ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1857/2018 от 05.06.2018 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2А-1857/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

город-курорт Анапа 05 июня 2018 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.,

при секретаре Стадниченко К.Е.,

с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В.,

представителя административного ответчика Нафтаева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия и понуждении устранить допущенные нарушения бюджетного законодательства, законодательства о похоронном деле,

у с т а н о в и л :

Анапский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия и понуждении устранить допущенные нарушения бюджетного законодательства, законодательства о похоронном деле.

В обоснование заявленных требований указало, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, а также бюджетного законодательства в деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

В нарушение норм Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» требования к качеству услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа не установлены.

Согласно положениям статей 17, 18, 19, 20, 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органом местного самоуправления устанавливаются правила содержания мест погребения, определяется порядок деятельности общественных и вероисповедальных кладбищ, воинских и военных мемориальных кладбищ, а также порядок деятельности крематориев.

В ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, до настоящего времени, не приняты муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие вышеперечисленные правила и порядки. Кроме того муниципальным органом ненадлежащим образом выполняются требования Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», а именно нарушены требования ст.ст. 13.1, 14, 15, 18.2, 19, 21.2, 21.3, 22, 22.1, 22.2, 25.1 вышеуказанного Закона Краснодарского края

Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа обязанность по организации мест семейных (родовых) захоронений и их резервирования не выполняется, чем нарушаются не только требования законодательства о погребении и похоронном деле, но и положения ст. 39, 41, 62 Бюджетного кодекса РФ предписывающие, что формирование доходов бюджетов осуществляется на основе налоговых, неналоговых доходов и безвозмездные поступления.

Перечисленные нарушения выявлены межрайонной прокуратурой при проведении проверки в октябре 2017 года, в связи с чем, 13.10.2017 главе муниципального образования город-курорт Анапа внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако действенные меры по устранению допущенных нарушений администрацией муниципального образования не приняты до настоящего времени. Отсутствие регламентации порядка и качества оказания услуг в сфере похоронного дела нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, допускает возможность исполнителю произвольно изменять объем и качество оказываемых услуг, выполняемых работ. Кроме того, бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа противоречит основным принципам бюджетной системы Российской Федерации, определяющим право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, что нарушает неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений.

На основании изложенного Анапский межрайонный прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа в части не принятия мер по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, выразившихся в непринятии муниципальных нормативных правовых актов, незаконны; а также обязать Администрацию МО г.-к. Анапа устранить допущенные нарушения законодательства путем разработки и утверждения в установленном порядке муниципальных нормативных правовых актов, определяющих: требования к качеству услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе; правила содержания мест погребения; порядок деятельности общественных и вероисповедальных кладбищ, воинских и военных мемориальных кладбищ; порядок деятельности крематориев; порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих, закрытых для свободных захоронений и закрытых); порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела; порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела; порядок сноса надмогильных сооружений (надгробий) и ограды, установленных за пределами мест захоронения; порядок ведения и образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий); размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для захоронения одиноких граждан, граждан, при захоронении которых лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение, не заявило о создании родственного или семейного захоронения, а также граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, или не имеющих супруга, близких родственников, или иных родственников либо законного представителя или при невозможности ими осуществить погребение; размер места родственного захоронения, а также форма свидетельства о регистрации родственного захоронения; перечни кладбищ, на территории которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений; порядок формирования и ведения реестра семейных (родовых) захоронений; порядок выдачи свидетельства о регистрации почетного захоронения; порядок выдачи свидетельства о регистрации воинского захоронения; порядок регистрации каждого захоронения, произведенного на территории кладбища; формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения; порядок передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов; порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников); величину платы за резервирование места семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения.

В судебном помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Нафтаев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в настоящее время муниципальным органом разработан ряд проектов в части похоронного дела, однако данные проекты направлены на доработку. Кроме того указал. Что решением Совета МО город-курорт Анапа №295 от 08.02.2018 года утверждены стоимость услуг по погребению и их перечень, в связи с чем бездействие не имеет места.

Представитель заинтересованного лица – Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г.-к. Анапа, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление в его отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, а также бюджетного законодательства в деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Как определено статьей 7 Федерального закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению, качество которых должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что вопреки нормам Федерального закона № 8-ФЗ требования к качеству услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе, администрацией муниципального образования не установлены.

Согласно положениям статей 17, 18, 19, 20, 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органом местного самоуправления устанавливаются правила содержания мест погребения, определяется порядок деятельности общественных и вероисповедальных кладбищ, воинских и военных мемориальных кладбищ, а также порядок деятельности крематориев.

Как установлено проверкой, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, до настоящего времени, не приняты муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие вышеперечисленные правила и порядки.

Кроме того, администрацией МО г.-к. Анапа ненадлежащим образом выполняются требования Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».

Так, в нарушение требований ст. 13.1, 14, 15, 18.2, 19, 21.2, 21.3, 22, 22.1, 22.2, 25.1 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», администрацией муниципального образования город-курорт Анапа не регламентированы: порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих, закрытых для свободных захоронений и закрытых); порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела; порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела; порядок сноса надмогильных сооружений (надгробий) и ограды, установленных за пределами мест захоронения; порядок ведения и образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий); порядок деятельности общественных кладбищ; размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для захоронения одиноких граждан, граждан, при захоронении которых лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение, не заявило о создании родственного или семейного захоронения, а также граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, или не имеющих супруга, близких родственников, или иных родственников либо законного представителя или при невозможности ими осуществить погребение; размер места родственного захоронения, а также форма свидетельства о регистрации родственного захоронения; не утверждены перечни кладбищ, на территории которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений; порядок формирования и ведения реестра семейных (родовых) захоронений; порядок выдачи свидетельства о регистрации почетного захоронения; порядок выдачи свидетельства о регистрации воинского захоронения; порядок регистрации каждого захоронения, произведенного на территории кладбища; формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения; порядок передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов; порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников).

Положением статьи 22 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» также закреплено, что за резервирование места семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения, взимается плата, величина которой устанавливается органами местного самоуправления.

Средства, полученные за резервирование места под будущие захоронения, учитываются в доходах бюджетов муниципальных образований Краснодарского края.

Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа обязанность по организации мест семейных (родовых) захоронений и их резервирования не выполняется, чем нарушаются не только требования законодательства о погребении и похоронном деле, но и положения ст. 39, 41, 62 Бюджетного кодекса РФ предписывающие, что формирование доходов бюджетов осуществляется на основе налоговых, неналоговых доходов и безвозмездные поступления.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов.

Перечисленные нарушения выявлены межрайонной прокуратурой при проведении проверки в октябре 2017 года, в связи с чем, 13.10.2017 главе муниципального образования город-курорт Анапа внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако действенные меры по устранению допущенных нарушений администрацией муниципального образования не приняты до настоящего времени.

Отсутствие регламентации порядка и качества оказания услуг в сфере похоронного дела нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, допускает возможность исполнителю произвольно изменять объем и качество оказываемых услуг, выполняемых работ.

Суд исходит из того, что бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа противоречит основным принципам бюджетной системы РФ, определяющим право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, что нарушает неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются получение в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В судебном заседании представитель административного ответчика указал, что УЖКХ Администрации МО г.-к. Анапа разработаны следующие проекты: положения об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории муниципального образования город-курорт Анапа; положения об организации семейных (родовых) захоронений на территории общественных кладбищ муниципального образования город-курорт Анапа. Однако судом не могут быть приняты указанные доводы во внимание, так как согласно заключению правового Управления Администрации МО г.-к. Анапа проект постановления МО г.-к. Анапа «Об утверждении положения об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории МО г.-к. Анапа» от 05.10.2017 года был направлен на доработку для устранения ряда неточностей и приведения текста в соответствие с нормами действующего законодательства.

Судом учитывается, что в судебное заседание не были представлены достоверные доказательства того, что в настоящее время администрацией муниципального образования город-курорт Анапа соблюдаются в полном объеме требования Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и что соответствующие правовые акты приняты в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом того, что в административном исковом заявлении требования затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд считает, что данные требования заявлены Анапским межрайонным прокурором в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что требования Анапского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, поскольку являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Анапского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия и понуждении устранить допущенные нарушения бюджетного законодательства, законодательства о похоронном деле, – удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа в части не принятия мер по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, выразившихся в непринятии муниципальных нормативных правовых актов, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа устранить допущенные нарушения законодательства путем разработки и утверждения в установленном порядке муниципальных нормативных правовых актов, определяющих: требования к качеству услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе; правила содержания мест погребения; порядок деятельности общественных и вероисповедальных кладбищ, воинских и военных мемориальных кладбищ; порядок деятельности крематориев; порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих, закрытых для свободных захоронений и закрытых); порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела; порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела; порядок сноса надмогильных сооружений (надгробий) и ограды, установленных за пределами мест захоронения; порядок ведения и образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий); размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для захоронения одиноких граждан, граждан, при захоронении которых лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение, не заявило о создании родственного или семейного захоронения, а также граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, или не имеющих супруга, близких родственников, или иных родственников либо законного представителя или при невозможности ими осуществить погребение; размер места родственного захоронения, а также форма свидетельства о регистрации родственного захоронения; перечни кладбищ, на территории которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений; порядок формирования и ведения реестра семейных (родовых) захоронений; порядок выдачи свидетельства о регистрации почетного захоронения; порядок выдачи свидетельства о регистрации воинского захоронения; порядок регистрации каждого захоронения, произведенного на территории кладбища; формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения; порядок передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов; порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников); величину платы за резервирование места семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме через Анапский городской суд.

Председательствующий :

Мотивированное решение изготовлено 07.06.2018 года