№2а-1851/21
61RS0022-01-2021-002003-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2021 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд в составе:
Председательствующей судьи Ю.И. Шевченко,
При секретаре судебного заседания А. Смоляченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к КУИ г. Таганрога, администрации г. Таганрога(заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ростовской области) о признании незаконным отказа, обязании устранить допущенное нарушение права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Таганрогский городской суд с исковым заявлением к КУИ г. Таганрога, администрации г. Таганрога о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом г. Таганрога от 27 января, исх. № 60.4.5/593 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Определением суда от 12 апреля 2021 года суд перешел к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам Кодека административного судопроизводства РФ.
В качестве оснований заявленных требований ФИО1 в иске указал, что в соответствии с Договором купли-продажи № 5 от 17.10.2019г., ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимости: здание (склад), назначение - нежилое, 1-этажное (подземных этажей 0), площадью 109,2 кв.м, инвентаризационный №, литера: Г,
находящееся по адресу: РО, г. Таганрог, <адрес>,
кадастровый (условный) №; здание (склад), назначение - нежилое, 1-этажное (подземных этажей 0), площадью 80,8 кв.м, инвентаризационный №, литера: О, находящееся по адресу: РО, г. Таганрог, <адрес>, кадастровый (условный) №; здание (контора), назначение - нежилое, 2-этажное (в том числе подземных - 1), площадью 179,0 кв.м, инвентаризационный №, литера: Б, находящееся по адресу: РО, <адрес>, ул.
<адрес>, кадастровый (условный) №; здание (бытовка), назначение - нежилое, 1-этажное (подземных этажей — 0), площадью 37,9 кв.м, инвентаризационный №, литера: В, находящееся по адресу: РО, <адрес>, кадастровый (условный) №.
В соответствии с уведомлением о внесении сведений в ЕГРН от 25.12.2020г. № № в отношении объекта недвижимости имущества - Здание с кадастровым номером №, внесены сведения в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости: Наименование «Сарай».
В соответствии с уведомлением о внесении сведений в ЕГРН от 25.12.2020г. в отношении объекта недвижимости имущества - Здание с кадастровым номером №, внесены сведения в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости: Наименование «Гараж».
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 23.09.2020г. в отношении объекта недвижимости имущества - Здание с кадастровым номером №, внесены сведения в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости: Наименование «Жилой дом».
В соответствии с уведомлением о внесении сведений в ЕГРН от 25.12.2020г. № № в отношении объекта недвижимости имущества - Здание (бытовка) с кадастровым номером № внесены сведения в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости: Наименование «Летняя кухня».
Истцом в адрес КУИ г. Таганрога было направлено обращение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: РО, <адрес>.
<дата> исх. № № КУИ г. Таганрога было отказано в изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
10.12.2020г. ФИО2 повторно было направлено обращение в адрес КУИ г. Таганрога об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: РО, <адрес>
В соответствии с ответом КУИ г. Таганрога от 27.01.2021г. №.04.5/593 в изменении вида разрешенного использования земельного участка было оказано на основании следующего:
«Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога был подготовлен проект постановления Администрации города Таганрога «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: РО, <адрес>л. Портовая, 83» и направлен на согласование в комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога. Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога были представлены следующие замечания: Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 № 506 формируемый земельный участок площадью 1 161 кв.м находится на территориальной зоне - Ж4. Зона жилой застройки смешанной этажности - индивидуальными и малоэтажными жилыми домами. Для данной зоны установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства — земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства. Минимальный размер земельных участков при формировании вновь образованных земельных участков — 0,04 га, в случае формирования земельного участка путем раздела (выдела) домовладения в квартале сложившейся жилой застройки - 0,02 га. В случае формирования земельного участка в сложившейся застройке при условии, что смежные земельные участки стоят на государственном кадастровом учете, минимальный размер земельного участка не нормируется. Максимальный размер земельных участков - 0,10 га. Земельный участок с кадастровым номером
№ изначально формировался для целей не связанных с жилищным строительством. Согласно выписки из ЕГРН от 22.09.2020г. № вышеуказанный земельный участок стоит на кадастровом учете с уточненной площадью 1 161 кв.м и имеет вид разрешенного использования «Для эксплуатации магазинов и производственной базы МУЖРЭП №», что превышает предельные размеры земельного участка. На основании вышеизложенного изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: РО, г. Таганрог, <адрес>, 83, не представляется возможным».
Считаем, что данные выводы являются ошибочными, т.к. данные условия касаются только вновь сформированных (образованных) земельных участков, а земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 20.06.2011г.
Более того, исходя из п.1 ст. 11.2. Земельного кодекса РФ изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>
<адрес>, не является формированием вновь образованного земельного участка.
Таким образом, решение об отказе изменения вида разрешенного использования земельного участка противоречит Законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона РФ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), и по смыслу статей 6, 7 Земельного кодекса Российской Федерации являются уникальными характеристиками земельного участка.
Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ определены виды разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства, которые устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Однако, положения ч. 4 ст. 37 ГрК РФ подлежат применению в совокупности с положениями ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Толкование требований ч. 3 ст. 37 ГрК РФ и требований ч. 4 ст. 37 ГрК РФ в совокупности означает, что, хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор вида разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Учитывая вышеизложенное и в связи с тем, что все объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке переведены из нежилой категории в жилую, а так же изменено целевое назначение нежилых зданий из категорий промышленного торгового назначения в категорию непосредственно, связанную с использованием индивидуального жилого дома (гараж, сарай, жилой дом, летняя кухня).
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал административный иск.
Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснил, что единственным основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего истцу, послужило, что земельный участок якобы вновь сформирован в 2011 году, хотя он постановлен на учет в КУИ в 2005 году, это единственное их основание, так же они ссылаются на Правила землепользования о превышении 1000 кв.м., земельный участок не является вновь сформированным. КУИ подготовили проект о переводе его целевого назначения, передали его для утверждения в архитектуру и там они сделали вывод, что земельный участок вновь сформирован, в связи с этим получен отказ. Так же истец сделал заключение специалиста, который подтвердил, что данный земельный участок не является вновь сформированным, после этого опять обратился в КУИ, но получили отказ, три раза обращались и получили отказ, хотя собственник имеет право на основании заявления изменить целевое назначение.КУИ г. Таганрога готовит проект, предает его в архитектуру, те в свою очередь подтверждают и Администрация выносит постановление.
Представитель административного истца КУИ г. Таганрога по доверенности ФИО6 с административным иском не согласился, пояснив, что действительно КУИ выносит проект постановления, но при согласовании его с Комитетом архитектуры было вынесено решение об отказе в данном заявлении, так как на территории г. Таганрога имеются Правила застройки на территории города, в соответствии с которыми земельные участки, сформированные для индивидуального жилищного строительства должны не превышать 1000 кв.м.; архитектура указала, что данный земельный участок превышает данный размер, в связи с чем в переводе было отказано. Что касается вновь сформирован или нет, то в данном случае к вновь сформированному включает в себя это раздел, изменение его назначения, разрешенного использования. Изменение вида разрешенного использования – это один из элементов формирования земельного участка, земельный участок был предназначен под магазин, сейчас его формируют по жилое строительство, что нарушает правилам землепользования, в связи с этим и был отказ о переводе земельного участка, поэтому считаем отказ законным и просим отказать в иске. Единственным основанием является несоответствии площади, иных оснований для отказа истцу нет. При изменении вида разрешенного использования земельного участка КУИ готовит проект, согласовывает его с архитектурой, затем передает с согласованием в Администрацию в лице Комитета по архитектуре. В соответствии со ст.35 Земельного кодекса, право на подачу заявление по земельному участку независимо от договора аренды имеют правообладатели объектов недвижимости, расположенных на этом участке, если был бы в таком случае отказ, то это было бы очередное основание для подачи в суд.
Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога по доверенности ФИО7 настаивал на отказе в удовлетворении исковых требований, так как истец оспаривает ответ КУИ, а не ответ Комитета по архитектуре, так же просил обратить внимание суда, что у истца находится в собственности несколько объектов недвижимости на данном земельном участке, а спорный земельный участок находится в собственности у Муниципального образования и никаких правоотношений у истца с администрацией нет. В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса физические лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, имеют приоритетные права на заключение договоров в отношении земельного участка.В данном случае права истца на земельный участок не реализованы, поэтому полномочий у истца на перевод участка не имеется, его заявление можно было бы рассматривать, если бы был заключен договор аренды и зарегистрирован в Росреестре на спорный земельный участок, поэтому каких-либо прав у истца на земельный участок нет, просил в иске отказать. Также требования именно к Администрации необоснованны и нарушают Правила землепользования, участок превышает 1000 кв.м., поэтому произвести изменение вида разрешенного использования не предоставляется возможным. Земельный участок находится в собственности Муниципального образования, в данном случае КУИ вынесен проект постановления, который передается на согласование в архитектуру, в свое отказе архитектура указала на единственное основание - это превышение предельных параметров земельного участка. К сожалению, специалистами не было установлено при рассмотрении заявления административного истца, что у него отсутствуют права на данный земельный участок. Получается заявление вообще не должно было быть рассмотрено, не должно было выносится соответствующий проект постановления. В отказе этого не указано.
Представитель заинтересованного лица по доверенности Управления Росреестра по Ростовской области по доверенности ФИО8 пояснила, что данный земельный участок был образован на основании межевого плана,подготовленного кадастровым инженером, заказчиком был ФИО4, бывший владелец объектов недвижимости, расположенных на данном участке. Данный участок образовался путем раздела участка с кадастровым номером №, разделили его на два отдельных участка, один площадью 516 кв.м., другой- 11161 кв.м., у обоих участков вид разрешенного использования для эксплуатации магазинов, данные участки были поставлены на учет 20 июня 2011 года, с таким видом использования они находятся до сих пор. На спорном земельном участке расположен сарай площадью 88 кв.м., летняя кухня - 37,9 кв.м., гараж- 109,2 кв.м., жилой дом, всего четыре объекта недвижимости. Спорный земельный участок считается образованным с момента постановки его на кадастровый учет, составляется межевой план при этом.
Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 1 ст. 219 КАС РФ предусматривает, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором купли-продажи № 5 от 17.10.2019г., ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимости:
- здание (склад), назначение - нежилое, 1-этажное (подземных этажей 0), площадью 109,2 кв.м, инвентаризационный №, литера: Г,
находящееся по адресу: РО, г. Таганрог, <адрес>,
кадастровый (условный) №;
- здание (склад), назначение - нежилое, 1-этажное (подземных этажей 0), площадью 80,8 кв.м, инвентаризационный №, литера: О, находящееся по адресу: РО, г. Таганрог,<адрес>,
кадастровый (условный) №;
-здание (контора), назначение - нежилое, 2-этажное (в том числе подземных - 1), площадью 179,0 кв.м, инвентаризационный №, литера:Б,находящееся по адресу: РО, <адрес>, <адрес>
<адрес>, кадастровый (условный) №;
-здание (бытовка), назначение - нежилое, 1-этажное (подземных этажей — 0), площадью 37,9 кв.м, инвентаризационный №, литера: В, находящееся по адресу: РО, <адрес>, кадастровый (условный) №.
В соответствии с уведомлением о внесении сведений в ЕГРН от 25.12.2020г. № № в отношении объекта недвижимости имущества - Здание с кадастровым номером № внесены сведения в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости: Наименование «Сарай».
В соответствии с уведомлением о внесении сведений в ЕГРН от 25.12.2020г. в отношении объекта недвижимости имущества - Здание с кадастровым номером №, внесены сведения в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости: Наименование «Гараж».
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 23.09.2020г. в отношении объекта недвижимости имущества - Здание с кадастровым номером №, внесены сведения в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости: Наименование «Жилой дом».
В соответствии с уведомлением о внесении сведений в ЕГРН от 25.12.2020г. № № в отношении объекта недвижимости имущества - Здание (бытовка) с кадастровым номером № внесены сведения в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости: Наименование «Летняя кухня».
Истцом в адрес КУИ <адрес> было направлено обращение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: РО, <адрес>
25.11.2020 г. исх. № № КУИ г. Таганрога было отказано в изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
10.12.2020г. ФИО2 повторно было направлено обращение в адрес КУИ г. Таганрога об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: РО, <адрес>.
В соответствии с ответом КУИ г. Таганрога от 27.01.2021г. № в изменении вида разрешенного использования земельного участка было оказано на основании следующего:
«Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога был подготовлен проект постановления Администрации города Таганрога «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: РО, <адрес>» и направлен на согласование в комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога. Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога были представлены следующие замечания: Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 № 506 формируемый земельный участок площадью 1 161 кв.м находится на территориальной зоне - Ж4. Зона жилой застройки смешанной этажности - индивидуальными и малоэтажными жилыми домами. Для данной зоны установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства — земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства. Минимальный размер земельных участков при формировании вновь образованных земельных участков — 0,04 га, в случае формирования земельного участка путем раздела (выдела) домовладения в квартале сложившейся жилой застройки - 0,02 га. В случае формирования земельного участка в сложившейся застройке при условии, что смежные земельные участки стоят на государственном кадастровом учете, минимальный размер земельного участка не нормируется. Максимальный размер земельных участков - 0,10 га. Земельный участок с кадастровым номером № изначально формировался для целей не связанных с жилищным строительством. Согласно выписки из ЕГРН от 22.09.2020г. № вышеуказанный земельный участок стоит на кадастровом учете с уточненной площадью 1 161 кв.м и имеет вид разрешенного использования «Для эксплуатации магазинов и производственной базы МУЖРЭП №», что превышает предельные размеры земельного участка. На основании вышеизложенного изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: РО, <адрес> не представляется возможным».
Учитывая, что с настоящим иском ФИО1 обратился в суд 18 февраля 2021 года, установленный законом срок не пропущен.
Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд не может согласиться с данными основаниями, изложенными в оспариваемом отказе КУИ г. Таганрога, в связи со следующим.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона РФ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), и по смыслу статей 6, 7 Земельного кодекса Российской Федерации являются уникальными характеристиками земельного участка.
Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ определены виды разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства, которые устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Однако, положения ч. 4 ст. 37 ГрК РФ подлежат применению в совокупности с положениями ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Толкование требований ч. 3 ст. 37 ГрК РФ и требований ч. 4 ст. 37 ГрК РФ в совокупности означает, что, хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор вида разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В соответствии с ч.1 - 3 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой. (п. 1.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)( п.1). Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)( п.2). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ)( п.3).
8 июня 2011 года подготовлен кадастровым инженером ФИО9 по заказу ФИО10 подготовлен межевой план по результатам выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>л. <адрес>
На основании данного плана вновь образованным земельным участкам были присвоены кадастровые номера №. Земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета.
<дата>1 года кадастровый № вновь образованного земельного участка площадью 1161 кв.м., расположенного по <адрес><адрес>, был внесен в государственный реестр недвижимости.
Таким образом, по смыслу действующего земельного законодательства спорный земельный участок считается образованным с 20 июня 2011 года.
Согласно п.1 Раздела о территориальной зоне «Ж» Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" (принято Решение Городской Думы г. Таганрога от 25.12.2012 N 506 (ред. от 11.12.2020, с изм. от 17.12.2020) "Об утверждении) земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства:
- минимальные размеры земельных участков при формировании вновь образованных земельных участков - 0,04 га, в случае формирования земельного участка путем раздела (выдела) домовладения в квартале сложившейся жилой застройки - 0,02 га;
- максимальные размеры земельных участков - 0,10 га, за исключением земельных участков, сформированных в установленном порядке до вступления в силу Правил.
В случае формирования земельного участка в сложившейся застройке при условии, что смежные земельные участки стоят на государственном кадастровом учете, минимальный размер земельного участка не нормируется.
Для земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно в соответствии со статьями 8.2 - 8.4 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" максимальный размер земельного участка - 0,15 га.
Поскольку Правила землепользования и застройки г. Таганрога вступили в законную силу с момента официального опубликования в Официльном вестнике Таганрога 29 декабря 2012 года, то установленные в вышеизложенном пункте Правил землепользования и застройки ограничения не распространяются на, сформированные в установленном порядке до вступления в силу данных правил.
Исходя из п.1 ст. 11.2. Земельного кодекса РФ изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: РО, <адрес>
<адрес>, не является формированием вновь образованного земельного участка.
В связи с изложенным, доводы представителя КУИ г. Таганрога о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка является частью формирования земельного участка, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)(п.1). В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)(п.2). Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)( п.3).
Следовательно, в силу вышеизложенной нормы права, ФИО1 как правообладатель недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, вправе был обращаться с заявлением об изменении его вида разрешенного использования.
Из представленных материалов дела следует, что все объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке переведены из нежилой категории в жилую, а так же изменено целевое назначение нежилых зданий из категорий промышленного торгового назначения в категорию непосредственно, связанную с использованием индивидуального жилого дома (гараж, сарай, жилой дом, летняя кухня).
Суд обращает внимание, что данное изменение целевого назначения нежилых зданий в категорию, связанную с использованием объектов под индивидуальный жилой дом, произведено с согласия администрации г. Таганрога, данное изменение целевого назначения в установленном законом порядке не было оспорено.
Доказательств того, что расположенные на спорном земельном участке объекты используются не для в соответствии с измененным целевым назначением либо на спорном земельном участке имеются самовольные постройки, суду стороной административного истца не представлено.
Согласно п.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Поскольку истец в связи с наличием отказа КУИ г. Таганрога не может привести в соответствии разрешенное использование земельного участка с целевым использованием находящихся на нем объектов недвижимого имущества( жилым домом, летней кухней, гаражом и сараем) оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы ФИО1
Что касается доводов представителя администрации г. Таганрога о том, что административный истец должен был оспаривать ответ Комитета архитектуры и градостроительства, то суд не может с ними согласиться по следующим основаниям.
Ответ председателя комитета по архитектуре и градостроительству ФИО5 о невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка в установленном законом порядке ФИО1 не направлялся. Такого ответа также не было предоставлено суду.
Из представленных материалов КУИ г. Таганрога следует, что после подготовке проекта постановления главы г. Таганрога данный проект был направлен на согласование в администрацию г. Таганрога. Комитетом по архитектуре и градостроительству, не являющимся самостоятельным юридическим лицом, входящим в структуру администрации г. Таганрога, были подготовлены замечания, в которых содержаться основания впоследствии указанные в оспариваемом ответе КУИ г. Таганрога.
То есть, представленные замечания являются документов внутренней переписки между структурным подразделением администрации г. Таганрога и КУИ г. Таганрога в связи с рассмотрением КУИ г. Таганрога обращения ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ от 27 января 2021 года, исх. № в изменении вида разрешенного использования земельного участка противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению в части признания незаконным вышеуказанного отказа.
Что касается требования об обязании КУИ г. Таганрога и администрацию г. Таганрога изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка с момента первого обращения в КУИ г. Таганрога об изменении разрешенного использования земельного участка, то суд полагает, что данные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными(п.1).
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом( п.2).
Поскольку как установлено в суде истец обращался с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка трижды, полчая отказ по одним и тем же основаниям, представитель КУИ г. Таганрога в судебном заседании пояснил, что иных основании для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка не имеется, суд полагает возможным возложить на ответчиков обязанность исполнить процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003013:83, расположенного по адресу: <...> с «Для эксплуатации магазинов и производственной базы МУЖРЭП №4» на «Для индивидуального жилищного строительства».
Однако, изменение вида разрешенного использования земельного участка с момент первого обращения с таким заявлением противоречит действующему законодательству, в связи с чем в удовлетворении данной части требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом г. Таганрога от 27 января 2021 года, исх. № в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Таганрога и администрацию г. Таганрога исполнить процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, с «Для эксплуатации магазинов и производственной базы МУЖРЭП №4» на «Для индивидуального жилищного строительства».
Административный иск ФИО1 в остальной части – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решения составлено 02 июня 2021 года.
Судья подпись Ю.И. Шевченко