ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1849 от 06.12.2016 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-1849, 1850/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2016 года

г. Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бажиной Л.Н., при секретаре Мансуровой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Слободского Кировской области о признании незаконным и отмене постановления администрации города Слободского от 25 октября 2016 года № 2323 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазин товаров первой необходимости» и

административному исковому заявлению ФИО2 к администрации города Слободского Кировской области о признании не состоявшимися публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазины товаров первой необходимости» для земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241, признании незаконным и отмене постановления администрации г. Слободского от 25 октября 2016 года № 2323 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазин товаров первой необходимости»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с выше названными административными исками, в обоснование требований указали, что постановлением главы города Слободского от 10 октября 2016 года № 5 были назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазин товаров первой необходимости» для земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241, расположенного по адресу: <...>. Информация о проведении публичных слушаний была опубликована 14 октября 2016 года в Информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования «город Слободской», выпуск № 24 (35). Собрание участников публичных слушаний было назначено на 20 октября 2016 года. В назначенное время публичные слушания проведены. Постановлением администрации г. Слободского от 25 октября 2016 № 2323 решено предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в части увеличения общей площади здания магазина товаров первой необходимости до 630 кв. метров.

ФИО1 считает вышеуказанное постановление незаконным, нарушающим его права как смежного землепользователя и жителя г. Слободского. Указал, что 14 октября 2016 года при ознакомлении с материалами по вышеуказанному вопросу ему был предоставлен не полный пакет документов. А именно, отсутствовали: 1) заявка заинтересованного лица на отклонение от предельных параметров, в которой должны быть указаны обоснования того, что отклонения от правил застройки необходимы для эффективного использования земельного участка, не ущемляют права соседей и не входят в противоречие с интересами города, допустимы по архитектурным требованиям, строительным нормам и правилам, требованиям экологии, требованиям пожарной безопасности; 2) заключение комиссии по землепользованию, отдела архитектуры и градостроительства в отношении вопроса, вынесенного на публичные слушания, позиция которых должна быть письменно зафиксирована в соответствующих документах до проведения публичных слушаний и доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам. В представленных для ознакомления материалах имелись постановление о назначении слушаний и схема планировки земельного участка. Перед проведением публичных слушаний путем визуального осмотра истцом было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 43:44:310189:241, на предполагаемом пятне застройки уже построены два объекта, один из которых является действующим магазином, а второй, больший по площади застройки - с неизвестным функционалом. В соответствии с Правилами застройки и землепользования, установленными для территориальной зоны Ж-4, строительство магазинов площадью более 400 кв. метров не разрешено. Административный истец считает, что слушания по вопросу отклонения от предельных параметров являются фиктивными, цель слушаний: создать условия для возможности узаконить незаконную постройку - здание площадью 630 кв. метров. Административный истец считает, что администрация г. Слободского приняла оспариваемое постановление с нарушением градостроительных норм и Правил застройки и землепользования в г. Слободском. Были нарушены требования ст. 40 ГрК РФ, ст. 44.1 Правил землепользования и застройки в городе Слободском. Земельный участок с кадастровым номером 43:44:310189:241 имеет площадь 3006 кв. метров, его конфигурация имеет правильные формы, поэтому оснований для изменения характеристик застройки земельного участка не имелось. Кроме того, размещение объекта установлено на красной линии, а стоянка автотранспорта указана на землях общего пользования, что также - является нарушением градостроительных регламентов, установленных для территориальной зоны Ж-4.

ФИО2 указала, что о проведении публичных слушаний узнала только 21 октября 2016 года при ознакомлении с информационным бюллетенем, находящимся в управлении по работе с территориями администрации города Слободского по адресу: <...>. Считает, что администрацией города Слободского не соблюдена процедура информирования жителей города о проведении слушаний. Публичные слушания не могли быть назначены на 20 октября 2016 года, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 14 Правил застройки и землепользования в г. Слободском информация о проведении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию не позднее десяти дней до дня проведения публичных слушаний. Одновременно с официальным опубликованием информации о проведении публичных слушаний размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». С момента опубликования информации о проведении публичных слушаний их участники считаются оповещенными о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, если иное не установлено действующим законодательством. Поэтому публичные слушания должны были быть назначены не раньше 24 октября 2016 года. Кроме того, в соответствии п. 3 ст. 7 Устава муниципального образования «город Слободской» муниципальные правовые акты города Слободского, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования), если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. В соответствии с п. 8 ст. 14 Правил застройки и землепользования в г. Слободском публичные слушания считаются состоявшимися в случаях, когда выполнены требования Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящих Правил в части исполнения сроков, процедур информирования и наличия, подготовленных к публичным слушаниям документов и материалов. Административный истец считает, что нарушение процедуры проведения публичных слушаний нарушает ее право на участие в обсуждении поставленного вопроса, поэтому она лишена возможности участия в местном самоуправлении.

Определением суда от 14 ноября 2016 года дела по административным искам ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 на удовлетворении требований настаивали, уточнили, что в рассматриваемом случае было нарушено право ФИО1 на ознакомление с документами и материалами, подготовлеными к публичным слушаниям.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, её представитель ФИО3 на удовлетворении административного иска настаивал, пояснил, что права ФИО4 нарушены не соблюдением процедуры подготовки публичных слушаний, что повлекло для неё невозможность участия в публичных слушаниях.

Представитель администрации города Слободского ФИО5 в судебном заседании требования не признал, пояснил, что публичные слушания были проведены на 3 дня раньше, чем установлено Правилами землепользования и застройки. Но данное нарушение не повлекло за собой нарушения прав ФИО1 и ФИО2.

Заинтересованное лицо ФИО6 просил в удовлетворении исков отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации города Слободского от 03 марта 2016 года № 416 утвержден градостроительный план № RU 43304000-295 земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241, площадью 0,3006 га, расположенного по адресу: <...>.

24 марта 2016 года ФИО6 выдано разрешение на строительство на выше указанном земельном участке мастерской по ремонту радиоэлектронной аппаратуры общей площадью 33,9 кв.м, по адресу <...>.

30 мая 2016 года ФИО6 выдано разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию.

16 июня 2016 года зарегистрировано право собственности ФИО6 на мастерскую по ремонту радиоэлектронной аппаратуры.

27 июня 2016 года постановлением администрации города Слободского №1407 на основании заявления ФИО6 утверждены изменения в градостроительном плане № RU 43304000-295 земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241.

25 июля 2016 года ФИО6 выдано разрешение на строительство мастерской по ремонту радиоэлектронной аппаратуры общей площадью 35 кв.м.

02 сентября 2016 года администрация города Слободского уведомила ФИО6 об изменении вида разрешенного использования недвижимости с «мастерской по ремонту радиоэлектронной аппаратуры» на «магазин товаров первой необходимости» без предварительных условий.

Земельный участок с кадастровым номером 43:44:310189:241 расположен в территриальной зоне Ж-4 «Зона смешанной жилой застройки». Согласно Правилам землепользования и застройки в городе Слободском одним из основных видов разрешенного использования недвижимости в данной территориальной зоне являются магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 400 кв. м.

21 сентября 2016 года ФИО7 подал в администрацию г.Слободского заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на 230 кв.м (для земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241)

По результатам рассмотрения заявления на заседании комиссии по землепользованию и застройке при главе г.Слободского постановлением главы г.Слободского от 10 октября 2016 года №5 назначены публичные слушания в муниципальном образовании «город Слободской» по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазины товаров первой необходимости» для земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241, имеющего местоположение: <...> установленных в территориальной зоне Ж-4 «Зона смешанной жилой застройки», в части увеличения общей площади здания магазина товаров первой необходимости до 630 кв.м.

Постановление главы г.Слободского от 10 октября 2016 года № 5 о проведении публичных слушаний было размещено в информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования «город Слободской» №24(35) от 14 октября 2016 года и на официальном Интернет-сайте администрации г.Слободского.

20 октября 2016 года публичные слушания по проекту градостроительных решений проведены, составлено заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное в информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования «город Слободской» №25(36) от 26 октября 2016 года.

ФИО1 в судебном заседании пояснил, что он и его представитель ФИО8 принимали участие в публичных слушаниях, ими были высказаны замечания.

Замечания, высказанные ФИО8, занесены в протокол проведения публичных слушаний, в котором также изложены основания их отклонения.Постановлением администрации города Слободского от 25 октября 2016 года №2323 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазин товаров первой необходимости» для земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241, расположенного по адресу: <...> установленных в территориальной зоне Ж-4 «Зона смешанной жилой застройки», в части увеличения общей площади здания магазина товаров первой необходимости до 630 кв.м.

ФИО6 взамен разрешения на строительство от 25 июля 2016 года выдано разрешение на строительство от 09 ноября 2016 года, которым разрешено строительство здания магазина товаров первой необходимости площадью 634 кв.м., площадью застройки 727,7 кв.м.

18 ноября 2016 года ФИО6 выдано разрешение на ввод здания магазина товаров первой необходимости в эксплуатацию.

30 ноября 2016 года осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО6 на вновь созданный объект недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания п. 1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для удовлетворения иска необходима совокупность обстоятельств, указанных в п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Доводы административных истцов о нарушении их прав при проведении публичных слушаний и последующим принятием решения о разрешении ФИО7 строительства магазина площадью 630 кв.м суд находит надуманными и не подтвержденными, представленными доказательствами.

В соответствии со ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.2 ст.15 Устава муниципального образования «город Слободской», ч.2 ст.14 Правил землепользования и застройки в г.Слободском, п.п. 8 п.2.2. Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании город Слободской по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства обязательно проводятся публичные слушания.

Пунктом 4 ст.12, п.6 ст.14 Правил землепользования и застройки в г.Слободском Кировской области предусмотрено, что информация о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней до дня проведения публичных слушаний.

В рассматриваемом случае информация о проведении публичных слушаний была опубликована 14 октября 2016 года, публичные слушания были проведены 20 октября 2016 года.

Таким образом, имеет место нарушение сроков информирования о проведении публичных слушаний.

Вместе с тем, данное нарушение, а также непредставление ФИО1 для ознакомления заявления ФИО7 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и заключения комиссии по Правилам земелепользования и застройки при главе администрации г.Слободского по данному вопросу, не влекут нарушения прав административных истцов ФИО9 и ФИО2.

В силу ч.1 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.

Согласно п.4 ст.40 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.

С учётом положений ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.

Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения, либо истцы не были ознакомлены со всеми документами, находящимися в деле о застроенном и подлежащем застройке земельном участке.

Действующим законодательством не установлена возможность отдельного оспаривания в судебном порядке публичных слушаний. Поскольку оспариваемые ФИО2 публичные слушания носят рекомендательный характер и не являются обязательными, то они не могут быть оспорены посредством предъявления самостоятельного иска. В судебном порядке может быть оспорено решение администрации, принятое по результатам публичных слушаний.

Административным истцом ФИО2 не представлено доказательств её проживания и (или) принадлежности ей объектов недвижимости в территориальной зоне, в которой ФИО7 осуществлялось строительство магазина, доказательств принадлежности ей земельных участков, смежных с земельным участком 43:44:310189:241.

ФИО1 и ФИО2 не представлено доказательств того, что строительство магазина площадью 630 кв.м может оказать негативное воздействие на окружающую среду, и они или их имущество подвержены риску такого негативного воздействия.

ФИО1 и ФИО2 не являются правообладателями земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241, соответственно, не являются субъектами публичных правоотношений, регулируемых оспариваемым постановлением администрации г.Слободского от 25 октября 2016 года № 2323.

Оспариваемое постановление администрации г.Слободского от 25 октября 2016 года № 2323 не создаёт для ФИО1 и ФИО2 препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, а также не возлагает на них какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 227 и п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, поскольку оспариваемым постановлением администрации г.Слободского от 25 октября 2016 года № 2323 права и законные интересы административных истцов, которые подлежали бы восстановлению, не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 отказать в удовлетворении административного иска к администрации города Слободского о признании незаконным и отмене постановления администрации города Слободского от 25 октября 2016 года № 2323 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазин товаров первой необходимости».

ФИО2 отказать в удовлетворении административного иска к администрации города Слободского о признании не состоявшимися публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазины товаров первой необходимости» для земельного участка с кадастровым номером 43:44:310189:241, признании незаконным и отмене постановления администрации г. Слободского от 25 октября 2016 года № 2323 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «магазин товаров первой необходимости».

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд.

Судья - Л.Н.Бажина