Дело № 2а-1845/2019 16 мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,
при секретаре Фомичеве К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в котором просит признать решение Комиссии от 18.01.2019 № 0 об отклонении заявления о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в отношении земельного участка с кадастровым номером № 0 в связи с необеспеченностью инженерной и транспортной инфраструктурой незаконным; обязать Комиссию дать соответствующее заключение по заявлению ФИО1, содержащие рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части изменения границ территориальной зоны СХ31 «Сельскохозяйственного использования» путем исключения из нее земельного участка с кадастровым номером № 0 и изменения границ территориальной зоны СХЗ 2 «Садоводства и дачного строительства использования» путем включения в нее земельного участка с кадастровым номером № 0, направить данное заключение главе администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает, что является собственником 1000 /24 402 доли земельного участка с кадастровым номером № 0, расположенного по адресу: ... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Из ответа администрации Всеволожского района от 23.11.2018 следует, что земельный участок расположен в функциональной зоне СХЗ (зона сельскохозяйственного использования). На сайте Администрации было размещено Постановление главы администрации от 14.03.2018 № 577 «О подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района». Административный истец, как собственник земельного участка, расположенного на территории данного муниципального района, обратился 16.01.2019 с заявлением в Комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Всеволожского муниципального района о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки.
В ответе от 25.01.2019 Комиссия отказала ФИО1, ссылаясь на необеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой. Данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку он противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ, кроме того, обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой является обязанностью органов местного самоуправления, а не собственников земельных участков. На карте градостроительного зонирования муниципального образования спорный земельный участок отнесен к Зоне СХЗ1 «зона сельскохозяйственного использования», при этом зона сельскохозяйственных угодий на карте не выделена. Кроме того, законодательно установлено, что для сельскохозяйственных угодий градостроительные регламенты не устанавливаются. Отнесение земельного участка истца к зоне сельскохозяйственных угодий незаконно и ошибочно, земельный участок не обладает свойствами угодий, не включен в Перечень особо ценных земель, истец вправе самостоятельно выбрать вид использования земельного участка. При таких обстоятельствах орган местного самоуправления обязан изменить зону, к которой отнесен спорный земельный участок. Кроме того, стоимость участка из-за нахождения его в зоне СХЗ1 значительно ниже, чем если бы он находился в другой зоне.
Также ФИО1 указывает на то, что Комиссией был нарушен порядок рассмотрения предложений по внесению изменений в градостроительные документы, Комиссия вышла за пределы своей компетенции, поскольку Комиссия не вправе рассматривать по существу поданное административным истцом заявление, а обязана только подготовить заключение по результатам его рассмотрения.
Определением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 21.03.2019, занесенным в протокол судебного заседания, ненадлежащий ответчик Комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Всеволожского муниципального района Ленинградской области заменен на администрацию Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Административный истец в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО2 против удовлетворения иска возражал, представил письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 10.04.2015 является собственником 1000 / 24402 доли земельного участка с кадастровым номером № 0, расположенного по адресу: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства (л.д. 24-26, 43-48).
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Романовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области названный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования СХЗ1 «зона сельскохозяйственных угодий» (л.д. 30-38).
Из ответа главы администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО1 следует, что согласно генеральному плану, утвержденному решением Совета депутатов МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером № 0, относится к землям сельскохозяйственного назначения, зона сельскохозяйственных угодий СХЗ1 (л.д. 50).
Постановлением главы администрации № 577 от 14.03.2018 «О подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» утвержден порядок направления в Комиссию по правилам землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области предложений заинтересованных лиц о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки (л.д. 56-58).
16.01.2019 ФИО1 обратился к председателю комиссии по Правилам землепользования и застройки муниципального образования «г. Всеволожск» муниципального района Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве общей долевой собственности, кадастровый номер № 0, а именно: в генеральном плане исключить земельный участок из состава земель «зоны сельскохозяйственного использования» (СХЗ) и включить земельный участок в функциональную зону «зона садоводств и дачных участков»; исключить земельный участок с кадастровым номером № 0 из состава земель «Сельскохозяйственные угодья» (СХЗ 1) и включить земельный участок в границы территориальной зоны «Для садоводства и дачных участков» (СХЗ 2) (л.д. 13-14).
В ответ на обращением ФИО1 председатель Комиссии в письме от 25.01.2019 № 0 сообщил, что обращение было рассмотрено на заседании Комиссии, приложена выписка из протокола заседания от 18.01.2019 № 0, из которой следует, что во внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № 0 к зоне «садоводства и дачных участков» было отказано в связи с необеспеченностью инженерной и транспортной инфраструктурой (л.д. 54-55).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статей 9 (часть 1) и 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно котором) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды (определения от 24 марта 2015 годаЫ 67ГО, от 28 сентября 2017 года № 1919-0 и др.).
Частью 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Частью 2 указанной статьи установлено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:
1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.
Как следует из положений пункта 20 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
Порядок Подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения изменений в него установлен статьей 24 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно частям 1-3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частями 16-17 настоящей статьи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Частью 9 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ установлено, что глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
Согласно ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
В соответствии с частями 1-3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Согласно ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.
Пунктом 5 ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 ст. 33).
Частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Виды и состав территориальных зон установлены в статье 35 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 9 указанной статьи в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно частям 1 и 6 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Однако во взаимодействии указанной нормы и части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отмечаются границы земель сельскохозяйственных угодий. Запрета на зонирование данных земель на карте Градостроительный кодекс РФ не устанавливает. Таким образом, границы земель сельскохозяйственных угодий устанавливаются правилами землепользования и застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 указанного закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области № 374 от 16.02.2018 образована Комиссия по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Комиссия в силу пунктов 1.3.1, 1.3.3 Положения уполномочена на подготовку проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки, а также проектов внесения изменений в них.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Комиссия в отношении проектов генеральных планов сельских поселений муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и городских поселений, в случаях предусмотренных частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, и внесению изменений в них:
- обеспечивает рассмотрение предложений о внесении изменений в генеральные планы, на этапе, предшествующем принятию решения о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план;
- подготавливает заключение, содержащие рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в генеральный план, или об отклонении таких предложенной с указанием причин отклонения и направляет его главе администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области для принятия решения о подготовке проекта изменений в генеральный план;
- обеспечивает рассмотрение предложений о внесении изменений в генеральные планы на этапе подготовки проекта изменений в генеральный план и принимает решение о внесении соответствующих изменений в генеральный план или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения;
- организует и проводит публичные слушания по проекту генерального плана (изменений в генеральный план);
- подготавливает протокол и заключение о результатах публичных слушаний;
- обеспечивает публикацию решений, заключений, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, по проекту генерального плана (изменений в генеральный план) в средствах массовой информации, включая размещение на официальном сайте муниципального образования, в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации в сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 4.2 Положения Комиссия в отношении проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований и внесению изменений в них, в случаях, указанных в части и части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области:
- обеспечивает рассмотрение предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
- подготавливает заключение, содержащие рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Правила, или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения и направляет его главе администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области для принятия решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила;
- организует и проводит публичные слушания по рассмотрению проекта Правил и изменений в них;
- обеспечивает подготовку заключения о результатах публичных слушаний, его опубликование в газете «Всеволожские вести» и размещение на официальном сайте администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в сети «Интернет»;
- обеспечивает подготовку пакета документов, предусмотренного приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 27.12.2016 № 6, для направления в Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
Пунктом 5.5 Положения Комиссия вправе осуществлять подготовку предложений для администрации и совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по вопросам деятельности Комиссии.
Полномочия председателя Комиссии определены в пункте 6 Положения. К их числу относятся, в том числе:
- подписание протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний;
- контроль выполнения решений Комиссии;
- представление на рассмотрение главы администрации Всеволожского муниципального района предложения и проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.
Пунктом 9.8 Положения установлено, что итоги заседания Комиссии оформляются протоколом, который подписывает председатель и секретарь Комиссии. Решения Комиссии для предоставления заявителям и заинтересованным лицам оформляются в виде выписок из протокола, которые подписываются председателем Комиссии и секретарем (пункт 9.9).
Таким образом, Комиссии переданы полномочия по рассмотрению предложений заинтересованных лиц по вопросам внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки. По результатам рассмотрения предложений Комиссия при необходимости подготавливает заключение, содержащее рекомендации о внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки, направляет его главе администрации для принятия решения о подготовке проекта изменений. Заинтересованным лицам направляется выписка из протокола заседания Комиссии.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ФИО1 была приобретена доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № 0 в 2015 году. На момент приобретения земельный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения и согласно Правилам землепользования и застройки находился в зоне СХЗ1 «зона сельскохозяйственных угодий». Как пояснил в судебном заседании административный истец, указанный земельный участок используется им в соответствии с целевым назначением.
По результатам рассмотрения заявления административного истца от 16.01.2019 о внесении изменений в генеральный план Романовского сельского поселения и правила землепользования и застройки было принято решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с необеспеченностью земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой.
Отсутствие такой обеспеченности никем из сторон не оспаривалось и, как пояснил представитель административного ответчика, такое отсутствие вызвано изначальным целевым использованием земель для пашен, сенокосов, пастбищ и иной подобной сельскохозяйственной деятельности. Развитие данной территории для иного целевого использования и иных видов разрешенного использования, в частности, для садовых и дачных участков, не запланировано.
При этом оснований, содержащихся в п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для перевода земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию не имеется.
В силу вышеприведенных положений Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, на основании генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.
В то же время потребность в обеспечении транспортной инфраструктурой спорного земельного участка у административного ответчика отсутствует ввиду того, что земли сельскохозяйственных угодий используются лишь по их целевому назначению и не имеется оснований для отнесения их к другой функциональной зоне на карте зонирования территории.
Одно лишь обращение долевого собственника земельного участка с предложением исключить земельный участок из зоны сельскохозяйственных угодий и перевести его в зону «садоводства и дачные участки» путем внесения изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки без учета программ развития инфраструктуры поселений, застройки территории и целевого использования находящихся на территории поселения земель, не может служить безусловным основанием для удовлетворения такого заявления.
При этом административный истец не представил доказательств невозможности использования земельного участка по его целевому назначению, либо чинения препятствий в его использовании.
Доводы административного истца о том, что при утверждении Генерального плана поселения, Правил землепользования и застройки была неправильно определена территориальная зона в отношении спорного земельного участка, не является предметом рассмотрения в рамках заявленных административным истцом требований, поскольку не свидетельствуют о незаконности принятого 18.01.2019 Комиссией решения.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Приведенная правовая позиция также содержится в ответе на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014.
С учетом изложенного суд не находит оснований для признания незаконным решения Комиссии от 18.01.2019 № 0.3-06 об отклонении заявления ФИО1 о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в отношении земельного участка с кадастровым номером № 0 и возложения на Комиссию обязанности дать заключение по заявлению ФИО1, содержащие рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части изменения границ территориальной зоны СХ31 «Сельскохозяйственного использования» путем исключения из нее земельного участка с кадастровым номером № 0 и изменения границ территориальной зоны СХЗ 2 «Садоводства и дачного строительства использования» путем включения в нее земельного участка с кадастровым номером № 0, направив данное заключение главе администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья