ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1847/20 от 19.08.2020 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2020 года г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Ким В.А.,

с участием административного истца Сидорова А.С., представителя административного истца Сидорова А.С. по заявлению Тимохина С.Ю., представителя административных ответчиков Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и администрации города Тулы по доверенности Гайнединовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1847/20 по административному иску Сидорова ФИО10 к Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, администрации города Тулы о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании устранить нарушенное право путем предоставления в собственность земельного участка,

установил:

Сидоров А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании устранить нарушенное право путем предоставления в собственность земельного участка.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что он является отцом ребенка-инвалида Сидорова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Инвалидность впервые установлена в 2012 году, ежегодно подтверждалась. В настоящее время инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Сидоров А.С. был уведомлен Департаментом социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области о принятии его на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального строительства.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г.Тулы с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , площадью 1075±11 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; правообладатель: Муниципальное образование город Тула, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность от ДД.ММ.ГГГГ; ограничений прав и обременение объекта недвижимости: не зарегистрировано.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что данный участок состоит на кадастровом учете.

Полагает, что данный отказ является незаконным, необоснованным и нарушающим его права.

На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ-к/4 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 1075±11 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, а также обязать административного ответчика устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 1075±11 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>.

В порядке подготовки к рассмотрению дела, определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена Администрация г.Тулы, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Тульской области.

Определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Административный истец Сидоров А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Представил письменные пояснения, согласно которым с доводами административного ответчика он не согласен, полагает, что они противоречат действующему законодательству. Полагает, что именно администрация и Комитет являются уполномоченными органами по вопросу предоставления в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №71:30:050306:1723. Кроме того, по его мнения не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность бесплатного земельного участка то, что он находится на кадастровом учете.

Представитель административного истца Сидорова А.С. по заявлению Тимохин С.Ю., в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Администрации г. Тулы, Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы по доверенности Гайнединова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения, полагала, что решение об отказе принято законно и обоснованно. В целях реализации права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданин должен обратиться в орган, уполномоченный на распоряжение соответствующим земельным участком, в данном случае в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, приложив графический материал расположения испрашиваемого земельного участка. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. Таким образом, в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в рамках подпункта 3 пункта 2 статьи 2 Закона № 2362-ЗТО участок не должен стоять на государственном кадастровом учете. Сидоров А.С. имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, и может реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка обратившись в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Тульской области по доверенности Трухтанов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, представил суду письменные пояснения на административное исковое заявление, в которым просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие. Кроме того, указал на то, что земельный участок для граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка, должен быть изначально сформирован исключительно для целей бесплатного предоставления земельного участка. Предоставление уже сформированного и поставленного на кадастровый учет для иных целей, положениями Закона о бесплатном предоставлении земельных участков не допускается, в противном случае нарушаются положения п. 2 ст. 15 ЗК РФ согласно которым граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.

Выслушав объяснения административного истца Сидорова А.С., представителя административного истца Сидорова А.С. по заявлению Тимохина С.Ю. представителя административных ответчиков Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, администрации города Тулы по доверенности Гайнединовой А.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Сидоров А.С. является отцом Сидорова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом ЗАГС администрации <адрес>.

Согласно справке серии <данные изъяты>, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Сидоров А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ, группа: категория «ребенок-инвалид», инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Сидоров А.С. уведомлен о принятии его на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства согласно его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, также ему разъяснена возможность реализации права на бесплатное получение земельного участка одним из способов, перечисленных в данном письме.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Сидоров А.С. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, площадью 1075±11 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Администрацией г.Тулы для подготовки ответа и принятия решения по заявлению Сидорова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ были сделаны соответствующие необходимые запросы о предоставлении дополнительных сведений, что следует из письма администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу администрации г.Тулы -к/4 от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам рассмотрения обращения Сидорова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , правовых оснований для предоставления в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка не имеется.

В обоснование своего отказа администрацией города Тулы Сидорову А.С. были разъяснены положения Закона Тульской области от 25.06.2015 №2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», Закона Тульской области от 26.10.2015 №2362-ЗТО «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Указано на то, что в целях реализации права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, гражданин обращается в орган, уполномоченный на распоряжение соответствующим земельным участком, в данном случае в Министерство, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, приложив графический материал расположения испрашиваемого земельного участка. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. В случае возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, согласно представленному графическому материалу, формирование земельного участка осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в рамках подпункта 3 пункта 2 статьи 2 Закона № 2362-ЗТО участок не должен стоять на государственном кадастровом учете.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что администрацией города Тулы не утверждены Перечни земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно, администрация г. Тулы отказала Сидорову А.С. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером .

С данным отказом Сидоров А.С. не согласился, в связи с чем обратился в суд с требованиями о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

Проверяя законность отказа администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Сидорову А.С. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , судом установлено следующее.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 16 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.

Между тем наличие у инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Положениями статьи 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В статье 1 Закона Тульской области от 25.06.2015 № 2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» предусмотрена возможность предоставления гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Тульской области, в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях если они воспитывают ребенка-инвалида или детей-инвалидов. Для целей настоящего Закона под гражданами, воспитывающими детей-инвалидов, понимаются родители, усыновители (удочерители), проживающие совместно с детьми-инвалидами.

Согласно статье 2 Закона Тульской области от 25.06.2015 № 2314-ЗТО гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, или ведения садоводства.

Порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно установлен Законом Тульской области от 26.10.2015 №2362-ЗТО «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».

Как следует из п. 1 ст. 2 Закона Тульской области от 26.10.2015 №2362-ЗТО гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием.

Согласно п. 1-1 ст. 2 Закона Тульской области от 26.10.2015 №2362-ЗТО земельный участок предоставляется в общую собственность (долевую либо совместную) гражданам, воспитывающим ребенка-инвалида или детей-инвалидов (далее - дети-инвалиды), их детям-инвалидам (в том числе достигшим возраста 18 лет), иным кровным либо усыновленным (удочеренным) детям, не достигшим на день обращения за предоставлением в собственность земельного участка возраста 18 лет, проживающим совместно с родителями. Для целей настоящего Закона под гражданами, воспитывающими детей-инвалидов, понимаются родители, усыновители (удочерители), проживающие совместно с детьми-инвалидами.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Тульской области от 26.10.2015 № 2362-ЗТО «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен следующими способами:

1) гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно. Формирование Перечней земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона. Земельные участки, включенные в Перечни земельных участков, предоставляются гражданам в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений о постановке на учет.

2) гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в правительство области или орган местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в соответствии с земельным законодательством.

После принятия правительством области или органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданин самостоятельно обеспечивает выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в целях его дальнейшего предоставления в собственность бесплатно и обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в правительство области или орган местного самоуправления.

При этом предоставление таким гражданам земельных участков осуществляется без учета очередности, предусмотренной частью 7 статьи 1 настоящего Закона, а также без учета требований о территориальном расположении земельного участка, установленных частью 1 настоящей статьи.

3) гражданин обращается в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка.

При этом предоставление таким гражданам земельных участков осуществляется без учета очередности, предусмотренной частью 7 статьи 1 настоящего Закона.

В случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

На основании вышеизложенного для реализации права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, гражданин должен обратиться в орган, уполномоченный на распоряжение соответствующим земельным участком.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером , площадью 1075±11 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Муниципального образования г.Тулы с ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Тульской областной Думой ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области».

Согласно статьям 1, 5 Закона, Правительство Тульской области с 01.01.2015 осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования.

Постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 №452 утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области.

Как установлено п.1 Положения Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области (далее - имущество области), за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности области, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Согласно пункту 5 вышеуказанного Положения, Министерство осуществляет следующие функции: подготавливает проекты распоряжений правительства Тульской области о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; участвует в разработке и реализации программ использования и охраны земель, находящихся в границах Тульской области; выступает в качестве истца, административного истца, ответчика, административного ответчика, 3-го лица, заинтересованного лица при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися в собственности области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами области, постановлениями правительства области, принимает меры по признанию недействительными и применению последствий недействительности актов приватизации и иных сделок с имуществом и земельными участками области, осуществленных с нарушением действующего законодательства, о расторжении таких сделок.

Следовательно, Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В том числе Министерство осуществляет предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством Тульской области право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (пп.57 п.5 вышеуказанного Положения).

Однако, Сидоров А.С. обратился с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального строительства не в уполномоченный орган - Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, а в администрацию г.Тулы, которая не уполномочена на предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам имеющим в соответствии с законодательством Тульской области право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

Таким образом, гражданин, имеющий право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, вправе реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка, обратившись в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

В обжалуемом административным истцом ответе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам рассмотрения обращения Сидорова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , административным ответчиком было разъяснено Сидорову А.С. о том, что в целях реализации права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган, уполномоченный на распоряжение соответствующим земельным участком, в данном случае в Министерство, приложив графический материал примерного расположения испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, по итогам рассмотрения запроса главы муниципального образования г.Тулы Слюсаревой О.А. о предоставлении Сидорову А.С. в собственность земельного участка с кадастровым номером , разъяснил Сидорову А.С. о том, что в целях реализации права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган, уполномоченный на распоряжение соответствующим земельным участком, в данном случае в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, приложив графический материал примерного расположения испрашиваемого земельного участка. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка, В случае возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, согласно представленному графическому материалу, формирование земельного участка осуществляется за счет средств бюджета министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.

Также в данном письме Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы указывает на разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. о том, что в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в рамках подпункта 3 пункта 2 статьи 2 Закона -ЗТО участок не должен стоять на государственном кадастровом учете. Предоставление муниципальных земельных участком отдельным категориям граждан, в рамках исполнения Закона -ЗТО, возможно после утверждения Перечня муниципальных земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений о постановке на учет.

Учитывая изложенное Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы сообщил Сидорову А.С. об отсутствии правовых оснований для предоставления в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:050306:1723 (л.д. 42-44).

Судом установлено, что Сидоров А.С. обратился с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в порядке пункта 3 статьи 2 Закона Тульской области № 2362-ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым:

- гражданин обращается в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. При этом предоставление таким гражданам земельных участков осуществляется без учета очередности, предусмотренной частью 7 статьи 1 настоящего Закона. В случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Правительство области или орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней со дня постановки земельного участка на государственный кадастровый учет направляет гражданину, по заявлению которого осуществлялось образование земельного участка, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение приобрести в собственность бесплатно земельный участок (с указанием кадастрового номера, местоположения, площади, разрешенного использования земельного участка).

Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы закона в данном случае испрашиваемый земельный участок изначально, при обращении гражданина с заявлением, не должен стоять на государственном кадастровом учете. Только после обращения гражданина, в случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. И только после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет гражданину, по заявлению которого осуществлялось образование земельного участка, направляется предложение приобрести в собственность бесплатно земельный участок.

Административный ответчик также в своем ответе указывает административному истцу на то, что в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в рамках подпункта 3 пункта 2 статьи 2 Закона -ЗТО участок не должен стоять на государственном кадастровом учете.

Согласно письму Директора департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных и земельных отношений Тульской области Астаховой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, направленного председателю комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, по результатам рассмотрения его обращения о порядке предоставления Сидорову А.С. земельного участка, как гражданину воспитывающего ребенка-инвалида, в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в рамках подпункта 3 пункта 2 статьи 2 Закона № 2362-ЗТО участок не должен стоять на государственном кадастровом учете (л.д.69).

Вопреки доводам административного истца, оспариваемый отказ органа местного самоуправления основан на нормах действующего законодательства и не противоречит его положениям.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости отказа Сидорову А.С. в удовлетворении заявленных им административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Сидорова ФИО11 к Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, администрации города Тулы о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1075±11 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, обязании устранить нарушенное право путем предоставления в собственность земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: