ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1855/2021 от 25.10.2021 Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2021 г. Дело № 2а-1855/2021

Приокский районный суд г.Нижний Новгород в составе:

Председательствующего судьи Кузичевой И.Н.,

При секретаре Чеховой Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Нижнего Новгорода, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельных участков,

У с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование требований в исковом заявлении указала, что 10.02.2021г. ФИО1 было подано Заявление о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в адрес администрации г. Нижнего Новгорода. ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода принял Решение Исх.-03-02-107340/21 об отказе в перераспределении земельного участка на основании следующего:

Образуемый земельный участок расположен в граница территориальных зон ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) и ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры) и соответственно ограничен в обороте;

Участок частично расположен в красных линиях улицы местного значения - <адрес>.

Истец считает указанное Решение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода от 11.03.2021г. незаконным, противоречащим действующему законодательству РФ и Решению Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ, на основании следующего:

1. Земельный участок полностью расположен в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки), что подтверждается ответом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также установлено Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ Доказательства обратного отсутствуют.

Согласно сведениям, отраженным на общедоступном геоинформационном портале города Нижнего Новгорода, а также неоднократным ответам Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-406-345917/19: «…земельный участок расположен по Генплану г. Н.Новгорода в функциональной зоне Жи-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки г. Н.Новгорода в одной территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки). Красные линии в составе градостроительной документации (проект планировки и межевания территории) на территорию, в пределах которой расположен Земельный участок, не утверждены, а также отсутствуют сведения о каких-либо зонах с особыми условиями использования территории (санзоны, охранные зоны и т.п.), в пределах которой расположен Земельный участок.»

Помимо этого, в рамках дела рассматриваемого в Приокском районном суде г. Нижнего Новгорода, в материалы дела было представлено Заключение эксперта /СТ/19 от ДД.ММ.ГГГГ, которое было приобщено в качестве доказательства. Данное заключение было подготовлено специалистами ООО «АльфаПро» - действующим членом ассоциации судебных экспертов, членом саморегулируемой организации проектировщиков и изыскателей, имеющим полис страхования гражданской ответственности. Специалисты данной организации включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, имеющие удостоверения о повышении квалификации. Указанное заключение эксперта также подтвердило, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080198:497 полностью расположен в функциональной зоне Жи-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки г. Нижнего Новгорода в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки).

Указанные выводы были также подтверждены Приокским районным судом г. Нижнего Новгорода в Решении Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ: «…суд установил, что согласно сведениям, отраженным на общедоступном геоинформационном портале города Нижнего Новгорода, а также неоднократным ответам Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-406-345917/19, земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080198:497, расположен по Генплану г. Н.Новгорода в функциональной зоне Жи-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки г. Н.Новгорода в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки).»

С учетом того, что основанием для отказа в перераспределении земельного участка со стороны Ответчика, послужил довод о расположении земельного участка в нескольких территориальных зонах, а указанный довод ранее уже опровергался в Решении Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ и не признавался законным, то он не может быть признан соответствующим закону и в рамках настоящего искового заявления.

2. Земельный участок не расположен частично в пределах красных линий, красные линии отсутствуют (не утверждены в составе проекта планировки и межевания территории), что подтверждается вышеуказанными ответами Департамента градостроительного развития территории <адрес> и Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода, а также установлено Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ Доказательства обратного отсутствуют.

Согласно ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ «О землеустройстве» планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией. Как следует из Градостроительного кодекса РФ, красные линии отображаются в документации по планировке территории (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ). Согласно п. 1 и 4 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории, проект межевания территории. Кроме того, согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 242-О: «Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик, требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий».

Исходя из указанных норм Градостроительного кодекса РФ с учетом правовой позиции КС РФ, земельный участок частично мог быть расположен в красных линиях только, если они были утверждены в составе Проекта планировки или межевания территории, в пределах которой расположен Земельный участок. Однако согласно ответу Департамента градостроительного развития территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: «…по северной границе земельный участок граничит с красными линиями улицы местного значения, информация об утверждении красных линий в департаменте отсутствует». Согласно ответу Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ: «…отсутствуют сведения о градостроительной документации, в составе которой разработан проект красных линий в районе <адрес>».

Таким образом, установленных и утверждённых в законном порядке красных линий, в пределах которых мог бы располагаться земельный участок не существует. Красные линии не установлены в соответствии с градостроительным законодательством РФ, координаты красных линий неизвестны.

Указанный вывод также установлен Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ: «Однако согласно ответу Департамента градостроительного развития территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по северной границе земельный участок граничит с красными линиями улицы местного значения, информация об утверждении красных линий в департаменте отсутствует. Согласно ответу Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ: отсутствуют сведения о градостроительной документации, в составе которой разработан проект красных линий в районе <адрес> не представлено, что отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке красные линии, в составе которых мог бы располагаться земельный участок. Указываемые Ответчиком красные линии не установлены в соответствии с градостроительным законодательством РФ. Также координаты красных линий неизвестны.»

С учетом того, что основанием для отказа в перераспределении земельного участка со стороны Ответчика, послужил довод о частичном расположении земельного участка в красных линиях улицы местного значения - <адрес>, а указанный довод ранее уже опровергался в Решении Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ и не признавался законным, то он не может быть признан соответствующим закону и в рамках настоящего искового заявления.

3. Довод Ответчика о том, что «вид разрешенного использования образуемого земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» не относится к основным и условно разрешенным видам использования земельных участков для территориальной зоны ТЖи-1» послуживший основанием для отказа в перераспределении земельных участков, является незаконным;

Среди прочего, в качестве основания для отказа в перераспределении земельного участка Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода в своем Решении Исх.-03-02-107340/21 об отказе в перераспределении земельного участка, указал на то, что «вид разрешенного использования образуемого земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» не относится к основным и условно разрешенным видам использования земельных участков для территориальной зоны ТЖи-1». Ранее, Верховный Суд РФ, в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), указал: «Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.»

Земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080198:497, принадлежащий Истцу на праве собственности и о перераспределении, которого с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности просил Истец в своем Заявлении о перераспределении, имеет вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства». Как уже упоминалось ранее, в рамках дела рассматриваемого в Приокском районном суде г. Нижнего Новгорода, в материалы дела было представлено Заключение эксперта /СТ/19 от ДД.ММ.ГГГГ, которое было приобщено в качестве доказательства. По результатам заключения эксперта ООО «АльфаПро» реконструкция жилого дома не создает угрозы жизни и здоровья граждан. Жилой дом общей площадью 131,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, может быть сохранен и может эксплуатироваться по своему прямому назначению «для постоянного проживания граждан» в перепланированном и реконструированном виде. Указанный вывод не был опровергнут Администрацией г. Нижнего Новгорода, как и не были приведены доводы о том, что в случае перераспределения земельных участков, будет создана опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка. Также согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно Письму Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес> «О рассмотрении обращения» вид разрешенного использования образуемых земельных участков, указанный в межевом плане, должен соответствовать виду разрешенного использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, в том числе в случае, если данный вид разрешенного использования не предусмотрен градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны. Категория земель образуемых земельных участков остается прежней - земли населенных пунктов. Виды разрешенного использования образуемых земельных участков не изменяются и унаследуют вид разрешенного использования исходного перераспределяемого земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080198:497.

Поэтому вид разрешенного использования образуемого земельного участка, указанный в приложенной к Заявлению Истца о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ «Для ведения личного подсобного хозяйства», соответствовал виду разрешенного использования земельного участка, из которого при перераспределении предполагалось образование земельного участка, в том числе в случае, если данный вид разрешенного использования не предусмотрен градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны, а именно:

Первоначальный участок до перераспределения - кадастровый

Вид разрешенного использования участка до перераспределения по документу - «для ведения личного подсобного хозяйства»

Участок после перераспределения (обозначение согласно схеме расположения земельного участка) - : ЗУ

Вид разрешенного использования участка после перераспределения - «Для ведения личного подсобного хозяйства»

Таким образом, довод Ответчика о том, что «вид разрешенного использования образуемого земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» не относится к основным и условно разрешенным видам использования земельных участков для территориальной зоны ТЖи-1» послуживший основанием для отказа в перераспределении земельных участков, не может быть признан законным в рамках настоящего искового заявления.

На основании изложенного, истец просит суд:

1. Признать незаконным Решение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ Исх.-03-02107340/21 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером 52:18:0080198:497

2. Обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода в десятидневный срок с момента вступления судебного решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, подготовленную кадастровым инженером в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080198:497, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена, в результате перераспределения которых образуется новый земельный участок площадью 853 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по координатам, указанным в иске.

3. Обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода в срок не более чем тридцать дней с момента постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, образованного в результате перераспределения, заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080198:497, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя по доверенности ФИО2, который в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель административных ответчиков администрации города Нижнего Новгорода,Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Нов<адрес> А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Положениями статьи 39.29 ЗК РФ регламентирован порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а именно:

9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам определены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ:

16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество: земельный участок, общей площадью 498 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 52:18:0080198:497 (далее - Земельный участок), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН; жилой дом, расположенный на вышеуказанном Земельном участке по адресу: <адрес><адрес>, с кадастровым номером 52:18:0080198:337 (далее - Жилой дом), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН.

С целью улучшения жилищных условий, а также в связи с тем, что дом нуждался в капитальном ремонте, в 2019 году истцом была произведена реконструкция жилого дома, которая заключалась в сносе и возведению капитальных стен литера А на прежнем месте с сохранением фундамента, пристраиванием литера А1 за литером А, возведением над литерами А и А1 второго этажа. Реконструкция дома проводилась, в том числе, с использованием смежных по отношению к дому построек, а именно: сени, сарай, уборная, баня, ранее существование которых подтверждается Инвентаризационным планом домовладения по <адрес> (данные ДД.ММ.ГГГГ, г., план выдан ДД.ММ.ГГГГ). В результате проведенной реконструкции жилого дома количество помещений в нем увеличилось с 5 до 10. Таким образом, площадь жилого дома после произведенной реконструкции увеличилась с 38,7 кв.м. до 131,3 кв.м.

Указанная реконструкция была узаконена Заочным решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ, реконструированный жилой дом был сохранен, за ФИО1 было признано право собственности на реконструированный жилой дом общей площадью - 131,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес><адрес>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано Заявление о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в адрес администрации г. Нижнего Новгорода.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода принял Решение Исх.-03-02-107340/21 об отказе в перераспределении земельного участка на основании следующего:

Образуемый земельный участок расположен в границах территориальных зон ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) и ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры) и соответственно ограничен в обороте;

Участок частично расположен в красных линиях улицы местного значения - <адрес>.

Согласно ст. 14 ФЗ "О землеустройстве" планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Как следует из Градостроительного кодекса РФ, красные линии отображаются в документации по планировке территории (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43ГрК РФ)

Согласно п. 1 и 4 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории, проект межевания территории.

Кроме того, согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 242-О: «Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30). Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий».

Исходя из указанных норм Градостроительного кодекса РФ с учетом правовой позиции КС РФ, земельный участок частично мог быть расположен в красных линиях только, если они были утверждены в составе Проекта планировки или межевания территории, в пределах которой расположен Земельный участок.

Согласно информации Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от 21.10.2021г. № Сл-07-06-624018/21 по вопросу красных линий проходящих в <адрес> - в Департаменте отсутствуют сведения о градостроительной документации, в составе которой разработан проект красных линий в районе <адрес>.

Указанное свидетельствует о том, что отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке красные линии, в составе которых мог бы располагаться земельный участок. Указываемые ответчиком красные линии не установлены в соответствии с градостроительным законодательством РФ. Координаты красных линий неизвестны.

Земельный участок полностью расположен в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки), что подтверждается ответом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также установлено Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ Доказательства обратного отсутствуют.

Согласно сведениям, отраженным на общедоступном геоинформационном портале города Нижнего Новгорода, а также неоднократным ответам Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-406-345917/19: «…земельный участок расположен по Генплану г. Н.Новгорода в функциональной зоне Жи-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки г. Н.Новгорода в одной территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки). Красные линии в составе градостроительной документации (проект планировки и межевания территории) на территорию, в пределах которой расположен Земельный участок, не утверждены, а также отсутствуют сведения о каких-либо зонах с особыми условиями использования территории (санзоны, охранные зоны и т.п.), в пределах которой расположен Земельный участок.»

Помимо этого, в рамках дела рассматриваемого в Приокском районном суде г. Нижнего Новгорода, в материалы дела было представлено Заключение эксперта /СТ/19 от ДД.ММ.ГГГГ, которое было приобщено в качестве доказательства. Данное заключение было подготовлено специалистами ООО «АльфаПро» - действующим членом ассоциации судебных экспертов, членом саморегулируемой организации проектировщиков и изыскателей, имеющим полис страхования гражданской ответственности. Специалисты данной организации включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, имеющие удостоверения о повышении квалификации. Указанное заключение эксперта также подтвердило, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080198:497 полностью расположен в функциональной зоне Жи-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки г. Нижнего Новгорода в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки).

Указанные выводы были также подтверждены Приокским районным судом г. Нижнего Новгорода в Решении Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу от ДД.ММ.ГГГГ: «…суд установил, что согласно сведениям, отраженным на общедоступном геоинформационном портале города Нижнего Новгорода, а также неоднократным ответам Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-406-345917/19, земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080198:497, расположен по Генплану г. Н.Новгорода в функциональной зоне Жи-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки г. Н.Новгорода в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки).»

Истцом в подтверждение своих доводов представлено в материалы дела заключение кадастрового инженера ФИО3 Целью заключения является установления прохождения на местности границ нового земельного участка площадью 853 кв.м. по поворотным точкам , н1, н2, 6 со стороны <адрес>, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080198:497, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена, согласно схеме расположения земельных участков, в т.ч. с целью определения, будут ли заходить по вышеуказанным поворотным точкам границы нового образуемого земельного участка площадью 853 кв.м. на дорогу (улицу местного значения, зона ТТ).

Согласно заключению кадастрового инженера:

При пространственном анализе полученных сведений ЕГРН было выявлено пересечение координат земельного участка с кн 52:18:0080198:497 и жилого дома с кн 52:1860080198:337 расположенного на нем вследствие чего часть жилого дома расположена на землях, находящихся в муниципальной собственности.

Для устранения пересечения была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории образованного в результате перераспределения земельного участка с кн 52:18:0080198:497 и земель, находящихся в муниципальной собственности.

Для определения фактических границ земельного участка был произведен выезд геодезистов на местность 10.09.2021г. совместно с представителями Администрации г.Нижнего Новгорода. В результате выезда была закреплена на местности граница земельного участка со стороны <адрес>, образуемая в результате перераспределения земельного участка с кн 52:18:0080198:497 и земель, находящихся в муниципальной собственности (т.1,н1,н2,6).

В результате выполненной работы было составлено описание прохождение границы:

Граница от т.1 до т. Н1 идет по границе гаража, пристроенного к жилому дому

Граница от т. Н1 до т. Н2 идет по отместке гаража и жилого дома и обозначена сигнальной лентой

Граница от т. Н2 до т.6 идет по существующему забору.

Кадастровый инженер пришел к выводу о том, что фактическая граница нового земельного участка площадью 853 кв.м., образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена, согласно схеме расположения земельных участков не пересекает границы <адрес> (улицу местного значения, зона ТТ).

Заключение кадастрового инженера отвечает признакам относимости и допустимости. Кадастровый инженер ФИО3 имеет действующий аттестат кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, является членом саморегулируемой организации АСРО «КИСПиСЗ».

Таким образом, оснований для отказа административному истцу в перераспределении земельного участка по вышеуказанным основаниям не имелось.

Исходя из положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Руководствуясь положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд полагает необходимым возложить на администрацию г.Нижнего Новгорода обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка и по заключению соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080198:497, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена, поскольку понуждение к совершению указанных действий является ограничением права административного ответчика на самостоятельное решение этого вопроса в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ Исх.- об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером

Возложить на администрацию г.Нижнего Новгорода обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В требованиях «утвердить схему расположения земельного участка, подготовленную кадастровым инженером в отношении земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена, в результате перераспределения которых образуется новый земельный участок площадью 853 кв.м.» и «в срок не более чем тридцать дней с момента постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, образованного в результате перераспределения, заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080198:497, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца через Приокский районный суд г. Нижний Новгород.

Судья Кузичева И.Н.

<данные изъяты>