ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1852/20 от 15.01.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-88/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «15» января 2021 года.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Корныльева В.В.,

при секретаре Митько Е.Д.,

с участием: представителя административного истца Черкесова П.А. – Мащенко Снежаны Александровны, действующей по доверенности <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика – администрации муниципального образования <адрес> – Тюрина Сергея Евгеньевича, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черкесова Петра Александровича к администрации муниципального образования Крымский район о признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании принятия решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Черкесов П.А. обратился в Крымский районный суд с административным иском к администрации муниципального образования Крымский район о признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании принятия решения органа местного самоуправления.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Варениковского сельского поселения <адрес> вынесено заключение о целесообразности предоставления в аренду свободного земельного участка по адресу: <адрес> площадью 1 000 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, собственность – государственная, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Варениковского сельского поселения Крымского района вынесено заключение № 49, в котором указано, что указанный земельный участок расположен в зоне индивидуальной застройки, возможно оформление документов на земельный участок, площадью 1 000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> вынесено постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории Варениковского сельского поселения по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории Варениковского сельского поселения Крымского района по адресу: <адрес> площадью 1 000 кв.м., (категория земель – земли населенных пунктов); установлено разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ протоколом заседания Комиссии о признании торгов по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка несостоявшимися комиссия решила признать торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый несостоявшимися и заключить договор аренды с единственным ним (заявителем Черкесовым П.А.) сроком на 10 лет по начальной цене годовой арендной платы. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Крымский район, арендодателем, и ним (Черкесовым П.А.), арендатором, заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности предоставленного с торгов . В соответствии с п. 1.1 договора аренды арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять земельный участок из земель – земли населённых пунктов, с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Варениковское сельское поселение, <адрес> для индивидуального жилищного строительства. В силу п. 4.2.4 договора аренды, арендатор имеет право в соответствии с законодательством возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. ДД.ММ.ГГГГ он (Черкесов П.А.) обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (номер регистрации уведомления 817). ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком направлено административному истцу уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям: в соответствии с Правилами землепользования и застройки Варениковского сельского поселения <адрес>, утвержденных решением совета Варениковского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок расположен в зоне затопления Р-1%. В соответствии с п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Таким образом, фактически административный ответчик выдал ему (административному истцу Черкесову П.А.) отказ в строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке. Данный отказ он (Черкесов П.А.) считает незаконным, при этом, он не подавал жалобы по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении в порядке подчиненности в вышестоящий орган, обратился в суд с настоящим административным иском за защитой и восстановлением нарушенных прав. На основании изложенного, просит суд: 1) признать незаконным уведомление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; 2) обязать администрацию муниципального образования <адрес> выдать ему (Черкесову Петру Александровичу) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Варениковское сельское поселение, <адрес>

Административный истец Черкесов П.А. в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания был своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя Черкесова П.А. – Мащенко С.А. суду известно, что её доверитель Черкесов П.А. не имеет намерения участвовать в судебном заседании, выдал на её имя нотариально удостоверенную доверенность для представления его интересов в судах общей юрисдикции. Суд определил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие административного истца Черкесова П.А..

Представитель административного истца Черкесова П.А. – Мащенко С.А. в судебном заседании поддержала административные требования, просила суд их удовлетворить в полном объёме. В дополнении указала, что на основании сведений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, известно, что Федеральным агентством водных ресурсов на территории Варениковского сельского поселения Крымского района Краснодарского края зоны затопления и подтопления в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О зонах затопления, подтопления» не определены, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах таких зон затопления и подтопления отсутствуют. Таким образом, сведения о границе зоны с особыми условиями территорий, в которую входит земельный участок административного истца, отсутствуют, сведения о границах указанной зоны в государственный кадастр недвижимости не внесены, не может быть определена зона затопления, подтопления, в связи с чем, отказ администрации муниципального образования Крымский район в выдаче разрешения на строительство неправомерен.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Крымский район – Тюрин С.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил суд отказать Черкесову П.А. в их удовлетворении по следующим основаниям. 13.02.2020 года Черкесов П.А. обратился в администрацию муниципального образования Крымский район с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на территории земельного участка по адресу. Российская Федерация, <адрес> 13.02.2020 года администрация муниципального образования Крымский район направила Черкесову П.А. уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Согласно п. 2 указанного уведомления заявителю сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям: в соответствии с Правилами землепользования и застройки Варениковского сельского поселения Крымского района, утвержденных решением совета муниципального образования Крымский район № 175 от 29.12.2012 года, земельный участок расположен в зоне затопления Р-1 %. В соответствии с п. 6 ст. 67 Водного кодекса РФ в границах зоны затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Федеральный закон от 03.08.2018 года № 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты», предусматривающий поэтапную реализацию обновленных требований, внес существенные нововведения в установление правового режима зон с особыми условиями использования территорий. Указанные изменения коснулись, прежде всего, норм Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, а также ряда других федеральных законов, регламентирующих смежные отношения. Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», федеральных законов, регламентирующих отношения в области охраны окружающей среды и природопользования – Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ и др.. Законодатель конкретизировал виды зон с особыми условиями использования территорий, определил порядок их установления и правовые последствия, связанные с установлением таких зон. Кроме того, законодатель предусмотрел переходные положения для установления (признания) охранных зон, установленных до дня официального опубликования Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-Ф3, особенности их установления в отношении объектов капитального строительства, а также порядок и особенности реализации последствий, связанных с их установлением. Указанным Федеральным законом Земельный кодекс был дополнен главой 11 – «Зоны с особыми условиями использования территорий». В статье 105 Земельного кодекса РФ содержится перечень зон с особыми условиями территорий к которым относятся, в том числе, зоны затопления и подтопления (пункт 17). Аналогичная норма содержится в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой зоны затопления, подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Согласно п. 24 ст. 106 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Действующим законодательством РФ предусмотрен переходный период применения указанной нормы, так, в соответствие с п. 1 ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты» до 01.01.2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения. В соответствии с требованиями закона, зона затопления 1% паводком была установлена в границах Варениковского сельского поселения Крымского района путём привлечения специализированной организации, после чего информация о данной зоне была внесена в генеральный план Варениковского сельского поселения Крымского района, правила землепользования и застройки Варениковского сельского поселения Крымского района. Названные документы были утверждены решениями Совета Варениковского сельского поселения Крымского района в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства. На основании изложенного, учитывая, что зона затопления 1 % паводком как зона с особыми условиями использования была установлена на территории Варениковского сельского поселения Крымского района в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства, администрация муниципального образования Крымский район, считает, что данная зона является установленной, в связи с чем, действуют ограничения, связанные с использованием земельных участков в границах этой зоны. В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и норм. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ № 169-ФЗ от 17.11.1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения у собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. В соответствие с п. 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. В связи с изложенным, администрация муниципального образования Крымский район полагает, что спорное уведомление от 13.02.2020 года № 1146 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, основано на законе и отмене не подлежит. Черкесов П.А. в административном исковом заявлении ссылается, в качестве подтверждения своей правовой позиции, на судебную практику, отраженную в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2018 года № 9-АПГ18-5, которая не применима при рассмотрении настоящего судебного дела, так как указанное определении Верховного суда Российской Федерации отражает практику судов общей юрисдикции имевшей место до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты», которым введены в действие иные нормы правового режима и функционирования зон с особыми условиями использования территорий.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Черкесова Петра Александровича подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливая основные начала гражданского законодательства, определяет, что оно основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица, действуя свободно, приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе.

Как следует из положений п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Законодатель (ст. ст. 9. 10 ГК РФ), предполагая разумность действий и добросовестность участников гражданских отношений, определил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, однако они должны не допускать таких действий, которые осуществляются исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что 03.12.2010 года администрацией Варениковского сельского поселения Крымского района вынесено заключение о целесообразности предоставления в аренду свободного земельного участка по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 1 000 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, собственность – государственная, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

23.03.2011 года администрацией Варениковского сельского поселения Крымского района вынесено заключение № 49, в котором указано, что указанный земельный участок расположен в зоне индивидуальной застройки, возможно оформление документов на земельный участок, площадью 1 000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства по <адрес> в <адрес> Российской Федерации.

05.05.2011 года администрацией муниципального образования Крымский район вынесено постановление № 1222 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории Варениковского сельского поселения по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории Варениковского сельского поселения Крымского района по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 1 000 кв.м., (категория земель – земли населенных пунктов); установлено разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства.

04.05.2012 года протоколом № 4 заседания Комиссии о признании торгов по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка несостоявшимися комиссия решила признать торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по адресу: Российская Федерация, <адрес> кадастровый несостоявшимися и заключить договор аренды с единственным заявителем Черкесовым П.А. сроком на 10 лет по начальной цене годовой арендной платы.

22.05.2012 года между администрацией муниципального образования Крымский район, арендодателем, и Черкесовым П.А., арендатором, заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности предоставленного с торгов . В соответствии с п. 1.1 договора аренды, арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять земельный участок из земель – земли населённых пунктов, с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Варениковское сельское поселение, <адрес> для индивидуального жилищного строительства. В силу п. 4.2.4 договора аренды, арендатор имеет право в соответствии с законодательством возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено, что 13.02.2020 года административный истец Черкесов П.А. обратился в администрацию муниципального образования Крымский район с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (номер регистрации уведомления 817).

13.02.2020 года администрацией муниципального образования Крымский район направлено Черкесову П.А. уведомление № 1146 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям: в соответствии с Правилами землепользования и застройки Варениковского сельского поселения Крымского района, утвержденных решением совета Варениковского сельского поселения Крымского района № 175 от 29.12.2012 года (с изменениями № 225 от 11.10.2017 года), земельный участок расположен в зоне затопления Р-1%.

В соответствии с положением п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Таким образом, администрация муниципального образования Крымский район фактически выдала Черкесову П.А. отказ в строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке.

Между тем, суд не может согласиться с решением администрации муниципального образования Крымский район, поскольку считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Согласно ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Судом установлено, что объект индивидуального жилищного строительства, планируемый Черкесовым П.А. к размещению на земельном участке, соответствует требованиям градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Варениковского сельского поселения Крымского района по всем параметрам, заявитель Черкесов П.А. обладает правом аренды на земельный участок с правом строительства на нём (что предусмотрено пунктом 4.2.4 договора аренды), вид разрешённого использования земельного участка и его категория позволяют возводить на нём объект индивидуального жилищного строительства, какие-либо зоны с особыми условиями территорий, установленные в предусмотренном законом порядке, на земельном участке отсутствуют, в связи с чем, оснований, предусмотренных ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, для выдачи уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, с кадастровым номером , по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Варениковское сельское поселение, <адрес> у администрации муниципального образования <адрес> не имелось.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 статьи 105 Земельного кодекса РФ установлено, что зоны затопления и подтопления являются одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, действующим градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации прямо предусмотрено, что зоны затопления и подтопления являются зонами с особыми условиями использования территорий и устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, по смыслу положений ч.ч. 1-2 ст. 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены исключительно по основаниям, установленным федеральным законом, в том числе путём ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Из приведённых норм права следует, что ограничения в использовании земельных участков путём установления зон с особыми условиями использования территорий возможны только в порядке, предусмотренном федеральным законом. Применительно к зонам затопления, подтопления таким федеральным законом является Водный кодекс РФ, а также коррелирующие с ним положения Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. Правоотношения по установлению границ зон затопления, подтопления регулируются положениями ст. 67.1 Водного кодекса РФ, а также иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.

В соответствии с ч. 9 ст. 26 названного Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ установлен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий.

Частью 5 названной статьи предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Указанной норме корреспондирует положение ч. 1 ст. 106 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий. Указанной статьёй также установлены требования к содержанию таких правовых актов.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.

Согласно п. 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360, зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В силу п. 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360, зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 названного положения).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, судом установлено, что зона затопления, подтопления является зоной с особыми условиями использования территорий, устанавливается в указанном выше порядке Федеральным агентством водных ресурсов и считается установленной (определенной) со дня внесения сведений о ней в государственный кадастр недвижимости, а также в Единый государственный реестр недвижимости.

Зона затопления, указанная администрацией муниципального образования Крымский район, не носит признаков и не имеет правового режима зоны затопления, подтопления в смысле, придаваемом последней Водным кодексом РФ, не является зоной с особыми условиями использования территорий, в связи с чем, на неё не могут распространяться ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации для зон затопления, подтопления.

Границы зон затопления на территории администрации муниципального образования Крымский район Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, в государственный кадастр недвижимости не вносились.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2020 года в отношении земельного участка Черкесова П.А. не содержит сведений о расположении данного земельного участка в зоне затопления, подтопления. В связи с указанными обстоятельствами, суд считает, что размещение объектов капитального строительства на территории муниципального образования Крымский район возможно в общем порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ.

На основании сведений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, установлено, что Федеральным агентством водных ресурсов на территории Варениковского сельского поселения Крымского района Краснодарского края зоны затопления и подтопления в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» не определены, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах таких зон затопления и подтопления отсутствуют.

По смыслу статьи 126 Конституции Российской Федерации правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации обязательны для всех судов общей юрисдикции.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2018 года № 18-КГ18-197 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления вопросы по определению границ зон затопления, подтопления не отнесены, в связи с чем, отказ в выдаче разрешения на строительство в зоне затопления, отражённой на документах территориального планирования или градостроительного зонирования, если такая зона не установлена в предусмотренном законом порядке и отсутствует в государственных реестрах, неправомерен.

При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, на основании того, что сведения о границе зоны с особыми условиями территорий, в которую входит земельный участок Черкесову П.А., отсутствуют, сведения о границах указанной зоны в государственный кадастр недвижимости не внесены, не может быть определена зона затопления, подтопления, в связи с чем, суд приходит к убеждению, что отказ администрации муниципального образования Крымский район в выдаче разрешения на строительство неправомерен.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования Черкесова П.А. подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Черкесова Петра Александровича к администрации муниципального образования Крымский район о признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании принятия решения органа местного самоуправления – удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным уведомление администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края от 13.02.2020 года № 1146 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Обязать администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края выдать Черкесову Петру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Российская Федерация, <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд Краснодарского края.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 15.01.2021 года.

Судья: подпись.