Дело № 2а-1858/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2020 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – Злотников В.Я.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Республики ФИО1ФИО4 к Министерству экономического развития Республики ФИО1, Совету ФИО1 Республики ФИО1, Министерству экономического развития Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Республики ФИО1ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Республики ФИО1 о признании незаконным бездействия в части не разработки и не утверждения административных регламентов оказания государственных услуг «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне» и «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1», не размещения сведений о них в реестре государственных услуг (функций) Республики ФИО1, а также о возложении обязанности на Министерство экономического развития Республики ФИО1 разработать и утвердить административные регламенты оказания вышеуказанных государственных услуг, разместить о них сведения в реестре государственных услуг в течении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Республики ФИО1 проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при регламентации оказания государственных услуг субъектам инвестиционной деятельности, в ходе которой было установлено, что ответчиком не разработаны и не утверждены административные регламенты вышеуказанных государственных услуг, сведения о них не внесены в соответствующий реестр государственных услуг, тогда как в силу действующего законодательства ответчиком оказываются данные услуги. Поскольку разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий соответствующую услугу, истец, действуя в защиту прав неопределенного количества лиц, обратился с настоящим иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Совет ФИО1 Республики ФИО1, Министерство экономического развития Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеются его письменные пояснения относительного заявленных требований.
Представитель административного ответчика Совета ФИО1 Республики ФИО1 в судебное заседание также не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, лиц, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав и свобод и законных интересов иных лицу, если полагает, что оспариваемые, в частности действия ( бездействия ) нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Республики ФИО1 проведена проверка соблюдения Министерством экономического развития Республики ФИО1 федерального законодательства при регламентации оказания государственных услуг субъектам инвестиционной деятельности.
В силу части 3 статьи 11, статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 377-ФЗ «О развитии Республики ФИО1 и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики ФИО1 и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 377-ФЗ) рассмотрение заявления и документов, представленных субъектом хозяйствования с целью заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - СЭЗ), заключение указанного договора или принятие решения об отказе в его заключении отнесено к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Республики ФИО1.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики ФИО1» постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики ФИО1 является Совет ФИО1 Республики ФИО1, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики ФИО1.
В соответствии с подпунктами 165, 166, 168, 169, 173 пункта 6 Положения о Министерстве экономического развития Республики ФИО1, утвержденного постановлением Совета ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение), Министерство осуществляет прием и рассмотрение заявлений и документов лиц, намеревающихся получить статус участника СЭЗ; принимает решение о принятии заявлений и документов лиц, намеревающихся получить статус участника СЭЗ, к рассмотрению или отказе в принятии к рассмотрению; осуществляет заключение договоров об условиях деятельности в СЭЗ на территории Республики ФИО1; принимает решения о заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ на территории Республики ФИО1 или об отказе в их заключении с объемом капитальных вложений в сумме менее 100 млн рублей; принимает участие в разработке нормативных правовых актов Республики ФИО1 в сфере обеспечения функционирования свободной экономической зоны на территории Республики ФИО1.
Таким образом, Министерством в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ, части 3 статьи 11, статьи 13 Закона № 377-ФЗ, подпунктами 165, 166, 168, 169, 173 пункта 6 Положения по запросам заявителей оказывается государственная услуга «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне».
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон № 39-ФЗ), пункта 5 части 3 статьи 4 Закона Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2019 «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в ФИО1» (далее - Закон №-ЗРК) Советом ФИО1 Республики ФИО1 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1», которым утвержден Порядок рассмотрения обращений инвесторов, заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов, мониторинга выполнения условий соглашения и реализации инвестиционных проектов, а также сопровождения инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1 (далее - Порядок №).
В соответствии с пунктами 2.3, 3.1, 3.6, 3.8, 3.9 Порядка № Министерство осуществляет прием заявлений о реализации инвестиционного проекта; готовит итоговое заключение о доработке материалов инвестиционного проекта или о невозможности его реализации; в случае отрицательного итогового заключения по инвестиционному проекту направляет инвестору заключение, содержащее мотивированный отказ в реализации инвестиционного проекта; при наличии положительных заключений всех органов, участвующих в рассмотрении инвестиционного проекта, в течение трех рабочих дней с даты их регистрации информирует инвестора о готовности представить инвестиционный проект на заседание Совета по улучшению инвестиционного климата Республики ФИО1.
Подпунктами 118, 120 пункта 6 Положения на Министерство возложены задачи по участию в подготовке и рассмотрении инвестиционных соглашений, заключаемых инвесторами с Советом ФИО1 Республики ФИО1, организации рассмотрения обращений инвесторов по принципу «одного окна».
Таким образом, Министерством в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ, статьей 8 Закона № 39-ФЗ, пунктом 5 части 3, подпунктами 1, 2 части 4 статьи 4 Закона №-ЗРК, пунктами 2.3, 3.1, 3.6, 3.8, 3.9 Порядка №, подпунктами 118, 120 пункта 6 Положения по запросам заявителей оказывается государственная услуга «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1».
Согласно пункту 4 статьи 2, пункту 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 12 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (часть 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Закона № 210-ФЗ).
Пунктом 3 постановления Совета ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Республики ФИО1» на исполнительные органы государственной власти Республики ФИО1, к сфере деятельности которых относится предоставление государственных услуг, возложена обязанность обеспечить разработку и утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг в соответствии с порядками, утвержденными пунктами 1, 2 настоящего постановления.
Согласно пункту 1.3 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Республики ФИО1, утвержденного постановлением Совета ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, административные регламенты утверждаются приказами исполнительных органов государственной власти Республики ФИО1, к сфере деятельности которых относится предоставление государственных услуг.
В силу подпунктов 1, 2 части 4 статьи 4 Закона №-ЗРК Министерство непосредственно реализует инвестиционную политику в ФИО1, участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики ФИО1 в сфере реализации инвестиционной политики в ФИО1.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Согласно пункту 7 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10. 2011 № (далее - Положение №), пункту 1.2 Порядка формирования и ведения реестра государственных услуг (функций) Республики ФИО1, утвержденного постановлением Совета ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок №), формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в реестре осуществляют исполнительные органы государственной власти Республики ФИО1, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании утвержденных административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления государственных услуг. Сведения о государственных услугах (функциях) подлежат размещению в Реестре в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, утверждающего административный регламент, или нормативного правового акта, утверждающего изменения и (или) дополнения в ранее изданный административный регламент.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики ФИО1 и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО1 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО1 и города федерального значения Севастополя» действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Вместе с тем по настоящее время в ФИО1 отсутствуют административные регламенты оказания государственных услуг «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1», сведения о них в реестре государственных услуг (функций) Республики ФИО1 не размещены.
Таким образом, вопреки требованиям пунктов 1, 4 статьи 2, пункту 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, части 1 статьи 29 Закона № 210-ФЗ, части 3 статьи 11, статьи 13 Закона № 377-ФЗ, статьи 8 Закона №> 39-ФЗ, пункту 7 Положения №, пункта 5 части 3, подпунктов 1, 2 части 4 статьи 4 Закона №-ЗРК, подпунктов 118, 120, 165, 166, 168, 169, 173 пункта 6 Положения, пункту 3 постановления Совета ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, пункту 1.3 Порядка №, пунктов 2.3, 3.1, 3.6, 3.8, 3.9 Порядка №, пункту 1.2 Порядка № Министерством допущено бездействие в части разработки и утверждения административных регламентов оказания государственных услуг «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1», размещения о них сведений в реестре государственных услуг (функций) Республики ФИО1.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерством экономического развития Республики ФИО1 все зависящие от него меры по разработке и утверждению административного регламента инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1 приняты не были, что свидетельствует о допущении со стороны ответчика бездействия.
Учитывая изложенное, суд полагает о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Доводы ответчика о невозможности разработки административных регламентов в связи с невозможностью органа государственной власти являться заявителем на получение публичных услуг, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку вышеуказанное обстоятельство не является препятствием для разработки соответствующих административных регламентов.
Кроме того, согласно письменных объяснений представителя Министерства экономического развития Российской Федерации, деятельность, связанная с приемом и рассмотрением документов, необходимых для заключения договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, осуществляемая Министерством экономического развития Республики ФИО1, соответствует понятию государственной услуги, в связи с чем, поскольку предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, который утверждается и разрабатывается органом, предоставляющим государственную услугу, Министерству экономического развития Республики ФИО1 необходимо разработать соответствующие административные регламенты.
Руководствуясь статьями 1, 3, 6, 15, 16, 59-62, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Республики ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства экономического развития Республики ФИО1 в части разработки и утверждения административного регламента оказания государственной услуги «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», размещения о ней сведений в реестре государственных услуг (функций) Республики ФИО1.
Признать незаконным бездействие Министерства экономического развития Республики ФИО1 в части разработки и утверждения административного регламента оказания государственной услуги «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1», размещения о ней сведений в реестре государственных услуг (функций) Республики ФИО1.
Обязать Министерство экономического развития Республики ФИО1 разработать и утвердить административный регламент оказания государственной услуги «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», разместить о ней сведения в реестре государственных услуг (функций) Республики ФИО1, - в течении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Министерство экономического развития Республики ФИО1 разработать и утвердить административный регламент оказания государственной услуги «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики ФИО1», разместить о ней сведения в реестре государственных услуг (функций) Республики ФИО1, - в течении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО1 через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Злотников В.Я.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.