ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1855/19 от 19.06.2019 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2а-1855/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2019 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ткаченко И.А.,

при секретаре Онскуль И.В.,

с участием:

представителей административного ответчика ИФНС России по г. Томску Злобиной В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Капитанова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица УФНС России по ТО Капитанова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев открытом судебном заседании в г.Томске административное исковое заявление Галимуллина А.Х. к ИФНС России по г. Томску о признании незаконными и отмене решений Инспекции ФНС России по г. Томску, выраженных в письмах от 16.10.2018 № 19-19/40296, от 12.12.2018 № 19-19/49347, признании незаконными действий ИФНС России по г. Томску по отказу в осуществлении перерасчета НДФЛ за 2017, возложении обязанности произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за весь 2017,

установил:

Галимуллин А.Х. обратился в суд с административным иском к ИФНС России по г. Томску о признании незаконными решений Инспекции ФНС России по г. Томску, выраженных в письмах от 16.10.2018 № 19-19/40296, от 12.12.2018 № 19-19/49347, признании незаконными действий ИФНС России по г. Томску по отказу в осуществлении перерасчета НДФЛ за 2017, возложении обязанности произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за весь 2017.

В обоснование иска указал, что 04.10.2018 он обратился в ИФНС России по г. Томску о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2017, в связи со сносом объекта налогообложения. К заявлению были приложены: решение собственника о сносе от 01.12.2016, выписка из ЕГРН, акт обследования (заключение кадастрового инженера). Указанные документы ранее были представлены в Управление Росреестра по ТО в состава пакета документов для осуществления регистрации прекращения права собственности (снятие с кадастрового учета объекта). 16.10.2018 ИФНС России по тг. Томску приняла решение за № 19-19/40296 об отказе в перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017. В порядке досудебного урегулирования спора истец 20.11.2018 направил жалобу в УФНС России по ТО. На указанную жалобу ответа не поступило, но поступило письмо из ИФНС России по г. Томску за № 19-19/49347, которое получено истцом 15.12.2018, в котором ИФНС России по г. Томску произвела перерасчет налога за 20ё7 уменьшив налог на 9 411 руб. Истец считает действия ИФНС России по г. Томску по отказу в перерасчете суммы НДФЛ за всеь 2017 незаконными, как несоответствующие требованиям ст. 235 ГК РФ, ст. ст. 400, 402 НК РФ. Право собственности истца на объект недвижимости было прекращено в результате сноса объекта недвижимости на основании решения собственника от 01.12.2016. По мнению истца, именно с 01.12.2016 объект недвижимости прекратил свое существование, что подтверждается актом обследования кадастрового инженера. По состоянию на 01.10.2017 объект недвижимости не существовал, соответственно налог за 2017 не должен был быть начислен.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представители административного ответчика в судебном заседании иск не признали, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Пояснили, что истец обратился в ИФНС России по г. Томску 03.10.2018 с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2017 и аналогичное заявление подал в ИФНС России по г. Томску в электронном виде 04.10.2018. По результатам обращения истца первоначально было принято решение об отказе в перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017, выраженное в письме от 16.10.2018. На данное решение истцом была подана жалоба в УФНС России по г. Томску 20.11.2018. Эта жалоба была расценена как повторное обращение истца и ИФНС России по г. Томску в ответ на жалобу истца ИФНС России по г. Томску приняла новое решение, выраженное в письме от 12.12.2018, которым произвела перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017 с даты составления акта обследования кадастровым инженером от 11.12.2017, которым подтверждено действительное уничтожение объекта недвижимости. Сумма налога на имущество физических лиц за 2017 уменьшена на 9 411 руб. Решение собственника о сносе объекта недвижимости от 01.12.2016 не является доказательством сноса объекта недвижимости. В качестве основания для снятия с кадастрового учета представляется акт обследования, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости подтверждает прекращение его существования. Подтвердили, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку 20.11.2018 была подана жалоба в УФНС России по г. Томску. Не отрицали, что решение ИФНС России по г. Томску от 12.12.2018, принятое по жалобе истца получено последним 15.12.2018, поскольку указанное решение было истцу направлено по почте.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по ТО поддержал позицию ИФНС России по г. Томску.

Заслушав представителей административного ответчика ИФНС России по г. Томску, заинтересованного лица УФНС России по ТО, суд оснований для удовлетворения административного иска не находит.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 137 НК РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействия нарушают его права.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичная норма предусматривалась и ст.256 ГПК РФ.

При этом, статьей 138 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

С 01.01.2014 применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, за исключением ненормативных актов, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, которые могут быть обжалованы, как в вышестоящем органе, так и в суде, а также ненормативных актов Федеральной налоговой службы России, которые могут быть обжалованы только в суде (п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговом органом решении по соответствующей жалобе.

Из материалов дела следует, что Галимуллин А.Х. оспаривал решение Инспекции ФНС России по г.Томску от 16.10.2018 № 19-19/40296 в Управление ФНС России по Томской области, подав жалобу 20.11.2018. По результатам рассмотрения жалобы Галимуллина А.Х. ИФНС России по г. Томску приняла новое решение от 12.12.2018 № 19-19/49347.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Решение ИФНС России по г. Томску по результатам рассмотрения жалобы истца принято 12.12.2018, а получено истцом, как он указывает в исковом заявлении 15.12.2018, что не отрицали представителя административного ответчика в судебном заседании, поясняя, что решение было направлено по почте.

Настоящее административное исковое заявление направлено истцом по почте 15.03.2019, т.е. в пределах установленного 3-х месячного срока на обжалование.

Конституция РФ в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

На основании п.1 ст.8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.В силу п.2 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщики сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Порядок налогообложения имущества физических лиц за 2015 осуществляется с учетом положений главы 32 НК РФ.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, органами осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственное регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации.

На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

При прекращении существования объекта недвижимости в связи с его гибелью или уничтожением в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено снятие такого объекта с государственного кадастрового учета с внесением об этом записи в ЕГРН, а также в установленных законом случаях государственная регистрация прекращения прав на такой объект и расположенные в нем помещения ( п. 2 ч. 5 ст. 14, ч. 7 ст. 40 Закона о регистрации № 218-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

Согласно ст. 23 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации» акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

В судебном заседании установлено, что административному истцу Галимуллину А.Х. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежал объект недвижимости, расположенный по адресу , кадастровый номер .

01.12.2016 Галимуллиным А.Х. как собственником вышеуказанного объекта недвижимости принято решение о сносе указанного сооружения.

Актом обследования от 11.12.2017 подготовленным кадастровым инженером Л.. (№ квалификационного аттестата кадастрового инженера ) в результате выполнения кадастровых работ в целях предоставления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета здания, сооружения, помещения с кадастровым номером по заказу Галимуллина А.Х. установлено, что объект капитального строительства, расположенный по адресу прекратил свое существование.

27.12.2017 Галимуллин А.Х. обратился в Управление Росреестра по ТО с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приложив вышеуказанный акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, Оптический компакт-диск, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг.

Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости по адресу , кадастровый номер ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учета 12.01.2018.

03.10.2018 административный истец обратился лично на приеме, а 04.10.2018 направил электронное заявление в ИФНС России по г. Томску о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2017 в связи со сносом объекта недвижимости, указав, что дата сноса 01.12.2016, приложив к заявлению решение собственника о сносе объекта недвижимости от 01.12.2016, сведения из ЕГРН, акт обследования кадастрового инженера, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости.

Оспариваемым решением от 16.10.2018 № 19-19/40296, выраженным в письме, административному истцу отказано в перерасчете налога на имущество физических лиц за 2017, со ссылкой на то, что объект недвижимости снят с кадастрового учета 12.01.2018 и соответственно именно с указанной даты прекращено право собственности, налог на имущество физических лиц за 2017 в сумме 112 930 руб. исчислен правомерно и подлежит уплате в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением Галимуллин А.Х. подал 20.11.2018 в УФНС России по ТО жалобу на указанное решение.

По результатам рассмотрения жалобы административного истца ИФНС России по г. Томску принято новое решение, выраженное в письме от 12.12.2018 № 19-19/49347, которым произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017 на основании акта кадастрового инженера от 11.12.2017 и сумма налога исчислена за период с 01.01.2017 по 11.12.2017 и соответственно уменьшена на 9 411 руб. и составила 103 519 руб.

Суд соглашается с решение ИФНС России по г. Томску от 12.12.2018, поскольку оно принято в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество физических лиц с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости.

Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.

Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

Исключение из государственного кадастра сведений об учтенном объекте недвижимости лишь подтверждает факт прекращения существования объекта.

Однако доказательством отсутствия объекта налогообложения в данном случае является акт от 11.12.2017, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения об объекте недвижимости были исключены из государственного реестра недвижимости. Таким образом, доказательством для налогового органа, что здание не существует является именно акт кадастрового инженера от 11.12.2017. В связи с чем налоговым органом правомерно произведен перерасчет налога на имущество физического лица Галимуллина А.Х. за 2017 до 11.12.2017.

Оснований производить перерасчет за весь 2017, как полагает административный истец, с даты принятия решения собственника от 01.12.2016 о сносе объекта недвижимости, у налогового органа не имелось, поскольку решение собственника от 01.12.2016 не является допустимым доказательством сноса объекта недвижимости именно на 01.12.2016.

Как следует из решения собственника 01.12.2016, последним лишь принято решение о сносе объекта недвижимости, а когда конкретно произведены действия по его сносу, в решении не указано. В связи с чем, лишь, акт кадастрового инженера, составленный в соответствии с требованиями действующего законодательства, является допустимым доказательством прекращения существования объекта на местности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение ИФНС России по г. Томску от 12.12.2018 № 19-19/49347 является законным и оснований для его отмены у суда не имеется.

В то же время оспариваемое решение ИФНС России по г. Томску от 16.10.2018 является незаконным. Однако, поскольку это решение по существу не является действующим, так как по жалобе истца принято новое решение от 12.12.2018, которым произведен частично перерасчет налога имущество физических лиц за 2017 и соответственно нарушений прав истца решением от 16.10.2018 в настоящее время не имеется, в удовлетворении требования о признании решения ИФНС России по г. Томску от 16.10.2018 № 19-19/40296 следует отказать.

Требование истца о признании действий ИФНС России по г. Томску по отказу истцу в осуществлении перерасчета НДФЛ за 2017 за весь 2017 незаконными у суда не имеется, поскольку с заявлением о перерасчете НДФЛ за 2017 истец не обращался, доказательств этому суду не представлено. Предметом рассмотрения настоящего иска являлись решения ИФНС России по г. Томску, принятые в рамках заявления истца о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2017 год, а не НДФЛ за 2017.

Принимая во внимание, что судом принято решение об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконными и отмене решений Инспекции ФНС России по г. Томску, выраженных в письмах от 16.10.2018 № 19-19/40296, от 12.12.2018 № 19-19/49347, требование о возложении обязанности произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за весь 2017 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Галимуллина А.Х. к ИФНС России по г. Томску о признании незаконными и отмене решений Инспекции ФНС России по г. Томску, выраженных в письмах от 16.10.2018 № 19-19/40296, от 12.12.2018 № 19-19/49347, признании незаконными действий ИФНС России по г. Томску по отказу в осуществлении перерасчета НДФЛ за 2017, возложении обязанности произвести перерасчет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.