дело №2а-1856/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июня 2020 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Графенковой Е.Н.,
при секретаре Исламгалиевой А.Т.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующего по доверенности от 21 января 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа РБ о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГО г.Уфа РБ, Отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО г.Уфа РБ, в котором просит суд: признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 13 января 2019 года №УТ-56-2020 об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство; обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от 25 декабря 2019 года и представленных документов.
В обоснование требований указано, что на основании договора о передаче прав и обязанностей от 6 ноября 2019 года по договору аренды земельного участка ФИО3 передал свои права и обязанности по договору аренды №587-18 от 2 октября 2018 года земельного участка с кадастровым номером 02:55:040558:128, расположенного по адресу: РБ<адрес>, установлено в 222 м на юго-запад относительно ориентира: жилого <адрес>, ФИО1. В соответствии с заключенным договором между ФИО1 и УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ заключено дополнительное соглашение о внесении изменений № в договор № от 2 октября 2018 года аренды земельного участка, в соответствии с которым ФИО1 стала арендатором указанного земельного участка. 25 декабря 2019 года административным истцом в Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО г.Уфа РБ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство следующего объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом, общей площадью 186,51 кв.м., этажность II этажа, расположенного на земельном участка, с соблюдением требований отступов по границе участка. 13 января 2020 года административным ответчиком было принято решение №УТ-56-2020 об отказе в выдаче разрешения на строительство, в связи с расположением красных линий на земельном участке. Данный отказ считает незаконным.
Определением суда от 4 марта 2020 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 исковые требования поддержал по приведенным в административном иске доводам и основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.
Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков Администрации городского округа г.Уфа РБ, Отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО г.Уфа РБ, представители заинтересованных лиц привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Согласно ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. (ч. 3).
Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.
При этом, - если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
- в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, то застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса).
Как следует из материалов дела, на основании договора о передаче прав и обязанностей от 6 ноября 2019 года по договору аренды земельного участка ФИО3 передал свои права и обязанности по договору аренды № от 2 октября 2018 года земельного участка с кадастровым номером 02:55:040558:128, расположенного по адресу: <адрес> установлено в 222 м на юго-запад относительно ориентира: жилого <адрес>, ФИО1.
25 декабря 2019 года административным истцом в Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО г.Уфа РБ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство следующего объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом, общей площадью 186,51 кв.м., этажность II этажа, расположенного на земельном участка, с соблюдением требований отступов по границе участка.
13 января 2020 года административным ответчиком было принято решение №УТ-56-2020 об отказе в выдаче разрешения на строительство, в связи с несоответствием параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040558:128, поскольку указанный земельный участок частично расположен в границах красных линий.
Не согласиться с данными выводами оснований не имеется, поскольку согласно п.1.4.2 норм градостроительного проектирования (НГП), утвержденных решением Совета городского округа г.Уфа РБ от 23 декабря 2009 года №22/6, размещение объекта капитального строительства на данной территории, расположенной в границах красных линий, не допускается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку строительство (реконструкция) объектов осуществляется только в соответствии с установленными Правилами, градостроительными регламентами, выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, на котором в соответствии с действующими нормами градостроительного проектирования не предусмотрено такое размещение объекта, будет противоречить действующему земельному и градостроительному законодательству.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
По смыслу положений ст. 12 ГК Российской Федерации и ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия; судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены либо оспорены; право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке.
Оспариваемое уведомление не является актом органа местного самоуправления содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя. Данный документ не приводит к возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей административного истца или иных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца не пояснил, каким образом уведомление от 13 января 2020 года нарушает права административного истца.
Являясь информационным документом, оспариваемое уведомление не возлагает на ФИО1 какие-либо обязанности, не препятствует в реализации права на обжалование решений по итогам рассмотрения обращений, не ограничивает какие-либо иные права и свободы административного истца, то есть, не является решением (действием или бездействием) органа государственной власти, или организации, или лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, которые могут быть обжалованы в порядке КАС РФ. Оспариваемое административным истцом уведомление по смыслу закона, не может являться предметом обжалования в порядке административного судопроизводства, поскольку не является итоговым документом или действием (бездействием), которые порождали бы правовые последствия для ФИО1.
В нарушение ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При указанных выше обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в рамках заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа РБ о признании незаконным решения от 13.01.2020 г. № УТ-56-2020 об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от 25.12.2019 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд г. Уфы РБ путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Графенкова Е.Н.