Дело № 2а-184/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тайга 26 июля 2018 года
Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Трушина С.А.,
С участием прокурора Ворошиловой Г.А.
при секретаре Любимовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Прокурора г. Тайга Кемеровской обл.
в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
к Администрации Тайгинского городского округа
о признании незаконным заключения муниципальной экспертной комиссии по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (лесного участка, предоставленного в аренду для заготовки древесины),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Тайга обратился в суд с административным иском к Администрации Тайгинского городского округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным заключения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, представленного в аренду для заготовки древесины, расположенного на территории городских лесов Тайгинского городского округа, имеющего местоположение: <адрес>, состоящего из <данные изъяты> кадастровых участков, общей площадью <данные изъяты> га, утвержденное председателем комиссии ФИО3ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что вышеуказанное заключение в нарушение раздела 4 Положения об экспертной комисиии по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов на территории Тайгинского городского округа подписали менее чем две третьих членов комиссии.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что заключение комиссии джействительно в нарушение Положения об экспертной комиссии подпитсало менее чем две третьих членов комиссии, однако это не повлияло на законность оспариваемого заключения.
Заслушав стороны, мсследовав представленные суду письменные доказательства, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесено владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п.1 ч.1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса ( ч.1.1).
В силу п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) к полномочиям городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с ч.1 ст. 88, ст. 12 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с ч. ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.4 ст. 89 Лесного кодекса РФ муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 №496 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден (далее- Порядок №496).
В соответствие с п. 2 Порядка №496 муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органом местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления муниципальной услуги на основании заявления, указанного в п.5 Порядка №496, в пределах полномочий, в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.
Согласно п.3 Порядка №496 целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.
В силу п.5 Порядка №496 лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в орган местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов.
В соответствии с п.4 Порядка №496 для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить два представителя общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологии и природопользования.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского городского округа (арендодатель) и <данные изъяты> (арендатор) заключен договор № аренды лесного участка площадью <данные изъяты> га. (л.д. 33-34).
В соответствии с пп. «г» пункта 12 Договора № арендатор (<данные изъяты>) в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора обязан разработать и представить Арендодателю (КУМИ ТГО) проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
На основании ст.ст. 84, 89 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ, ст. 16 ч.1 Закона №131-ФЗ и п. 4 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 №496 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», издано постановление главы Тайгинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании экспертной комиссии по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее - Постановление №).
Согласно п. 1 и 2 Постановления № создана и утверждена экспертная комиссия по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов и Положение об экспертной комиссии по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов на территории Тайгинского городского округа.
Согласно приложению к постановлению № о составе комиссии по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, в её состав вошли 12 человек.
В силу раздела 4 Положения об экспертной комиссии по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов на территории Тайгинского городского округа (далее - Положения об экспертной комиссии), утвержденного Постановлением № пункта (Порядок формирования комиссии) заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более две третьих её членов. При равенстве голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса (абзац 22).
В ходе рассмотрения дела установлено, что заключение муниципальной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, представленного в аренду для заготовки древесины, расположенного на территории городских лесов Тайгинского городского округа, имеющего местоположение: <адрес>, состоящего из <данные изъяты> кадастровых участков, общей площадью <данные изъяты> га, от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное председателем комиссии ФИО3, подписано членами комиссии в количестве 7 человек, т.е. менее двух третей ее состава, что противоречит абзацу 22 раздела 4 Положения об экспертной комиссии.
Кроме того, ФИО5, подписавший заключение в качестве члена комиссии, не утвержден Постановлением главы Тайгинского городского округа № в составе экспертной комиссии по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое заключение муниципальной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, представленного в аренду для заготовки древесины, расположенного на территории городских лесов Тайгинского городского округа, имеющего местоположение: <адрес>, состоящего из <данные изъяты> кадастровых участков, общей площадью <данные изъяты> га, от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного председателем комиссии ФИО3, является незаконным, поскольку оно противоречит статьям 84, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 4 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 №496 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», постановлению главы Тайгинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании экспертной комиссии по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее - Постановление №) и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно то, что подписание данного заключения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов в отсутствии кворума повлекло незаконное исполнение договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного КУМИ ТГО и <данные изъяты> в целях передачи городских лесов для заготовки древесины.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ при удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
С учетом изложенного, суд полагает необходимым, удовлетворяя исковые требования прокурора, обязать экспертную комиссию по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов устранить допущенные нарушения в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, а также сообщить о принятых мерах в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному административному делу в Тайгинский городской суд, а также административному истцу.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ заявление в суд в общем порядке может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о допущенном нарушении.
Поскольку заключение муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, лесного участка, предоставленного в аренду для заготовки древесины расположенного на территории городских лесов Тайгинского городского округа, имеющего местоположение: <адрес>, состоящего из <данные изъяты> кадастровых участков, общей площадью <данные изъяты> га, от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного председателем комиссии ФИО3 является ненормативным правовым актом и не предоставляется прокурору для проведения антикоррупционной экспертизы, о его утверждении и существовании прокурору стало известно в связи с рассмотрением обращения граждан ФИО6 и ФИО7, поступивших в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что о допущенном нарушении прокурору стало известно ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок для обращения в суд истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г. Тайга удовлетворить.
Признать незаконным заключение муниципальной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, представленного в аренду для заготовки древесины, расположенного на территории городских лесов Тайгинского городского округа, имеющего местоположение: <адрес>, состоящего из <данные изъяты> кадастровых участков, общей площадью <данные изъяты> га, утвержденное председателем комиссии ФИО3ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать экспертную комиссию по проведению муниципальной экспертизы проекта освоения лесов устранить допущенные нарушения в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, а также сообщить о принятых мерах в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному административному делу в Тайгинский городской суд, а также административному истцу – прокурору г. Тайга.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Тайгинский городской суд.
Решение в окончательной форме вынесено 31 июля 2018 года.
Судья С.А.Трушина
Копия верна, судья С.А.Трушина
секретарь М.В.Любимова