ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1850/2022 от 02.08.2022 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-1850/2022

22RS0011-02-2022-002085-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2022 года город Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Максимец Е.А.,

при секретаре Гулидовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Багрянцевой Л.Ф. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании постановления, бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Багрянцева Л.Ф. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, заявляя требования о признании бездействия Администрации города Рубцовска, выразившееся в не уведомлении собственников многоквартирного жилого ... и Багрянцеву Л.Ф. о результатах проведения конкурса по отбору управляющей компании после *** путем размещения сообщения в местах удобных для ознакомления собственниками помещений – на доске объявлений, размещенных во всех подъездах дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом; возложить обязанность уведомить собственников многоквартирного жилого ... и Багрянцеву Л.Ф. о результатах проведения конкурса по отбору управляющей компании путем размещения сообщения в местах удобных для ознакомления собственниками помещений – на доске объявлений, размещенных во всех подъездах дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом; признать не действительным постановление Администрации города Рубцовска от 20.12.2021 №3475 в части внесения изменения в приложение 1 Постановления №3391 от 13.12.2021 и указания МКД: Калинина, 4, Комсомольская, 115, Комсомольская, 132, Октябрьская, 147, для передачи в управление ООО «УК «Лавр»; в части указания в пункте 3 «действие подпункта 1.2 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 г.»; обязать уведомить инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края об исключении из реестра лицензии ООО «УК «Лавр» - МКД по ...

В обоснование требований указала, что она является собственником жилого помещения в МКД по .... В январе *** на дверях подъездов дома истца было размещено извещение о проведении открытого конкурса *** по отбору управляющей организации дома, организатором конкурса указано Управление Администрации г.Рубцовска по жилищно-коммунальному хозяйству и экологии. Так же на сайте Администрации было размещено постановление от 16.12.2021 №3466 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании МКД в г.Рубцовске», где под лотом указан дом истца: «...». В пункте 2 постановления указано о сроке проведения конкурса «не позднее 45 дней со дня принятия решения о его проведении». Таким образом, конкурс должен быть проведен до ***. В нарушение Постановления Правительства РФ Администрация г.Рубцовска не разместила уведомления собственникам дома, в том числе о результатах проведенного конкурса и об условиях договора управления домом в местах, установленных пунктом 40 Правил, тем самым были нарушены права истца, как стороны договора на управление домом и потребителя коммунальных услуг.

Между тем, на сайте ответчика в сети интернет в апреле 2022 г. административный истец обнаружила постановление от *** «О внесении изменений в постановление от 13.12.2021», где постановлено дополнить приложение строками и указан перечень домов, под пунктом 34 «...» и тариф – 17,02 руб. Согласно постановления от *** управляющей компанией многоквартирных домов и МКД по ул.... назначена УК «Лавр». При этом, сведения о том, что данная компания участвовала в открытом конкурсе по постановлению от *** и стала победителем, Администрация г.Рубцовска не разместила в открытом доступе собственников МКД по ... и не уведомила, что является нарушением Постановления Правительства и прав истца. Административный истец полагает, что административным ответчиком были нарушены порядок отбора управляющей компании на многоквартирные дома, в том числе на МКД по ..., незаконно принято решение о передаче многоквартирных домов ООО «УК «Лавр» в период проведения конкурса до ***, о чем собственники дома и истец не были уведомлены, незаконно определен тариф для этой компании за услуги по содержанию жилья – 17 руб. 02 коп., который экономически не обоснован и является завышенным, о чем не были уведомлены истец и другие собственники дома, в связи с чем, истец не могла ранее обратиться в суд.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «УК «Лавр», ООО «УК «Модуль», Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.

Определением от *** производство по административному делу по административному иску Багрянцевой Люси Федоровны от административного искового заявления к Администрации города Рубцовска о признании бездействия, постановления незаконным, прекращено в части требований о возложении на Администрацию города Рубцовска обязанности уведомить инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края об исключении из реестра лицензии ООО «УК «Лавр» - ...

Представители заинтересованных лиц ООО «УК «Лавр», ООО «УК «Модуль», Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Административный истец Багрянцева Л.Ф. в судебном заседании на требованиях настаивала. Просила требования в части указания на недействительность постановления администрации города Рубцовска Алтайского края от 20.12.2021 №3475 в части указания на многоквартирные дома по ... не рассматривать.

Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Антонова О.В. против удовлетворения требований возражала. Указала, что оспариваемое постановление не было опубликовано в официальном источнике средства массовой информации - газете "Местное время", так как не является нормативно-правовым актом, не регулирует какую-либо норму поведения. Тарифы регулируются нормативно-правовым актом – Постановлением от 22.03.2021 № 688. В оспариваемом постановлении тарифы указаны для управляющей организации и данные тарифы аналогичны тарифам, которые указаны в постановлении от 22.03.2021 № 688. Оспариваемым постановлением от 20.12.2021 №3475 права истца не нарушены. Бездействия Администрацией города Рубцовск по не извещению собственников о результатах конкурса, не допущено, поскольку открытый конкурс по отбору управляющей компании многоквартирным домом по адресу: ..., собственники которого не выбрали способ управления, не определена управляющая организация, объявленный постановлением от 16.12.2021 №3466, в г.Рубцовске не завершен. Для управления домом, в котором находится квартира истца, постановлением от 13.12.2021 №3391 временно, на срок не более одного года, назначена управляющая компания ООО «УК «Лавр», имеющая лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.2 ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.1 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административный истец обратился в суд ***. Достоверные доказательства, в подтверждение даты, в которую административному истцу было известно об оспариваемом постановлении, в деле отсутствуют. Кроме того, административным истцом оспаривается бездействие, которое носит длящийся характер, следовательно, административный истец обратился в суд с соблюдением срока обжалования бездействия.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ, не пропущен.

Судом установлено, что административному истцу Багрянцевой Л.Ф. на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ***, выданным нотариусом Желобицкой Н.А.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Исходя из положений ст. ст. 34, 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ местная администрация является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (ч. 2). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3). Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4). Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года (ч. 17).

В соответствии с п. 2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 г. N 1616, определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (далее соответственно - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации), содержащим в том числе: а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"; б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 г. № 1616, установлено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций). В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 г. № 1616, установлено, что при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций. Если две и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций.

Согласно п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 г. № 1616 уполномоченный орган: а) в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор; б) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации направляет его собственникам помещений в многоквартирном доме, а в случае определения управляющей организации решением об определении управляющей организации в связи с отсутствием договора управления многоквартирным домом, подлежащего заключению застройщиком с управляющей организацией в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - лицам, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.

Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 4, ч. 7 ст. 5 ЖК РФ).

При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Из приведенной нормы следует, что законодатель, закрепляя право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения для его собственника, предусмотрел обязательное условие - непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании решений о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Правительство Российской Федерации во исполнение положений ст. 39 Жилищного кодекса РФ постановлением от 13.08.2006 г. № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Правилами определен состав общего имущества, в него включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома; ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 2).

В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В целях обеспечения единства практики применения законодательства, регулирующего отношения по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.06.2017 г. № 22 разъяснил, что отношения по оплате гражданами жилого помещения регулируются положениями ЖК РФ, ГК РФ, (в силу положений которого собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества), другими федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в том числе Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (пункт 2). Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п. 14).

В соответствии с Методическими рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, утвержденными Приказом Минстроя России от 06.04.2018 г. № 213/пр, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять как сумму платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 3.1). Определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (п. 3.2). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домом посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг (п. 3.3). При осуществлении расчета (определения) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из Минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а при ее отсутствии в указанной системе - информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, посредством обращения в такой орган (п. 3.4). Среднее значение размеров платы в отношении каждого типа многоквартирных домов рекомендуется определять как отношение суммы размеров платы за содержание жилого помещения в однотипных многоквартирных домах, к количеству таких многоквартирных домов, принятому для расчета (п. 3.5).

В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из материалов административного дела, администрацией муниципального образования "город Рубцовск» в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами», администрацией города Рубцовска было принято постановление от 16.12.2021 №3466 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в городе Рубцовске Алтайского края», в том числе, домами по ....

Вышеназванное постановление было опубликовано, в том числе на официальном сайте Администрации города Рубцовска Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

22.11.2021 ООО «УК «Лавр» подано заявление о включении управляющей организации в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого не определена управляющая организация.

Согласно протокола от 19 января 2022 года вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: ..., на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе заявок не поступило. Протокол вскрытия конвертов размещен организатором на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Согласно п. 12 письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.03.2007 г. № 5280-СК/07 "Об изменении жилищного законодательства Российской Федерации" договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, не подлежит продлению на основании части 6 статьи 162 ЖК РФ, поскольку в соответствии со специальной нормой части 4 статьи 161 ЖК РФ в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, то орган местного самоуправления обязан провести новый открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правилами проведения конкурса.

Поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме не было принято на общем собрании решение о выборе способа управления многоквартирным домом, суд приходит к выводу о том, что администрация города Рубцовска была вправе принять решение о выборе управляющей организации по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 7 ст. 162, ч. ч. 2, 4 ст. 198 Жилищного кодекса РФ управляющая организация имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом и до даты исключения сведений о таком доме из реестра лицензий в связи с прекращением, расторжением договора управления.

ООО "Управляющая компания "Лавр" имеет лицензию №271 от 30.04.2021 г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч.8 ст.161 ЖК РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 25.12.2020 № 3212 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» для многоквартирных домов, указанных в приложении к данному постановлению определена управляющая организация ООО «УК «Модуль» для их управления, сроком на 1 (один) год с 01.01.2021 по адресам, согласно приложению. В пункте 2 данного постановления указано: «Установить размер платы за содержание 1 кв. м жилого помещения в многоквартирных домах, указанных в приложении, в соответствии с постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 05.03.2020 № 489…». В приложении к постановлению указан, в том числе, дом по ..., квартира в котором принадлежит Багрянцевой Л.Ф.

Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 13.12.2021 №3391, принятым в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 №1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем 5 части 2 статьи 20, пунктом 19 части 1 статьи 56 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания, определено ООО «УК «Лавр» на срок управления многоквартирными домами, указанными в приложении 1 к постановлению, начиная с 15.12.2021 до выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления многоквартирным домом, или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 жилищного кодекса Российской Федерации, но не более 1 (одного) года. Пунктом 4 установлен размер платы за содержание 1 кв.м. жилого помещения в многоквартирных домах, указанных в приложении 1, в соответствии с постановлением Администрации горда Рубцовска Алтайского края от 22.03.2021 №688 «О размере платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не принятии решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края». В приложении 1 к постановлению Администрации горда Рубцовска Алтайского края от 13.12.2021 №3391 отсутствует многоквартирный дом по адресу: ....

Постановлением Администрации города Рубцовска от 20.12.2021 №3475 «О внесении изменения в постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 13.12.2021 №3391 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», в связи с окончанием срока действия постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края от *** «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с приказами инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от *** «О предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адрес: ..., от *** , в постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от *** «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», внесены изменения, приложение 1 к постановлению дополнено строками следующего содержания (пункт 1.2): в том числе, дом по ... (квартира в котором принадлежит Багрянцевой Л.Ф.), указан тариф 17,02 руб.; так же указаны дома: по ..., тариф 17,02 руб.; по ..., тариф 17,02 руб.; по ..., тариф 17,02 руб. В пункте 3 постановления указано, что действие подпункта 1.2 пункта 1 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 22.03.2021 № 688 утвержден размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края. В приложении к данному постановлению указан тариф за содержание жилья, в том числе, для многоквартирных домов с централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, без лифтов, мусоропроводов 17,02 руб. за 1 кв.м. общей площади. Данное постановление Администрации было опубликовано в газете «Местное время» от 30.03.2021 № 23.

Из материалов дела следует, многоквартирный жилой дом по ... состоит из трех этажей, в доме имеется централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, мусоропроводы и лифты отсутствуют.

Таким образом, администрация города Рубцовска приняла оспариваемое постановление от 20.12.2021 №3475 «О внесении изменения в постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 13.12.2021 №3391 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», в пределах полномочий, определенных положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Проведя правовой анализ содержания Постановления № 3475 от 20.12.2021, включая приложение к нему, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения вышеназванного акта не обладают необходимой совокупностью признаков, позволяющих отнести его к нормативно-правовым актам, а также признаками акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами. Приведенные в приложении к постановлению тарифы фактически указаны для управляющей организации для верного начисления собственникам многоквартирных домов, указанных в данном приложении, платы за содержание жилья. Данным постановлением не были установлены новые тарифы. Данные тарифы установлены постановлением № 688 от 22.03.2021.

В связи с чем, установленный законом порядок принятия и введения в действие нормативно-правового акта к оспариваемому постановлению не применим. Пункт 1.2, которым дополнено приложение к постановлению от 13.12.2021 №3391 указанием на дом по ..., тариф 17,02 руб., и пункт 3 оспариваемого постановления от 20.12.2021 №3475 «Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021» прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку как указано выше тарифы за содержание жилья, установлены постановлением № 688 от 22.03.2021, а постановление № 688 действовало уже в апреле 2021 года, в связи с чем, основания для удовлетворения требований истца в данной части отсутствуют.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление администрации города Рубцовска Алтайского от 20.12.2021 №3475 в части пунктов 1.2, 3 принято с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно пункта 89 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" организатор конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, принявших помещения, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления этим домом путем размещения проекта договора в порядке, предусмотренном пунктом 40 Правил.

В связи с отсутствием результатов конкурса, объявленного постановлением от 16.12.2021 №3466 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в городе Рубцовске Алтайского края» Администрацией города Рубцовска по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в том числе, домом по ..., обязанность у органа местного самоуправления как организатора конкурса уведомлять собственников помещений, находящихся в многоквартирных домах, установленная пунктом 89 вышеназванных Правил, не возникла. Следовательно, довод административного истца о нарушении органом местного самоуправления процедуры организации открытого конкурса, несостоятелен.

Доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемыми положениями постановления №3391 от 13.12.2021 не представлено, судом не установлено.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Багрянцевой Л.Ф. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А.Максимец