Р Е Ш Е Н И Е дело № 2а-184/2019 г. Именем Российской Федерации пгтЛучегорск 15 апреля 2019 года Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Новоградской В.Н. при секретаре Типикиной И.Н. с участием административного истца ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО4 к муниципальному комитету Лучегорского городского поселения, об установлении границ территориального общественного самоуправления «ТОС <адрес>», У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратился в суд с административным иском к муниципальному комитету Лучегорского городского поселения указывая, что 17.12.2018 г. им, как представителем граждан <адрес>, было направлено административному ответчику заявление об установлении границ территории осуществления ТОС <адрес> с приложением протокола от 17.12.2018 г. итогов собрания в форме заочного голосования граждан <адрес>; подписной лист голосования; описание границ территориального общественного самоуправления ТОС <адрес> в <адрес>. Решением № 334 от 31.01.2018 г. муниципальный комитет отказал в установлении границ. Доводы административного ответчика противоречивы, основаны на неправильном толковании ч.1 ст.27 ФЗ-131. Считает, что порядок организации ТОС должен не мешать, а быть максимально благоприятным, соответствовать основному требованию- самоорганизации граждан, т.е. содержать право самостоятельного выбора такой формы собрания для принятия решения, какой удобен в реальных обстоятельствах, но при этом достоверно выражать мнение большинства граждан. Закон не ограничивает выбор гражданами формы собрания, в т.ч. в форме оформления решения граждан подписными листами, учитывая общеизвестный факт малой активности и заведомой неявки граждан на очное собрание. Порядок проведения собраний, на который ссылается муниципальный комитет и установленный Решением МК № 95 от 26.10.2006 г. заведомо не применим к созданию ТОС т.к. предусматривает участие граждан от 18 лет и инициативную группу не менее 10 человек, тогда как в создании ТОС могут участвовать граждане от 16 лет и для его инициирования требуется не менее 3 человек. Экспертами Тихоокеанской коалиции по итогам публичного семинара в Лучегорске по содействию реформе ЖКХ с Администрацией пгт Лучегорск (АЛПГ) от 22.10.2006 г. было признано наличие недопустимых и непреодолимых препятствий, результатом которых является недоверие к власти, отсутствие основ самоуправления в пгт Лучегорск. Муниципальный комитет целенаправленно, для создания новых препятствий инициированного ТОС <адрес> уже после принятия заявления от 17.12.2018 г. принял 27.12.2018 г. Решением № 323 отсутствующую ранее поправку пп 1 ч.5 ст. 3 к Решению муниципального комитета №108 от 30.11.2006 г., позволяющую отказать в согласовании границ ТОС за нарушение порядка проведения собраний по формальным, а не по существенным нарушениям. Данная поправка не применима к направленному им обращению граждан о границах ТОС т.к. отсутствовала на момент приема обращения, не прошла общественное слушание. Считает, что административный ответчик нарушает его права и права граждан, создает непреодолимые преграды реализации прав на благополучие, созданию ТОС. Просит признать Решение муниципального комитета № 334 от 31.01.2018 г. в отказе установления границ ТОС <адрес> незаконным, отменить его и удовлетворить заявление об установлении этих границ. Кроме того, ФИО1 заявлены требования об оспаривании и отмене нормативного правового акта муниципального комитета Лучегорского городского поселения решения№ 323 от 27.12.2018 г. О принятии нормативно-правового акта «О внесении изменений в решение муниципального комитета Лучегорского городского поселения от 30.11.2006 № 108 «О территориальном общественном самоуправлении в Лучегорском городском поселении»; нормативного правового акта № 228 от 29.03.2018 г. О признании утратившим силу решения муниципального комитета Лучегорского городского поселения от 30.03.2009 г. № 162 «Об утверждении Положения о мерах муниципальной поддержки по формированию благоприятных условий для создания и деятельности ТСЖ»; приведении положений решения № 108 от 30.11.2006 г. «О территориальном общественном самоуправлении в Лучегорском городском поселении»; № 162 от 30.03.2009 г. о ТСЖ; № 95 от 26.10.2006 решения о порядке проведения в Лучегорском городском поселении собраний и конференций граждан в соответствие времени, свободы, доступности, простоты осуществления, которые определением от 04.04.2019 г. возвращены административному истцу. В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, уточнил, что оспаривает решение муниципального комитета № 334 от 31.01.2019 г. Представитель муниципального комитета Лучегорского городского поселения в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. В возражениях на административный иск указал, что в муниципальный комитет Лучегорского городского поселения обратился инициатор ТОС ФИО1 с заявлением об установлении границ создаваемого ТОС, представив подписной лист голосования и протокол итогов заочного голосования граждан, проживающих в подъезде <адрес>. В нарушение требований ст. 4 решения №95 «О порядке проведения в Лучегорском городском поселении собраний и конференций граждан», муниципальный комитет поселения и глава поселения о проводимом собрании информированы не были, собрание граждан муниципальным комитетом не назначалось. Проведение заочного голосования по вопросам организации ТОС решениями муниципального комитета № 108 от 3011.2006 г. «О территориальном общественном самоуправлении в Лучегорском городском поселении» и №95 «О порядке проведения в Лучегорском городском поселении собраний и конференций граждан» не предусмотрено. Считает обжалуемое решение №334 от 31.01.2019 г. законным и обоснованным, просит в удовлетворении административного иска отказать. Выслушав доводы административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Закона) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Согласно абзацу 2 части 1 статьи 27 Закона, границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории. Частью 3 статьи 27 Закона установлено, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 27 Закона). Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (часть 6 статьи 27 Закона). Полномочия органов территориального общественного самоуправления предусмотрены частью 8 указанной нормы. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 11 статьи 27 Закона). В соответствии с Решением Муниципального комитета Лучегорского городского поселения № 108 от 30.11.2006 г. территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (п. 2 ст. 1 Решения). Порядок создания территориального общественного самоуправления в Лучегорском городском поселении определен в статье 3 Решения Муниципального комитета Лучегорского городского поселения № 108 от 30.11.2006 г. Так, территориальное общественное самоуправление организуется по инициативе жителей части территории поселения, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, на собрании (конференции) жителей данной территории (п. 1 ч.3 Решения). Инициативная группа из числа жителей соответствующей части территории численностью не менее трех человек организует проведение собрания (конференции) граждан, на рассмотрение которого выносятся следующие вопросы: О принятии решения об обращении в муниципальный комитет Лучегорского поселения по вопросу установления границ территории, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления; Организации территориального общественного самоуправления в пределах данной территории ( п.п. 1,2 п.2 ст. 3 Решения). Для установления границ территории территориального общественного самоуправления лица, уполномоченные решением собрания (конференции) граждан, проживающих на территории, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления, обращаются с письменным заявлением в муниципальный комитет ( п.3 ст. 3 Решения). К заявлению прилагаются следующие документы: протокол собрания (конференции) граждан с подписными листами, подтверждающими его правомочность, в котором содержится принятое собранием (конференцией) граждан решение об обращении в муниципальный комитет по вопросам установления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление. описание границ территории, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления ( п.п. 1,2 ч.4 ст. 4 Решения). Муниципальный комитет Лучегорского городского поселения в течение двух месяцев со дня получения документов проводит их проверку на соответствие действующему законодательству и муниципальным правовым актам. По итогам рассмотрения документов муниципальный комитет: принимает решение по установлению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление; предлагает иной обоснованный вариант территории с указанием ее границ; отказывает в установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление. Основанием для отказа в установлении границ территории, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления могут быть нарушения, допущенные при проведении собрания (конференции) граждан по образованию (учреждению) территориального общественного самоуправления ( ч.5 ст.3 Решения). Порядок проведения собрания (конференции) граждан регулируется Решением муниципального комитета от 26.10.2006 г. № 95 «О порядке проведения в Лучегорском городском поселении собраний и конференций граждан». В соответствии со ст. 3 вышеуказанного решения собрания (конференции) проводятся в целях осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования, принятия решений к органам местного самоуправления поселения. Собрание (конференция) граждан, проводимое по инициативе населения, назначается муниципальным комитетом поселения в установленном настоящим Решением порядке. Решение собрания (конференции) принимается открытым голосованием, простым большинством голосов от присутствующих при наличии кворума и оформляется протоколом (приложение 2 Решению). Как установлено в судебном заседании, 17.12.2018 г. от инициатора ТОС ФИО1 в муниципальный комитет Лучегорского городского поселения поступило заявление об установлении границ территории осуществления ТОС <адрес> с приложением протокола от 17.12.2018 г. итогов заочного голосования граждан, проживающих в подъезде <адрес> на собрании, проводимом с 07 по 16.12.2018 г., в том числе по вопросу принятия решения об обращении в муниципальный комитет пгт Лучегорск по вопросу установления почтового адреса и границ территории осуществления ТОС <адрес>; подписного листа; описание границ ТОС <адрес>. Решением муниципального комитета Лучегорского городского поселения № 334 от 31.01.2019 г. в установлении границ территории создаваемого территориального общественного самоуправления на территории Приморского края Пожарского района <адрес>, было отказано в связи с нарушениями, допущенными при проведении собрания граждан по образованию (учреждению) территориального общественного самоуправления. Так, в ходе рассмотрения обращения ФИО1 было установлено, что в нарушение требований ст. 4 решения № 95 «О порядке проведения в Лучегорском городском поселении собраний и конференций граждан» муниципальный комитет поселения и глава поселения о проводимом собрании информированы не были, собрание граждан муниципальным комитетом не назначалось, проведение заочного голосования по вопросу организации ТОС не предусмотрено. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя административного ответчика, сообщением главы Лучегорского городского поселения от 21.12.2018 г. в соответствии с которым в адрес администрации Лучегорского городского поселения от ФИО1 не направлялось уведомление о проведении собрания (конференции) по вопросу установления ТОС на территории Лучегорского городского поселения. Учитывая, что собрание граждан по образованию (учреждению) территориального общественного самоуправления, обращению в муниципальный комитет Лучегорского поселения по вопросу установления границ территории осуществления ТОС <адрес> проведено с нарушением положений, установленных Решением муниципального комитета от 26.10.2006 г. № 95 «О порядке проведения в Лучегорском городском поселении собраний и конференций граждан», Решения Муниципального комитета Лучегорского городского поселения № 108 от 30.11.2006 г. «О территориальном общественном самоуправлении в Лучегорском городском поселении», суд не находит оснований для признания оспариваемого решения незаконным, его отмене и удовлетворении заявления ФИО1 об установлении границ. Доводы ФИО1 о том, что закон не ограничивает выбор гражданами формы собрания, по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, являются необоснованными и противоречат принятым муниципальным комитетом Лучегорского городского поселения вышеуказанным нормативным правовым актам. На основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Оспариваемое решение от 31.01.2019 г. было принято 12 из 15 избранными депутатами муниципального комитета Лучегорского городского поселения, которые единогласно проголосовали за принятие решения об отказе в установлении границ территории общественного самоуправления, что подтверждается протоколом №58 очередного заседания муниципального комитета Лучегорского городского поселения, нарушений прав и свобод административного истца указанным решением не установлено. Руководствуясь ст.ст.175-180, 227- 228 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: ФИО1 ФИО5 в удовлетворении требований к Муниципальному комитету Лучегорского городского поселения о признании незаконным и отмене решения Муниципального комитета Лучегорского городского поселения № 334 от 31 января 2019 года «Об отказе в установлении границ территории территориального общественного самоуправления», удовлетворении заявления об установлении границ отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 21.04.2019 г. Судья Новоградская В.Н. |