К делу № 2а-1853/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кропоткин 05 декабря 2018 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Жалыбина С.В.,
при секретаре судебного заседания Полухиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации МО Кавказский район к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю ФИО1, третье лицо: Прокурор Кавказского района о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, суд
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО Кавказский район обратилась в Кропоткинский городской суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю ФИО1, третье лицо: Прокурор Кавказского района о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю от 09.11.2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, согласно которому, с должника (заявителя) администрации муниципального образования Кавказский район взыскивается исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, по материалам указанного исполнительного производства № 15983/17/23035-ИП от 20.03.2017 года, возбужденного на основании исполнительного документа № ФС 014529654 от 09.03.2017 года, выданного Кропоткинским городским судом по делу № 2-176/2017, по исковому заявлению прокурора Кавказского района, об обязании администрации муниципального образования Кавказский район выделить денежные средства из бюджета муниципального образования Кавказский район на организацию дополнительных мест в гардеробе согласно количеству учащихся школы, а также обязании МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткина муниципального образования Кавказский район принять меры, направленные на создание условий для охраны здоровья обучающихся путем организации дополнительных мест в гардеробе согласно количеству учащихся школы. Постановление о взыскании исполнительского сбора от 09.11.2018 года получено администрацией муниципального образования Кавказский район 13 ноября 2018 года, что подтверждает штамп регистрации входящей корреспонденции. Срок на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора не истек. Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав- исполнитель мотивирует тем, что заявитель (должник) в установленный постановлением от 20.03.2017 года судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 15983/17/23035-ИП, срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе, и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения. Считает что обжалуемое постановление вынесено без учета вины истца (должника), который не мог исполнить свое обязательство перед взыскателем единовременно в полном объеме. При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом- исполнителем не учтено, что процедура выделения денежных средств из бюджета муниципального образования Кавказский район для выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, на организацию дополнительных мест в гардеробе согласно количеству учащихся школы, а также обязании МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткина муниципального образования Кавказский район, зависит от финансирования из местного бюджета муниципального образования Кавказский район и требует значительных временных затрат, вследствие того, что МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткина муниципального образования Кавказский район является муниципальным бюджетным учреждением. Порядок выделения денежных средств, необходимых для исполнения решения суда в полном объеме МБОУ СОШ № 16 требует длительного периода времени, более 30 дней, превышающего указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, и сопровождается соблюдением определенных процедур. Таким образом, порядок, установленный действующим законодательством и не зависящий от воли администрации муниципального образования Кавказский район, не предусматривает возможности исполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения 5-дневный срок. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины заявителя (должника) и обстоятельств дела, которые создали невозможным исполнение решения Кропоткинского городского суда от 31.01.2017 года по делу № 2-176/2017 со стороны администрации муниципального образования Кавказский район вследствие непреодолимой силы, о чем в установленные сроки был уведомлен судебный пристав-исполнитель. Определением Кропоткинского городского суда от 07.11.2018 года администрации муниципального образования Кавказский район была предоставлена отсрочка исполнения решения Кропоткинского городского суда от 31.01.2017 года по делу № 2-176/2017 года на срок, до 01.06.2019 года включительно. При рассмотрении заявления должника о предоставлении отсрочки в качестве заинтересованного лица привлекался и Отдел судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину. Администрацией муниципального образования Кавказский район был предпринят ряд мер для исполнения решения суда. В целях исполнения решения Кропоткинского городского суда, МБОУ СОШ № 16 подготовлена сметная документация на организацию дополнительных мест в гардеробе МБОУ СОШ № 16, на сумму в размере 46 652 руб. Запрос на выделение денежных средств направлен в управление образования администрации муниципального образования Кавказский район. Порядок выделения денежных средств, необходимых для исполнения решения суда в полном объеме МБОУ СОШ № 16 требует длительного периода времени, превышающего указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, и сопровождается соблюдением определенных процедур. Таким образом, выделение денежных средств на организацию дополнительных мест в гардеробе МБОУ СОШ № 16 из местного бюджета запланировано, составлена смета, однако в связи, с необходимым объемом финансирования, работы по приведению в соответствие с требованиями законодательства проводятся поэтапно. Таким образом, в связи с тем, что муниципальным образованием Кавказский район предпринимаются все необходимые меры для исполнения исполнительного документа, вина в несвоевременном исполнении решения суда отсутствует, считаем, что нет основания для взыскания исполнительного сбора с муниципального образования Кавказский район. Таким образом, привлечение администрации муниципального образования Кавказский район к такой ответственности как взыскание исполнительского сбора спустя более года с момента вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, является не допустимым. При таких обстоятельствах, исполнение постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей лишает право муниципальное образование Кавказский район определять результативное и эффективное использование бюджетных средств, что соответственно повлечет уменьшение расходных обязательств на иные социально направленные цели, заложенные в муниципальных ведомственных программах. По изложенным выше обстоятельствам принятое судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора от 09.11.2018 года, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Просит суд признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю о взыскании с заявителя (должника) - администрации муниципального образования Кавказский район - исполнительского сбора в размере 50 000 рублей от 09.11.2018 года в рамках исполнительного производства № 15983/17/23035-ИП от 20.03.2017 года. Освободить администрацию муниципального образования Кавказский район от взыскания исполнительного сбора по исполнительному производству № 15983/17/23035-ИП от20.03.2017 года. Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю, выразившееся в объявлении руководителю должника, администрации муниципального образования Кавказский район предупреждения о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ от 09.11.2018 года № 23035/18/637611.
Представитель административного истца ФИО2 не явилась, предоставила заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю и Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину ФИО1 не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, считает, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю от 09.11.2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, согласно которому, с должника (заявителя) администрации муниципального образования Кавказский район взыскивается исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, по материалам указанного исполнительного производства № 15983/17/23035-ИП от 20.03.2017 года, возбужденного на основании исполнительного документа № ФС 014529654 от 09.03.2017 года, выданного Кропоткинским городским судом по делу № 2-176/2017, по исковому заявлению прокурора Кавказского района, об обязании администрации муниципального образования Кавказский район выделить денежные средства из бюджета муниципального образования Кавказский район на организацию дополнительных мест в гардеробе согласно количеству учащихся школы, а также обязании МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткина муниципального образования Кавказский район принять меры, направленные на создание условий для охраны здоровья обучающихся путем организации дополнительных мест в гардеробе согласно количеству учащихся школы.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 09.11.2018 года получено администрацией муниципального образования Кавказский район 13 ноября 2018 года, что подтверждает штамп регистрации входящей корреспонденции. Срок на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора не истек.
Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав- исполнитель мотивирует тем, что заявитель (должник) в установленный постановлением от 20.03.2017 года судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 15983/17/23035-ИП, срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе, и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения.
Обжалуемое постановление вынесено без учета вины истца (должника), который не мог исполнить свое обязательство перед взыскателем единовременно в полном объеме.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом- исполнителем не учтено, что процедура выделения денежных средств из бюджета муниципального образования Кавказский район для выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, на организацию дополнительных мест в гардеробе согласно количеству учащихся школы, а также обязании МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткина муниципального образования Кавказский район, зависит от финансирования из местного бюджета муниципального образования Кавказский район и требует значительных временных затрат, вследствие того, что МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткина муниципального образования Кавказский район является муниципальным бюджетным учреждением.
В соответствии с «Положением об управлении образования администрации муниципального образования Кавказский район», утвержденным решением Совета муниципального образования Кавказский район от 27.03.2014 года № 75, разработка предложений по формированию муниципального бюджета в части расходов, необходимых бюджетному учреждению устанавливается главным распорядителем средств районного бюджета для подведомственных получателей бюджетных средств, в ведении которого находятся муниципальные образовательные учреждения, осуществляется управлением образования администрации муниципального образования Кавказский район, в соответствии с возложенными на него функциями по распределению лимитов бюджетных обязательств, при согласовании с финансовым управлением администрации муниципального образования Кавказский район.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным бюджетным и автономным учреждением осуществляется в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в рамках муниципального задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным или автономным учреждением.В связи с вышеизложенным следует, что финансирование любых мероприятий администрацией муниципального образования Кавказский район это процесс, сопровождающийся соблюдением определенных длительных процедур.
Финансирование расходов местного бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает: Необходимость внесения изменений в бюджет муниципального образования Кавказский район в целях выделения денежных средств на устранение нарушений законодательства, в связи с тем, что финансирование муниципальных бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджета муниципального образования Кавказский район, который формируется и утверждается на очередной финансовый год в форме нормативного правового акта Совета муниципального образования Кавказский район.
Процедура внесения изменений в бюджет длится до 2-х месяцев и включает в себя: подготовку проекта нормативного правового акта о внесении изменений в бюджет; принятие правового акта о назначении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в бюджет (ст.28 131-ФЭ) которые проводятся не ранее чем через десять дней после дня опубликования; опубликование проекта правового акта о внесении изменений в бюджет; проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в бюджет; опубликование (обнародование) заключения о результатах публичных слушаний в течение 5 дней со дня его утверждения; на основании результатов публичных слушаний принимается нормативный правовой акт о внесении изменений в бюджет муниципального образования Кавказский район, который вступает в силу со дня его официального опубликования; Финансирование данных мероприятий осуществляется централизовано и может быть осуществлено только при расчете бюджета на следующий год.
Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" необходимо размещение муниципального заказа на выполнение работ для муниципальных нужд путем проведения аукциона по определению подрядчика в целях заключения муниципального контракта на выполнение работ.
Порядок выделения денежных средств, необходимых для исполнения решения суда в полном объеме МБОУ СОШ № 16 требует длительного периода времени, более 30 дней, превышающего указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, и сопровождается соблюдением определенных процедур.
Таким образом, порядок, установленный действующим законодательством и не зависящий от воли администрации муниципального образования Кавказский район, не предусматривает возможности исполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения 5-дневный срок.
Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины заявителя (должника) и обстоятельств дела, которые создали невозможным исполнение решения Кропоткинского городского суда от 31.01.2017 года по делу № 2-176/2017 со стороны администрации муниципального образования Кавказский район вследствие непреодолимой силы, о чем в установленные сроки был уведомлен судебный пристав-исполнитель.
Определением Кропоткинского городского суда от 07.11.2018 года администрации муниципального образования Кавказский район была предоставлена отсрочка исполнения решения Кропоткинского городского суда от 31.01.2017 года по делу № 2-176/2017 года на срок, до 01.06.2019 года включительно.
При рассмотрении заявления должника о предоставлении отсрочки в качестве заинтересованного лица привлекался и Отдел судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину.
Администрацией муниципального образования Кавказский район был предпринят ряд мер для исполнения решения суда.
В целях исполнения решения Кропоткинского городского суда, МБОУ СОШ № 16 подготовлена сметная документация на организацию дополнительных мест в гардеробе МБОУ СОШ № 16, на сумму в размере 46 652 руб. Запрос на выделение денежных средств направлен в управление образования администрации муниципального образования Кавказский район.
Порядок выделения денежных средств, необходимых для исполнения решения суда в полном объеме МБОУ СОШ № 16 требует длительного периода времени, превышающего указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, и сопровождается соблюдением определенных процедур.
Таким образом, выделение денежных средств на организацию дополнительных мест в гардеробе МБОУ СОШ № 16 из местного бюджета запланировано, составлена смета, однако в связи, с необходимым объемом финансирования, работы по приведению в соответствие с требованиями законодательства проводятся поэтапно.
В соответствии с частью 1 статьи 122 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закона об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного его исполнения.
Согласно части 2 статьи 122 Закона об исполнительном производстве сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного им срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Неисполнение постановления о возбуждении исполнительного производства, обусловлено обстоятельствами, требующими длительного периода времени. Данное обстоятельство существовало на момент возбуждения исполнительного производства и, соответственно, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, в связи с тем, что муниципальным образованием Кавказский район предпринимаются все необходимые меры для исполнения исполнительного документа, вина в несвоевременном исполнении решения суда отсутствует, считаем, что нет основания для взыскания исполнительного сбора с муниципального образования Кавказский район.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52- 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
При вынесении оспариваемого постановления судебным приставом- исполнителем был нарушен срок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Для принятия постановления судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора установлен Законом об исполнительном производстве срок, в течение которого он вправе принимать такое решение.
Согласно части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, т.е. срока установленного судебным приставом исполнителем для добровольного исполнения, что в большинстве случаев, равно как по рассматриваемому исполнительному производству, составляет не более 5-ти дней. То есть по истечении указанного срока, у судебного пристава исполнителя возникает право на привлечение должника к имущественной ответственности, при отсутствии уважительных причин неисполнения должником требований исполнительного документа.
Таким образом, привлечение администрации муниципального образования Кавказский район к такой ответственности как взыскание исполнительского сбора спустя более года с момента вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, является не допустимым.
При таких обстоятельствах, исполнение постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей лишает право муниципальное образование Кавказский район определять результативное и эффективное использование бюджетных средств, что соответственно повлечет уменьшение расходных обязательств на иные социально направленные цели, заложенные в муниципальных ведомственных программах.
По изложенным выше обстоятельствам принятое судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора от 09.11.2018 года, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В рамках указанного исполнительного производства наряду с постановлением о взыскании исполнительского сбора, в адрес главы администрации муниципального образования Кавказский район вынесено предупреждение по статье 315 Уголовного кодекса РФ от 09.11.2018 года №23035/18/637611.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", указано, что административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, статья 122 Закона об исполнительном производстве).
Администрацией муниципального образования Кавказский район объективно были предприняты меры к исполнению решения суда, в связи с чем, принятые судебным приставом- исполнителем решения и выполненные им действия по исполнительному производству № 15983/17/23035-ИП являются незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Администрации МО Кавказский район к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю ФИО1, третье лицо: Прокурор Кавказского района о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.
Признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю о взыскании с заявителя (должника) - администрации муниципального образования Кавказский район - исполнительского сбора в размере 50 000 рублей от 09.11.2018 года в рамках исполнительного производства № 15983/17/23035-ИП от 20.03.2017 года.
Освободить администрацию муниципального образования Кавказский район от взыскания исполнительного сбора по исполнительному производству № 15983/17/23035-ИП от 20.03.2017 года.
Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю, выразившееся в объявлении руководителю должника, администрации муниципального образования Кавказский район предупреждения о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ от 09.11.2018 года № 23035/18/637611.
Исполнительное производство № 15983/17/23035-ИП, до вступления решения суда по настоящему делу в законную силу приостановить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кропоткинский городской суд.
Председательствующий