ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1852/2022 от 02.03.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №2а-1852/2022

УИД 75RS0001-02-2022-001474-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 марта 2022 года г.Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шестакова Д.А. при секретаре Зиновьевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному иску заместителя прокурора Забайкальского края к Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой края в рамках надзорной деятельности проанализировано состояние законности в сфере обращения с животными без владельцев на территории края, выявлены нарушения, связанные с недофинансированием указанной деятельности. Правительство края является ответственным органом края за реализацию возложенных на регион полномочий по обращению с животными без владельцев. Прокуратурой края давалась оценка разработанному Правительством края проекту закона Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», при изучении которого установлено, что в 2022 году на финансирование мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев предусмотрено 32603,7 тыс. рублей, что является недостаточным. Согласно представленным Государственной ветеринарной службой края информации и расчетам, объем потребности на реализацию вышеуказанных полномочий на 2022 год составляет 59 575,2 тыс. рублей (проектом бюджета края предусмотрено - 32 603,7 тыс. рублей или 54,7 % от потребности), в том числе на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев - 56 217,3 тыс. рублей (законопроектом предусмотрено 29 245,8 тыс. рублей), на администрирование упомянутого полномочия - 3 357,9 тыс. рублей (эта же сумма предусмотрена проектом бюджета края). Прокуратурой края в связи с недостаточным финансированием полномочий по обращению с животными без владельцев, заложенным в проекте Бюджета, в адрес председателя Законодательного собрания Забайкальского края и Губернатора края ДД.ММ.ГГГГ направлено замечание с предложением откорректировать законопроект, привести его в соответствие с законодательством. По результатам рассмотрения замечания постановлением Законодательного собрания края от ДД.ММ.ГГГГ Правительством края рекомендовано в процессе исполнения бюджета края в 2022 году предусмотреть решение вопроса о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Вместе с тем, в законе Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» расходы на реализацию указанных полномочий в области обращения с животными без владельцев учтены без фактической потребности.

Полагая, что в результате недофинансирования расходов на реализацию полномочий в области обращения с животными без владельцев нарушены права неопределенного круга лиц на обеспечение их безопасности от нападения животных без владельцев, а также ввиду угрозы возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, административный истец просил: признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края по надлежащему предоставлению материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления Забайкальского края государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Забайкальского края в 2022 году; обязать Правительство Забайкальского края обеспечить предоставление средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления Забайкальского края государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в 2022 году, в соответствии с фактической потребностью, а именно произвести дополнительное предоставление органам местного самоуправления финансовых средств в размере 26 971 тыс.рублей.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная ветеринарная служба Забайкальского края.

В судебное заседание представители административного ответчика, заинтересованного лица не явились, о рассмотрении дела извещены, ходатайств не заявляли.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела Камратова А.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме.

В отзыве на административный иск представитель заинтересованного лица Государственной ветеринарной службы Забайкальского края требования в части предоставления органам местного самоуправления дополнительных средств в размере 26971 тыс.руб. поддержал, в удовлетворении остальной части требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст.226 КАС РФ).

На основании положений ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.12.2018 №498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: 1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; 2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; 3) гуманного отношения к животным без владельцев; 4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; 5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; 6) возврата потерявшихся животных их владельцам.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: 1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; 4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ).

Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.7 ст.18 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ).

Согласно подп. 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов осуществления полномочий в области организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.3 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 228-ЗЗК "О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" исполнительные органы государственной власти края участвуют в осуществлении реализации полномочий, исполнение которых предусмотрено федеральными законами, иными издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами по предметам ведения Российской Федерации, а также обеспечивают реализацию полномочий, исполнение которых предусмотрено федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, Уставом Забайкальского края, законами Забайкальского края и иными издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами по предметам совместного ведения Российской Федерации и Забайкальского края и по предметам ведения Забайкальского края.

Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст.43 Устава Забайкальского края Правительство Забайкальского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края. Правительство края является коллегиальным органом и возглавляет систему органов исполнительной власти Забайкальского края. Правительство края обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов края на территории Забайкальского края.

В силу вышеприведенных норм Правительство Забайкальского края является ответственным органом государственной власти Забайкальского края за реализацию возложенных на регион полномочий по обращению с животными без владельцев.

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 24.02.2021 №1915-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В силу ч.ч.1, 2 ст.5 данного закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год и плановый период. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственного полномочия, и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законом Забайкальского края о бюджете края на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.44 Устава Забайкальского края и п.2 ч.2 ст.8 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края разрабатывает для представления Губернатором края в Законодательное Собрание Забайкальского края проект бюджета Забайкальского края.

Как следует из материалов дела, Правительством Забайкальского края разработало проект закона Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024годов».

Прокуратурой Забайкальского края дана была оценка данному проекту закона Забайкальского края.

Было установлено, что в 2022 году на финансирование мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев предусмотрено 32603,7 тыс. рублей.

Вместе с тем, согласно представленным Государственной ветеринарной службой края информации и расчетам, объем потребности на реализацию вышеперечисленных полномочий на 2022 год составляет 59575,2 тыс.руб., в том числе на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев - 56217,3тыс.руб.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Забайкальского края в адрес председателя Законодательного собрания Забайкальского края и Губернатора края направлено замечание с предложением откорректировать законопроект, привести его в соответствие с законодательством.

По результатам рассмотрения замечания постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О рекомендациях Правительству Забайкальского края в связи с принятием Закона Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» Правительству Забайкальского края рекомендовано в процессе исполнения бюджета края в 2022 году предусмотреть решение вопроса о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Забайкальского края от -ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», в котором расходы на реализацию полномочий в области обращения с животными без владельцев учтены без фактической потребности.

В силу ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате, в том числе принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации (абз.2 п.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ).

Поскольку заложенные денежные средства на реализацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в Законе Забайкальского края от -ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» являются недостаточными, следует признать исполнение Правительством края соответствующей обязанности по обеспечению органов местного самоуправления средствами, необходимыми для осуществления переданного государственного полномочия ненадлежащим.

Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Правительству края выполнить установленные законом обязанности, в материалы дела не представлены.

Суд полагает возможным согласиться с доводом прокурора о том, в результате бездействия Правительства Забайкальского края, выразившегося в недофинансировании расходов на реализацию полномочий в области обращения с животными без владельцев, нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности от нападения животных без владельцев, а также создается угроза распространения заразных болезней, опасных для человека и (или) животных.

Исходя из вышеизложенного, суд находит требования заместителя прокурора Забайкальского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края по надлежащему предоставлению материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления Забайкальского края государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Забайкальского края в 2022 году.

Обязать Правительство Забайкальского края обеспечить предоставление средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления Забайкальского края государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в 2022 году, в соответствии с фактической потребностью, а именно произвести дополнительное предоставление органам местного самоуправления финансовых средств в размере 26 971 тыс. рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Судья Шестаков Д.А.

Мотивированное решение изготовлено 18.03.2022