлением . органом, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Администрация г.о.Балашиха. Заявитель (представитель Заявителя) обращается за предоставлением Муниципальной услуги в Администрацию городского округа Балашиха.

Однако администрация г.о.Балашиха без законных к тому оснований отказала в приеме документов, сославшись на то, что Заявителем не предоставлены документы, установленные п. 10 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утв. постановлением Администрации Городского округа Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме документов подписано заместителем главы администрации г.о.Балашиха Калашниковой Т.С. (л.д.12-13).

Как следует из материалов дела Алексеевым А.А. к заявлению были приложены следующие документы:

• Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении помещения (электронная с электронной подписью Росреестра);

• Копия технического паспорта на помещение от ДД.ММ.ГГГГ года;

• Копия технического плана здания;

• Проект перепланировки и переустройства помещения, подписанный электронной цифровой подписью ООО «ЖИЛЭКСПЕРТИЗА»;

• Нотариально заверенное заявление супруги Алексеевой Милены Тахмасибовны по форме в регламенте о переводе помещения;

• Заявление супруги Алексеевой Милены Тахмасибовны по форме в регламенте о переводе помещения (оформлено путем заполнения образа формы, подписано, отсканировано и заверено открепленной электронной подписью);

• Нотариально заверенное согласие супруги Алексеевой Милены Тахмасибовны по форме в регламенте на обработку ее персональных данных;

• Согласие супруги Алексеевой Милены Тахмасибовны по форме в регламенте об обработке ее персональных данных (оформлено путем заполнения образа формы, подписано, отсканировано и заверено открепленной электронной подписью);

• Нотариально заверенное согласие супруги Алексеевой Милены Тахмасибовны на перевод помещения;

• Нотариально заверенная доверенность на имя Алексеева А.А. от имени супруги Алексеевой Милены Тахмасибовны на получение государственной услуги.

• Копия паспорта Алексеева А.А.

В силу ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Согласно п.2.1 ч. 2 ст.23ЖК РФ Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Таким образом, перечень документов, которые необходимо предоставить для перевода помещения указан в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ и является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит.

Однако, в своих письменных возражениях Администрация г.о.Балашиха указывает, что административный истец вопреки ч.2 ст.23 ЖК РФ, а также положениями административного регламента не представил документы установленные п.10 Административного регламента.

Согласно пп.16.2.1-16.2.3 Административного регламента для получения муниципальной услуги Заявитель (представитель Заявителя) авторизуется на РПГУ посредством подтвержденной учетной записи в ЕСИА, затем заполняет Заявление в электронном виде с использованием специальной интерактивной формы. Заполненное Заявление отправляется Заявителем (представителем Заявителя) вместе с прикрепленными электронными образами документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, в Администрацию. При авторизации посредством ЕСИА Заявление считается подписанным простой электронной цифровой подписью Заявителя (представителя Заявителя), уполномоченного на подписание Заявления. Отправленные документы поступают в модуль ЕИС ОУ Администрации. Передача оригиналов и сверка с электронными образами документов не требуются.

В подпунктах 12.1.1-12.1.7 регламента и в приложении № 10 к регламенту, утв. постановлением , а также размещенных в разделе предоставления услуги по выдаче разрешения на перевод жилого помещения в нежилое на портале «Госуслуги», перечислены основания для отказа в приеме документов, а именно:

• документы, необходимые для предоставления Муниципальной услуги утратили силу (документ, удостоверяющий личность, доверенность)

• подача заявления и иных документов в электронной форме, подписанных с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю (представителю заявителя)

• некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса на РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным Административным регламентом)

• представление электронных образов документов посредством РПГУ, не позволяет в полном объеме прочитать текст документа и (или) распознать реквизиты документа

• документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах для предоставления Муниципальной услуги

• документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

• обращение за предоставлением иной Муниципальной услуги, не предоставляемой Администрацией.

Необходимо отметить, что непредставление определенных пунктом 10 настоящего административного регламента документов, обязанность по представлению которых возложена на Заявителя, является основанием для приостановления или отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме (п.13.1.1), но не основанием для отказа в приеме документов.

Таким образом, ни одно из оснований, перечисленных в пп.12.1.1-12.1.7 регламента, утв.постановлением № 1348-ПА, не указано в решении Администрации г.о.Балашиха об отказе в приеме документов.

Более того, согласно решения от 09.12.2021г. административный ответчик формально сослался на п.10 Административного регламента, при этом не указав какой конкретно документ не представлен заявителем Алексеевым А.А.

В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы, перечисленные в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 23 ЖК РФ).

Следовательно, доводы административного ответчика на отсутствие собственноручно подписанного заявления и согласия на обработку персональных данных в перечне документов, направленных Алексеевым А.А. через РПГУ не могло являться основанием для отказа в приеме документов, т.к. наличие указанных документов не предусмотрено ни жилищным законодательством, ни Административным регламентом.

Кроме того, доводы административного ответчика не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку при заполнении электронной формы заявления согласие на обработку персональных данных осуществляется автоматически при заполнении заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Суд приходит к выводу о доказанности административным истцом факта нарушения его прав при получении услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме».

В свою очередь Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Между тем, Администрация г.о.Балашиха в письменных возражениях представила лишь вольную трактовку требований Административного регламента и жилищного законодательства РФ, при этом суду не представлены объективные доказательства, которые явились основанием для отказа в приеме документов у Алексеева А.А., в оспариваемом решении от 09.12.2021г. такие сведения отсутствуют, кроме как ссылки на неполный комплект документов.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования в части признания незаконным решение Администрации городского округа Балашиха без номера от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», поданных Алексеевым Артуром Аркадьевичем ДД.ММ.ГГГГ г. подлежит удовлетворению. Для восстановления нарушенного права административного истца суд также считает возможным обязать Администрацию городского округа Балашиха устранить допущенные нарушения путем принятия документов к рассмотрению и рассмотреть в соответствии с действующим законодательством по существу.

Принимая во внимание, что на дату рассмотрения административного иска заявление Алексеева А.А. Администрацией г.о.Балашиха по существу не рассматривалось, требования административного истца о признании незаконным действие Администрации городского округа Балашиха, выразившееся в отказе в предоставлении Муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме» Алексееву Артуру Аркадьевичу по причине предоставления неполного комплекта документов - по заявлению, поданному ДД.ММ.ГГГГ г., и обязании Администрацию городского округа Балашиха устранить допущенные нарушения не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены преждевременно и у суда не имеется оснований для их удовлетворения в данной части без рассмотрения административным ответчиком документов Алексеева А.А. по существу.

На основании вышеизложенного требования административного истца Алексеева А.А. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Алексеева А.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», поданных Алексеевым Артуром Аркадьевичем ДД.ММ.ГГГГ г.

Обязать Администрацию городского округа Балашиха устранить допущенные нарушения путем принятия документов Алексеева А.А. для рассмотрения по существу в соответствии с действующим законодательством.

Требования в части признания незаконным действие Администрации городского округа Балашиха, выразившееся в отказе в предоставлении Муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме» Алексееву Артуру Аркадьевичу по причине предоставления неполного комплекта документов - по заявлению, поданному ДД.ММ.ГГГГ г., обязании Администрацию городского округа Балашиха устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06.05.2022г.

Судья Балашихинского

городского суда Московской области В.В. Пономарёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>