№ 2а-1850, 1852/2018 | |||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации 19 июня 2018 года |
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи С.Л.Малахова,
при секретаре Е.С. Пуховской
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по административному иску Общественной организации «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области о возложении обязанности привести в соответствие границы охотничьих угодий,
у с т а н о в и л:
ОО «НОООиР» обратилось в суд с административными исками к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, просит привести описание западной границы «Воздвиженского» участка в отхотхозяйственном соглашении № 039 от 07.11.2017 г. в соответствие с действующим законодательством, на основании постановления Губернатора № 194 от 27.03.2000 г. «О предоставлении территорий (акваторий) Новосибирской области для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» и договора б/н от 26.04.200 г. « О предоставлении территории, акватории» путем заключения дополнительного охотхозяйственного соглашения, а также просит обязать привести границы охотничьего угодья «Мошковское» в соответствие с действующим законодательством на основании договора о предоставлении территории, акватории № 50 от 19.06.2001 г. путем заключения дополнительного охотхозяйственного соглашения.
Определением суда от 28.03.2018 г. административный ответчик Департамент по охране животного мира Новосибирской области заменен на Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области в связи с реорганизацией структуры органов исполнительной власти на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 12.09.2017 № 169 «О внесении изменений в структуру исполнительной органов государственной власти Новосибирской области».
В судебном заседании представители ОО «НОООиР» заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области ФИО1 исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения.
Представитель заинтересованного лица ООО «Озерное» ФИО2 возражал против удовлетворения иска.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, при этом исходит из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судебным разбирательством установлено, что ОО «НОООиР» является охотопользователем на основании заключенных с Департаментом по охране животного мира Новосибирской области (после реорганизации путем присоединения Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области) 07.11.2017 г. охотхозяйственных соглашений № 029 (охотничье угодье «Мошковское») и № 039 (охотничье угодье «Каргатское») и долгосрочной лицензии сер ХХ № 0797 от 28.05.2001 г. сроком до 30.03.2025 г. и долгосрочной лицензии № 0772 от 26.04.200 г. сроком до 27.03.2025 г..
Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее - отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов) регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно положениям статьи 71 № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании долгосрочных лицензий, на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Долгосрочные лицензии не подлежат продлению.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 статьи 71 в редакции до 10.08.2017 г.).
В связи с вступлением в силу 10.08.2017 года Федерального закона от 29.07.2017 года № 224-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об охоте), в часть 3 вышеуказанной статьи Федерального закона были внесены изменения, в частности наделявшей долгосрочных охотпользователей правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, на срок до 49 лет.
В соответствии с частью 9 статьи 71 Закона об Охоте, по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 71 Закона об охоте, в случаях, указанных в части 9 настоящей статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Частью 1 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Во исполнение Федерального закона N 209-ФЗ Приказом Минприроды России от 18.05.2012 № 137 «Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», была установлена максимальная площадь охотничьих угодий Новосибирской области, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, которая не может превышать 150 000 га (пункт 60 Приложения к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 г. № 137).
09.08.2017 г. от ОО «НОООиР» в департамент была подана заявка на заключение охотхозяйственного соглашения на основании долгосрочной лицензии се. ХХ № 0797 от 28.05.2001 г. в отношении охотничьего хозяйства «Мошковское» Мошковского района Новосибирской области сроком на 49 лет, при этом ОО «НОООиР» указана площадь охотничьего хозяйства 150000 га.
Таким образом, ОО «НОООиР» при подаче заявки в добровольном порядке установила площадь охотничьих угодий при заключении соглашения 150000 га, что не превышает предельно разрешенную площадь охотничьих угодий Новосибирской области для заключений охотхозяйственные соглашения.
При этом, границы хозяйства охотпользователи (физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в сфере охотничьего хозяйства) определяют самостоятельно в пределах границ того хозяйства, которое им было предоставлено на основании долгосрочных лицензий.
На основании указанной заявки, в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.07.2017 № 114 «Об утверждении административного регламента департамента по охране животного мира Новосибирской области предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, услуга была оказана и между ОО «НОООиР» и департаментом но охране животного мира Новосибирской области заключено охотхозяйственное соглашение № 029 от 07.11.2017.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения, границы охотничьего угодья «Мошковское» сторонами соглашения были определены в пределах заявленной площади 150000 га (149261 га) границы которой определены точками с привязкой к географической системе координат.
Согласно пункту 8.2.29 единовременная плата составила 149261 рубль, т.е. из расчета 1 рубль за 1 га.
Как следует из пояснений административного истца, при подаче заявки ОО «НОООиР» на заключения охотхозяйственного соглашения, обществом была произведена оплата в размере 171841 рубль за 171841 га.
При таких обстоятельствах, поскольку охотхозяйственное соглашение № 029 в приведенных в нем границах охотничьего угодья «Мошковское» площадью 149261 га соответствует волеизъявлению сторон, что следует из заявки ОО «НОООиР» и не превышает максимальный размер допустимых законом угодий отказ административного ответчика привести границы в соответствии с площадью 171841 га являются правомерными.
Основания изменения и расторжения договора предусмотрены в статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2).
Поскольку законодательством РФ регулирующие правоотношения между государственным органом и охотпользователями не предусмотрено возложение обязанности на административного ответчика изменять условия заключенных охотхозяйственных соглашений, изменение условий, в частности изменение границ охотничьих угодий, возможно только по соглашению сторон заключенного охотхозяйственного соглашения № 029.
Какого либо существенного нарушения соглашения № 029 со стороны административного ответчика, которое позволяло бы применить положения части 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ судом не установлено.
Ссылка истца на постановление Губернатора Новосибирской области от 15.03.2016 N 65 "О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 24.07.2014 N 119" содержащую информацию о площади охотничьего угодья «Мошковское» в размере 171841 га правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку охотхозяйственное соглашение № 029 заключено в предельных размерах для Новосибирской области в соответствии с Приказом Минприроды России от 18.05.2012 № 137.
То обстоятельство, что ОО «НОООиР» оплатило при подаче заявки в размере 171841 га на выводы суда не влияет, поскольку общество не лишено права требовать у ответчика возврата излишне уплаченной суммы.
Ранее ОО «НОООиР» 16.12.2016 года обращалось в департамент с заявкой о заключении охотхозяйственных соглашений на основании долгосрочных лицензий в отношении охотничьих хозяйств «Купинское» Купинского района, «Сузунское» Сузунского района, «Дупленское» Коченевского района, «Каргатское» Каргатского района, «Чулымское» Чулымского района.
09.01.2017 года департаментом было отказано в заключении охотхозяйственных соглашений в связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 № 17-п «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"
По запросу Верховного Суда Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации проверил конституционность части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указал на неопределенность нормативного содержания части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, признав ее не соответствующей Конституции Российской Федерации и приостановив ее применение до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений.
В соответствии с пунктом 5.3 указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в целях обеспечения стабильности правоотношений в области охотхозяйственной деятельности, а также соблюдения баланса законных интересов субъектов данных правоотношений Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает возможным установить следующий порядок исполнения настоящего Постановления. Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 данного Федерального закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.
Вместе с тем, ОО «НОООиР» до принятия вышеуказанного Постановления (25.06.2015 г.) не воспользовалось правом заключить охотхозяйственное соглашение на всю предоставленную территорию (178841 га) в соответствии с долгосрочной лицензией XX № 0797.
Заявки на заключение охотхозяйственного соглашения на основании долгосрочной лицензии в отношении охотничьего хозяйства «Мошковское» ОО «НОООиР» с момента принятия Закона об охоте и до введения Конституционным Судом РФ моратория, в департамент не подавало.
Таким образом, департамент не имел правовых оснований для заключения охотхозяйственных соглашений на площадь, превышающую 150 000 га в связи с введенным вышеуказанным мораторием.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца в отношении границ охотничьего угодья «Мошковское» удовлетворению не подлежат.
Также подлежат оставлению без удовлетворения и требования ОО «НОООиР» о возложении обязанности министерству произвести описание границ охотничьих угодий - западной границы «Воздвиженского» участка в соответствие с постановлением Губернатора № 194 от 27.03.2000 г., поскольку информация обо всех охотничьих угодьях Новосибирской области содержится в вышеуказанном Постановление Губернатора Новосибирской области от 15.03.2016 N 65 "О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 24.07.2014 N 119" "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Новосибирской области" в частности в прилагаемой к нему Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Новосибирской области.
Поскольку вышеуказанным постановлением Губернатора Новосибирской области установлены границы охотничьих угодий Новосибирской области, в частности установлены границы охотничьего угодья «Каргатское» с описанием Западных границ участка «Воздвиженский» (точки границы с привязками к географической системе координат), что соответствует тем Западным границам участка «Воздвиженский» изложенных в пункте 2.2 охотхозяйственного соглашения № 039 от 07.11.2017 г., оснований для возложения обязанности административного ответчика привести Западную границу по ясно видимому ориентиру по дороге между Капралово и Форпост-Каргат правовых оснований у суда не имеется.
Доводы истца о применении в охотхозяйственном соглашении № 039 спорных границ изложенных в постановлении Губернатора № 194 от 27.03.2000 г. "О предоставлении территорий (акваторий) Новосибирской области для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты" необоснованны, поскольку данное постановление не устанавливает границы охотничьих угодий Новосибирской области, а лишь указывает границы предоставленных территорий охотничьих угодий юридическим лицам по состоянию на 2000 год.
Впоследствии, как указано выше данные границы территорий охотничьих хозяйств Новосибирской области были изменены Постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.03.2016 N 65, в связи с чем заключать охотхозяйственные соглашения в 2017 году с указанием границ угодий по состоянию на 2000 год ответчик правовых оснований не имел.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Общественной организации «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» - оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2018 года
Судья С.Л.Малахов