№ 2а-1848/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.
при секретаре Мадьяровой Н.В.,
с участием:
представителя административного истца Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области – Туленковой А.Н., действующей на основании доверенности от 03.03.2021 сроком до 31.12.2022,
помощника прокурора Советского района г. Томска Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области Стрельчуновой Анне Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств о признании незаконным постановления об отказе в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства, об обязании принять новое решение,
установил:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее – Департамент) обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области Стрельчуновой Анне Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств о признании незаконным постановления от 10.02.2021 об отказе в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства № ..., об обязании принять новое решение об окончании исполнительного производства № ... в отношении Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
В обоснование заявленных требований указано, что 02.07.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Томской области ... в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство № ... на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г. Томска по делу № 2а-202/2020, которым на него возложена обязанность до 01.06.2020 принять меры по организации деятельности по сбору и транспортировке отходов с несанкционированного объекта размещения отходов по адресу: ..., направленные на ликвидацию несанкционированного объекта. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10.02.2021 отказано в удовлетворении заявления административного истца об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Департамент осуществляет функции по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Для исполнения решения суда он в рамках установленных полномочий с апреля 2020 года по текущее время ежемесячно направляет письма в Администрацию г. Томска, являющейся стороной исполнительного производства, о предоставлении информации о принятых мерах по ликвидации несанкционированного размещения отходов. Иных мер для исполнения решения суда осуществить не представляется возможным и не находится в рамках компетенции и полномочий Департамента. Администрация г. Томска сообщает ежемесячно, что решается вопрос об изыскании источника финансирования для ликвидации несанкционированной свалки. Департамент сообщал судебному приставу-исполнителю Стрельчуновой А.В. о действиях, направленных на исполнение требований исполнительного документа, которые свидетельствуют о фактическом исполнении им обязанности принять меры по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов. Для окончательного исполнения решения суда необходимы действия только со стороны Администрации г. Томска. Считает постановление судебного пристава-исполнителя Стрельчуновой А.В. от 10.02.2021 об отказе в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства незаконным, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе ..., Департаментом фактически исполнены.
От судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области Стрельчуновой А.В. поступило заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, в котором она также указала, что постановление о возбуждении исполнительного производства № ... от 02.07.2020 получено должником. В срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должник требований исполнительного документа не исполнил. Сведений о наличии объективных непреодолимых причин, препятствующих исполнению, судебному приставу-исполнителю не представлено. Судебным приставом-исполнителем неоднократно устанавливался новый срок исполнения требований исполнительного документа. По состоянию на 15.04.2021 свалка общей площадью ... кв. м. по адресу: ... не ликвидирована. Таким образом, основания для окончания исполнительного производства № ... в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, отсутствует.
Административные ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Суд считает возможным в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.
Исследовав материалы дела, доводы административного искового заявления и возражений на него, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02.07.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Томской области возбуждено исполнительное производство № ... на основании исполнительного листа (1) № ... от 08.06.2020, выданного Советским районным судом г. Томска по делу № 2а-202/2020 от 13.03.2020, в отношении Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о наложении обязанности до 01.06.2020 принять меры по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов общей площадью ... кв.м. (угловые точки указанной территории имеют географические координаты: ...) по адресу: ..., направленные на ликвидацию несанкционированного объекта, в пользу взыскателя прокурора Советского района г. Томска.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области от 07.08.2020 исполнительное производство № ... окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Постановлением старшего судебного пристава МОСП по ВИП УФССП России по Томской области от 29.09.2020 постановление об окончании исполнительного производства № ... от 07.08.2020 отменено, исполнительное производство № ... от 07.08.2020 возобновлено.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области от 29.09.2020, 22.10.2020, 26.11.2020, 28.12.2020 назначен новый срок исполнения исполнительного листа (1) № ... от 08.06.2020, выданного Советским районным судом г. Томска по делу № 2а-202/2020 от 13.03.2020, до 08.02.2021.
20.01.2021 руководитель организации-должника Департамента ... предупрежден, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствования их исполнению он может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
02.02.2021 в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств поступило заявление Департамента от 28.01.2021 об окончании исполнительного производства № ..., так как требования, содержащиеся в исполнительном документе, фактически исполнены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области от 10.02.2021 в удовлетворении заявления (ходатайства) Департамента об окончании исполнительного производства № ... в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, отказано.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области от 10.02.2021, 24.03.2021 назначен новый срок исполнения исполнительного листа (1) № ... от 08.06.2020, выданного Советским районным судом г. Томска по делу № 2а-202/2020 от 13.03.2020, до 27.04.2021.
Полагая, что постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) об окончании исполнительного производства № ... является незаконным и необоснованным, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе, фактически исполнены, Департамент обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что о принятом судебным приставом-исполнителем постановлении об отказе в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства Департамент узнал 24.02.2021 (согласно штампу входящей корреспонденции на постановлении), с настоящим административным иском он обратился 05.03.2021 (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть в установленный законом срок.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 12 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан организаций.
В статье 64.1 Закона об исполнительном производстве указано, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1).
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5).
В силу пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Об окончании исполнительного производства выносится постановление.
Судом установлено, что решением Советского районного суда г. Томска от 03.02.2020 по делу № 2а-202/2020 административный иск прокурора Советского района г.Томска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Города Томска, Департаменту о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия удовлетворен, признано незаконным в том числе бездействие Департамента в части неисполнения обязанности по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов общей площадью ... кв.м. (угловые точки указанной территории имеют географические координаты: ...) по адресу: .... Суд обязал Департамент до 01.06.2020 принять меры по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов общей площадью ... кв.м. (угловые точки указанной территории имеют географические координаты: ...) по адресу: ..., направленные на ликвидацию несанкционированного объекта.
Решение суда вступило в законную силу 13.03.2020, исполнительный лист ФС № ... выдан взыскателю прокурору Советского района г. Томска 08.06.2020.
02.07.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Томской области на основании исполнительного листа, выданного в целях исполнения указанного решения суда, возбуждено исполнительное производство № 54200/20/70024-ИП в отношении должника Департамента в пользу взыскателя прокурора Советского района г. Томска.
07.08.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Томской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства № ... в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве.
В постановлении указано, что судебным приставом-исполнителем совершен выезд, свалка, расположенная по адресу: ... ликвидирована в полном объеме, о чем составлен соответствующий акт от 03.08.2020.
Между тем, 29.09.2020 начальником отделения – страшим судебным приставом МОСП по ВИП УФССП России по Томской области было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства № ... в связи с отсутствием сведений в части соответствия территории ликвидированной свалки географическим координатам, указанным в исполнительном документе.
Из акта от 29.09.2020, составленным судебным приставом-исполнителем Стрельчуновой А.В., следует, что по состоянию на 29.09.2020 требование исполнительного документа (исполнительный лист ФС № ... от 08.06.2020) не исполнено.
29.09.2020, 22.10.2020, 26.11.2020, 28.12.2020, 10.02.2021, 24.03.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Томской области вынесены постановления о назначении нового срока исполнения исполнительного документа - исполнительного листа № ... от 08.06.2020, выданного Советским районным судом г. Томска по делу № 2а-202/2020 от 13.03.2020, до 27.04.2021.
В постановлении от 24.03.2021 указано, что должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены.
Доказательства исполнения решения Советского районного суда г. Томска от 03.02.2020 по делу № 2а-202/2020 в части принятия Департаментом мер по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов общей площадью ... кв.м. (угловые точки указанной территории имеют географические координаты: Y ...) по адресу: ..., направленных на ликвидацию несанкционированного объекта, административным истцом в материалы дела не представлены.
Переписка Департамента с Администрацией Города Томска таким доказательством не является, поскольку не подтверждает ликвидацию несанкционированного объекта размещения отходов по адресу: ...
Ссылка административного истца на то, что со своей стороны он выполнил все возможные действия в пределах установленных полномочий и для окончательного исполнения решения суда необходимы действия со стороны Администрации г. Томска, судом отклоняется, поскольку должником в исполнительном производстве № ... является именно Департамент, на него возложена обязанность принятия мер по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов общей площадью ... кв.м. по адресу: ..., направленных на ликвидацию несанкционированного объекта, и в случае осуществления таких мер предполагается ликвидация несанкционированного объекта размещения отходов, однако, как следует из материалов дела, в настоящее время свалка общей площадью ... кв. м. (угловые точки указанной территории имеют географические координаты: ...) по адресу: ... не ликвидирована.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства решение суда от 03.02.2020 по делу № 2а-202/2020 Департаментом исполнено не было.
При таких обстоятельствах постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области от 10.02.2021 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) об окончании исполнительного производства № ... является правомерным.
Соответственно, оснований для признания данного постановления незаконным и возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности вынести постановление об окончании исполнительного производства № ... не имеется.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий по делу не установлена.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 174-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области Стрельчуновой Анне Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств о признании незаконным постановления об отказе в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства, об обязании принять новое решение - Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска.
Судья: