ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1851/18 от 13.06.2018 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

<данные изъяты>

Дело № 2а-1851/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июня 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области

- о признании незаконным приказа от 31.01.2018 г. №91з об исключении из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области,

- о возложении обязанности отменить приказ и восстановить ФИО2 в реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, с первоначальной даты постановки на учет – с 1 марта 2013 г.,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административными исковыми требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным приказа от 31.01.2018 г. №91з об исключении из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, о возложении обязанности отменить приказ и восстановить ФИО2 в реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, с первоначальной даты постановки на учет – с 1 марта 2013 г.

В обоснование требований указывает, что приказом ДИЗО Воронежской области №875з от 23.07.2013 г. он был включен в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области.

Уведомлением от 08.12.2017г. №52-17-17283з ДИЗО Воронежской области принял решение об исключении его из реестра, так как его дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ достигла возраста <данные изъяты>.

С приказом ДИЗО Воронежской области она не согласен, просит суд признать незаконным приказ от 31.01.2018 г. №91з об исключении из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, так как на момент включения в реестр многодетных граждан он имел право на получение земельного участка в собственность бесплатно во внеочередном порядке, до настоящего времени не обеспечен земельным участком в результате неисполнения ДИЗО ВО обязанностей, предусмотренных ЗК РФ.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений воронежской области по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении административного иска, поддержала ранее представленные возражения, приобщенные к материалам дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, департамент определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом.

На территории Воронежской области бесплатное предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

Согласно указанному закону земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области, относящихся к одной из льготных категорий, определенных статьей 13 указанного закона, при соблюдении однократности бесплатного получения (по одному из следующих видов пользования: индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства), в пределах норм, установленных статьями 8, 9, и 10 вышеуказанного закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в порядке очередности. Законом Воронежской области от 08.06.2012 № 65-03 «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», устанавливающий детальный порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Согласно п. 2.5 Порядка ведения Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и полного комплекта документов заявителя.

В соответствии с п. 2.7 Порядка многодетные граждане, обратившиеся в департамент, орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве Воронежской области, исполнительных органах государственной власти Воронежской области или органов местного самоуправления.

На основании справок, сообщений, уведомлений, свидетельств, судом установлено, что ФИО2 согласно данным паспорта гражданина РФ, зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений №875з от 23.07.2013 г. утвержден реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, где под указан ФИО2, поставленный на учет с 1 марта 2013 г.

Уведомлением от 08.12.2017 г. №52-17-17283з ФИО2 разъяснено (л.д. 65-66), что в соответствии с п.п. 2.1 ст. 13 Закона Воронежской области от 3.05.2008 № 25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» правом на бесплатное предоставление земельного участка обладают граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних детей, включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.

Поскольку дочери административного истца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., исполнилось <данные изъяты> года, предложно представить в адрес департамента документы, подтверждающие наличие льготного статуса «многодетный гражданин», а именно свидетельство о рождении (усыновлении) четвертого и последующего ребенка (при наличии), разъяснено, что в случае непредоставления документов в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего уведомления, департаментом будет принято решение об исключении из Реестра.

Приказом от 31.01.2018г. №91з Департамента имущественных и земельных отношений ФИО2 исключен из реестра, так как его дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ 7.р., достигла возраста <данные изъяты> лет.

В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".

Согласно п. 2 указанной статьи предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя.

Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимают решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 указанной статьи).

Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 г. N 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец имеет трех детей, данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

Согласно ч.2.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей (ч.2.1 в ред. от 25.12..2013г. №191-ОЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное предоставление земельных участков.

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 25.09.2012 N 845 (ред. от 11.02.2014) утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, согласно п.1.2 которого ведение Реестра осуществляют департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, органы местного самоуправления Воронежской области, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.1.4, 1.6, 1.7, 2.7, 2.8 указанного Порядка… включение многодетных граждан в Реестр осуществляется на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документов, которые подаются одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в Департамент или орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявителя по одному из следующих видов землепользования…индивидуальное жилищное строительство…После проведения проверки соответствия сведений, указанной в пункте 1.5 настоящего Порядка, и при отсутствии оснований, указанных в части 7 статьи 13.1 Закона, Департамент, орган местного самоуправления в течение 5 календарных дней принимают решение о включении заявителя в Реестр. Решение о включении заявителя в Реестр оформляется приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством…индивидуальное жилищное строительство…

При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Таким образом, требования ФИО2 о признании незаконным приказа от 31.01.2018 г. №91з об исключении из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области не подлежат удовлетворению, так как ФИО2 исключен из реестра законно, исходя из того, что его дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., достигла возраста <данные изъяты> лет и перестала находиться на его иждивении, и в силу ч.2.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) ФИО2 не может быть отнесен к гражданам, имеющим трех и более детей.

При этом, довод представителя административного истца о том, что в длительном не предоставлении земельного участка имеется вина административного ответчика, что свидетельствует о нарушении прав ФИО2, не может быть приняты судом во внимание как основания для удовлетворения требований административного истца, как основанные на неверном толковании норм закона.

Кроме того, на протяжении времени с момента постановки на учет, с марта 2013 г. административный истец мог обратиться в суд с заявлением о предоставлении ему земельного участка, если полагал свои права нарушенными, что им не было сделано, в то время как граждане осуществляют свои права по своему усмотрению.

Бездействие ДИЗО ВО, касающееся сроков предоставления земельного участка, ничем установлено не было, как и вина исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые административный истец ссылается в своем заявлении.

Требование о возложении обязанности отменить приказ и восстановить ФИО2 в реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, с первоначальной даты постановки на учет – с 1 марта 2013 г. также не подлежат удовлетворению, поскольку приказ от 31.01.2018 г. №91з признан судом законным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным приказа от 31.01.2018 г. №91з об исключении из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, о возложении обязанности отменить приказ и восстановить ФИО2 в реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, с первоначальной даты постановки на учет – с 1 марта 2013 г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронеж в течении месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 14.06.2018 года.

Судья /подпись/ Е.С. Шумейко