ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1845/2022 от 24.08.2022 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1845/2022

УИД 29RS0008-01-2022-002612-37

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Мартынюк И.А.

при секретаре Бологовой С.С.,

с участием представителя административного ответчика администрации Котласского муниципального района Архангельской области ФИО1 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2, местного органа общественной самодеятельности «Территориальное общественное самоуправление «Северное Трехречье» Котласского района Архангельской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Шипицынское» и признании незаконным решения администрации Котласского муниципального района Архангельской области,

установил:

ФИО2, местный орган общественной самодеятельности «Территориальное общественное самоуправление «Северное Трехречье» Котласского района Архангельской области (далее ТОС «Северное Трехречье») обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В обоснование своих требований указано, что в 2013 году ФИО3 для создания парка культуры и отдыха «Нулевая верста» был предоставлен в аренду земельный участок по адресу: .... кадастровый , сроком на 49 лет. Впоследствии ФИО2 данный земельный участок был предоставлен местному органу общественной самодеятельности «Территориальное общественное самоуправление «Северное Трехречье» Котласского района Архангельской области в безвозмездное пользование. При предоставлении земельного участка он был отнесен администрацией к сегменту «парки, скверы, леса-сады», с кадастровой стоимостью 0,30 рублей за 1 кв.м, при этом участок согласно территориальному зонированию был отнесен к промышленной зоне. В 2019 году администрация Котласского района без согласования с ТОС «Северное Трехречье» и арендатора земельного участка решением от 23 мая 2019 года отнесла указанный земельный участок к коду 3.6 классификатора видов разрешенного использования «культурное развитие» с кадастровой стоимостью 1791270 рублей, о чем истцам стало известно только в апреле 2022 года. Поэтому просят признать незаконным решение администрации Котласского муниципального района Архангельской области от 23 мая 2019 года № 01-23/1746 в части отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером к коду классификатора «культурное развитие» и обязать устранить допущенное нарушение путем принятия решения об отнесении указанного земельного участка к коду 9 классификатора видов разрешенного использования земельных участков («деятельность по особой охране и изучению природы»). Кроме этого считают, что поскольку земельный участок располагается на территории МО «Шипицынское», то просят признать незаконным бездействие администрации МО «Шипицынское», выразившееся в неисполнении возложенной на нее законом обязанности по выводу земельного участка из промышленной зоны в установленный законом срок, и обязать устранить указанное нарушение.

Административный истец ФИО2 и как представитель ТОС «Северное Трехречье» в судебное заседание не явилась, представила дополнения по иску и заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Шипицынское» (далее МО «Шипицынское») в судебное заседание не явился, представил пояснения по делу, согласно которым просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Котласского муниципального района Архангельской области ФИО1 просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав также о пропуске истцами срока обращения в суд, предусмотренного статьей 219 КАС РФ.

Заинтересованное лицо Министерство строительства и архитектуры Архангельской области направило письменные возражения по делу, в которых указывает, что в период с 1 января 2019 года по настоящее время в адрес комиссии по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области не поступало предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Шипицынское» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Выслушав представителя административного ответчика администрации Котласского муниципального района Архангельской области, свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 17 сентября 2013 года между МО «Котласский муниципальный район» и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: ....», с кадастровым номером , разрешенное использование - парк культуры и отдыха «Нулевая верста».

01 января 2020 года между ФИО2 и ТОС «Северное Трехречье» заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 29:07:090901:601. Указанное соглашение зарегистрировано в ЕГРН 29 декабря 2020 года.

С момента заключения договора и до настоящего времени вид разрешенного использования земельного участка не менялся.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 28 февраля 2017 года № 96-пп «Об установлении даты перехода к проведению государственной кадастровой оценки» в Архангельской области проводилась государственная кадастровая оценка в соответствии с требованиями Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», которую в данном случае проводило ГБУ Архангельской области «БТИ».

Постановлением Минимущества АО от 21 ноября 2019 года № 16-п были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области.

Во исполнение положений Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» ГБУ Архангельской области «БТИ» направило в МО «Котласский муниципальный район» обработанный перечень земельных участков населенных пунктов, расположенных на территории МО «Котласский муниципальный район», подлежащих государственной кадастровой оценке в 2019 году, для согласования.

Администрация МО «Котласский муниципальный район» оспариваемым письмом от 23 мая 2019 года лишь согласовала виды использования земельных участков населенных пунктов Котласского района, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Поэтому кадастровая стоимость спорного земельного участка с 2020 года составила 1791270 рублей 00 копеек.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что классификацию видов разрешенного использования для целей определения кадастровой стоимости осуществляло ГБУ Архангельской области «БТИ».

Таким образом, оспариваемое письмо от 23 мая 2019 года права и законные интересы административных истцов не нарушает, в случае не согласия с кадастровой стоимостью земельного участка истцы вправе были оспорить её путем подачи административного искового заявления.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ.

Согласно Генеральному плану городского поселения «Шипицынское» Котласского района Архангельской области, утв. решением Совета депутатов МО «Шипицынское» № 142 от 14 июня 2018 года, земельный участок с кадастровым номером расположен на землях населенных пунктов, в границах р.п. Шипицыно.

В силу Правил землепользования и застройки городского поселения «Шипицынское» Котласского района Архангельской области, утв. решением Совета депутатов МО «Шипицынское» № 160 от 27 сентября 2018 года, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне производственного и коммунально-складского назначения (кодовое обозначение - П).

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

На момент рассмотрения настоящего спора, т.е. с 05 апреля 2021 года, действует классификатор, утвержденный Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. № 540 утратил силу.

Согласно коду 3.6 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, как нового, так и ранее действующего, наименование которого «культурное развитие» предполагает размещение зданий и сооружений, предназначенных для размещения объектов культуры. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.6.1 - 3.6.3.

Код 9 указанного классификатора содержит наименование «деятельность по особой охране и изучению природы», которое предполагает сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, оранжереи).

Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «парк культуры и отдыха» расположены объекты капитального строительства: клуб-музей «Деревенская изба», склад, сторожка-чайный домик.

Фактически и это не оспаривается стороной истца, этот земельный участок используется ТОС «Северное Трехречье» для проведения культурно-досуговых мероприятий: конкурсов, игровых программ, экскурсий по музею, выставок.

Что, по мнению суда, и соответствует коду классификатора 3.6, кроме того особо охраняемой природной территорией данный участок не является, объектов, указанных под кодом 9 классификатора не имеется.

В связи с чем оспариваемое письмо от 23 мая 2019 года не устанавливает дополнительные обязанности для истцов и согласуется с обстоятельствами по делу.

Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункта 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, изменение территориальной зоны, а также изменение видов разрешенного использования требует внесение изменений в документы территориального планирования (Генеральный план и Правила землепользования и застройки), что относится к полномочиям органов государственной власти Архангельской области. Поскольку с 1 января 2019 года вступил в силу Областной закон от 19 ноября 2018 года № 30-3-ОЗ «О внесении изменения в Областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», которым дополнен главой VII.6 Закон Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления».

Как следует из содержания главы VII.6 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ, перераспределены отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и органами государственной власти Архангельской области по: подготовке, согласованию и утверждению генеральных планов городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области, а также схем территориального планирования муниципальных районов Архангельской области; подготовке, согласованию и утверждению правил землепользования и застройки городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области, соответствующих межселенных территорий в границах муниципальных районов Архангельской области; организации и проведению общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, по проектам, предусматривающим внесение изменений в утвержденные генеральные планы, правила землепользования и застройки.

Согласно статье 2 Областного закона от 19 ноября 2018 года № 30-3-ОЗ приведенные выше положения вступили в силу с 1 января 2019 года и действуют до 31 декабря 2023 года включительно.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим соответствующие функции, является Министерство строительства и архитектуры Архангельской области.

В соответствии с пунктом 11 Положения о Министерстве от 11 июня 2015 года № 214-пп, Министерство принимает решения о создании комиссий по подготовке проектов Правил землепользования и застройки (проектов изменений в указанные Правила) и формирование этих комиссий.

Распоряжением Министерства от 26 мая 2019 года № 36-р образована комиссия по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области, а также утвержден её состав.

По данным Министерства за период с 01 января 2019 года по настоящее время в адрес комиссии не поступало предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Шипицынское» со стороны административных истцов в отношении спорного земельного участка.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействия со стороны административного ответчика МО «Шипицынское», выразившегося в неисполнении возложенной на него законом обязанности по выводу земельного участка с кадастровым номером из промышленной зоны в территориальную зону, соответствующую его разрешенному использованию, не допущено, так как исковые требования к администрации МО «Шипицынское» заявлены необоснованно.

В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных требований, как к администрации МО «Шипицынское», так и к Котласскому муниципальному району Архангельской области у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, местного органа общественной самодеятельности «Территориальное общественное самоуправление «Северное Трехречье» Котласского района Архангельской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Шипицынское» и признании незаконным решения администрации Котласского муниципального района Архангельской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Мартынюк

Мотивированное решение составлено 06 сентября 2022 года.