ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-184/2016 от 21.01.2016 Сунженского районного суда (Республика Ингушетия)

а-184/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Наурузов А.И.,

с участием представителя административного истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к администрации с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия и принуждении административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,

у с т а н о в и л :

Административный истец – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия и принуждении административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал требования по мотивам, изложенным в административном иске, и дополнительно пояснил, что при проверке соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и контроля за качеством и безопасностью питьевой воды в отношении юридического лица – администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, отбирались пробы питьевой воды из водопроводных сетей на санитарно-химические и микробиологические исследования. По результатам проведенных исследований проб воды выявлено несоответствие качества воды требованиям санитарных норм и правил. Так, по результатам санитарно-химических исследований качества воды из водопроводной сети по с.<адрес> за 9 месяцев из 34 исследованных проб питьевой воды не соответствует нормативным требованиям 23 пробы. Из 40 проб, исследованных по микробиологическим показателям, не соответствуют нормативным требованиям 11 проб. За тот же период, санитарно-химические и микробиологические показатели воды из 4 артскважин, откуда вода подается населению с.<адрес>, соответствуют требованиям нормативных документов по исследованным показателям. Вода, получаемая населением с.<адрес> из водопроводных сетей, не отвечает по показателям качества и безопасности санитарно-эпидемиологическим требованиям, что свидетельствует о некачественно оказываемой населению услуге и содержит потенциальную опасность для населения городского поселения. Просил признать действия администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, выразившиеся в не обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения надлежащего качества потребителям по с.<адрес>, незаконными, обязать администрацию сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия привести качество подаваемой по водопроводным сетям населению с.<адрес> питьевой воды в соответствие требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», обязать администрацию сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела административный ответчик – администрация с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия своего представителя в суд не направил, причину его неявки суду не сообщил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: - об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» дела по защите прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции.

В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 40, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ государственные органы могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении в <адрес>» Компетенция органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления в сфере питьевого водоснабжения, порядок забора, получения, хранения и доставки питьевой воды к местам расходования, а также порядок оказания услуг по питьевому водоснабжению устанавливаются Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Республики Ингушетия. Выбор источников питьевого водоснабжения и контроль за их использованием осуществляются, исходя из единых стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 4 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении в <адрес>» основными принципами питьевого водоснабжения являются: 1) государственные гарантии первоочередного снабжения питьевой водой граждан не ниже установленных норм питьевого водообеспечения в целях удовлетворения их питьевых и бытовых потребностей и охраны их здоровья; 2) строгое соответствие питьевой воды установленным санитарным правилам и нормам; 3) государственный контроль за качеством питьевой воды; 4) государственное регулирование, государственные надзор и учет в области питьевого водоснабжения; 5) государственное лицензирование водопользования; 6) ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарным правилам и нормам; 7) отнесение систем питьевого водоснабжения к особо важным объектам жизнеобеспечения человека, функционирование которых должно обеспечиваться в приоритетном порядке; 8) государственная поддержка развития централизованных систем питьевого водоснабжения; 9) обеспечение безопасности и надежности систем питьевого водоснабжения путем выбора источников питьевого водоснабжения и соответствующих технологий подготовки питьевой воды на основе гигиенических нормативов, государственных стандартов, нормативных требований и использования единых методик и средств измерений; 10) выбор наиболее экономичного варианта питьевого водоснабжения; 11) платность питьевого водоснабжения; государственное регулирование порядка ценообразования в сфере питьевого водоснабжения; 12) охрана источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 7 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении в <адрес>» органы местного самоуправления: 1) организуют питьевое водоснабжение на территории муниципального образования; разрабатывают и утверждают в составе планировочной документации генеральные и районные схемы питьевого водоснабжения, местные целевые программы и планы мероприятий по развитию систем питьевого водоснабжения и рациональному использованию питьевой воды; 2) осуществляют сбор и анализ данных о наличии и состоянии источников питьевого водоснабжения, возможностях удовлетворения потребностей граждан и организаций в питьевой воде и надежности систем питьевого водоснабжения, и др.

На основании ст. 32 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении в <адрес>» населению гарантируется полное обеспечение потребностей в питьевой воде надлежащего качества, исходя из научно обоснованных норм потребления. Обеспечение полного удовлетворения потребностей населения в питьевой воде надлежащего качества осуществляется путем: 1) охраны источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения; 2) обеспечения качества питьевой воды; 3) разработки программ и планов мероприятий по питьевому водоснабжению населения, участия органов государственной власти в их реализации и финансировании; 4) государственного регулирования цен и тарифов на услуги по питьевому водоснабжению; 5) применения мер государственной поддержки организаций, осуществляющих питьевое водоснабжение, экономического стимулирования деятельности по обеспечению населения питьевой водой и улучшению ее качества; 6) государственного контроля в сфере питьевого водоснабжения; 7) своевременного оперативного предоставления населению информации о качестве питьевой воды; 8) привлечения к ответственности в установленном законом порядке организаций и лиц, совершивших правонарушения в сфере питьевого водоснабжения.

Из приложенных представителем административного истца светокопий Поручения председателя Правительства Республики Ингушетия, Протокола -пз заседания комиссии по проверке соответствия водозаборных сооружений, расположенных на территории Республики Ингушетия, и Плана-графика устранения недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в 2015 г. по проверке соблюдения требований санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей в сфере обеспечения населения Республики Ингушетия хозяйственно-питьевым водоснабжением, следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и контроля за качеством и безопасностью питьевой воды в отношении юридического лица – администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия.

При проверке соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и контроля за качеством и безопасностью питьевой воды в сельском поселении Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, отбирались пробы питьевой воды из водопроводных сетей на санитарно-химические и микробиологические исследования. По результатам проведенных исследований проб воды выявлено несоответствие качества воды требованиям санитарных норм и правил.

Так, по результатам санитарно-химических исследований качества воды из водопроводной сети по с.<адрес> за 9 месяцев из 34 исследованных проб питьевой воды не соответствует нормативным требованиям 23 пробы. Из 40 проб, исследованных по микробиологическим показателям, не соответствуют нормативным требованиям 11 проб. За тот же период, санитарно-химические и микробиологические показатели воды из 4 артскважин, из которых вода подается населению с.<адрес>, не соответствуют требованиям нормативных документов по исследованным показателям.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п. 2).

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. 3).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 («Качество товара (работы, услуги)») Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно п.п. 3.2 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

Вода, получаемая населением с.<адрес> из водопроводных сетей, не отвечает по показателям качества и безопасности санитарно-эпидемиологическим требованиям, что свидетельствует о некачественно оказываемой населению услуге и содержит потенциальную опасность для населения сельского поселения.

Право граждан на получение коммунальной услуги надлежащего качества закреплено статьей 7 Конституции РФ, которой регламентировано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Незаконные действия администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, выразившиеся в обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества в отношении неопределенного круга потребителей с.<адрес>, подтверждаются имеющимися в материалах дела светокопиями протоколов лабораторных исследований.

При таких условиях, с учетом выясненных в судебном заседании действительных обстоятельств дела, суд находит административное исковое заявление обоснованным и в соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 40, ст. 218 КАС РФ подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к администрации с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия и принуждении административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать действия администрации сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, выразившиеся в не обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения надлежащего качества в отношении неопределенного круга потребителей по с.<адрес>, незаконными.

Обязать администрацию сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия привести качество подаваемой по водопроводным сетям населению с.<адрес> питьевой воды в соответствие требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Обязать администрацию сельского поселения Троицкое Сунженского муниципального района Республики Ингушетия довести в месячный срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей настоящее решение суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.

судья Наурузов А.И., КОПИЯ верна

Федеральный судья

Сунженского районного суда РИ А.И. Наурузов